Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М.Пришвин "Выскочка". УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о творчестве М.М.Пришвина; раскрытие смысла рассказа; формирование умений анализировать поступки и характер героев; понимание авторского отношения к героям.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; характеризовать героев и выявлять авторское отношение к ним.

Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 4 кл. 2 ч., Литературное чтение, презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.02.2019                                                                                                        ФИО учителя: Кузнецова В.В.
Школа:
152                                                                                                        ФИО студента: Майорова Дарья
Класс:
 4б                                                                                                                ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет:
 213

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о творчестве М.М.Пришвина; раскрытие смысла рассказа; формирование умений анализировать поступки и характер героев; понимание авторского отношения к героям.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; характеризовать героев и выявлять авторское отношение к ним.

Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 4 кл. 2 ч., Литературное чтение, презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя

30 сек

-Здравствуйте! Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня я у вас буду вести урок литературного чтения
-Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, присаживайтесь

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: речевая разминка

Наглядный: презентация

3 мин

-Перед началом работы над новой темой, давайте проведем небольшую речевую разминку. Прочитайте скороговорку про себя
У нашего щенка топорщится щека
-Какие слова вам не понятны? Кто может объяснить его значение?
-А теперь давайте прочитаем эту скороговорку хором.
-А теперь хором, разделяя слова на слоги.
-Теперь в быстром темпе? В медленном?
-Хорошо! А кто может прочитать скороговорку с вопросительной интонацией?
-А с восклицательной?
-Молодцы!

-А сейчас мы проверим домашнее задание. Вам нужно было ответить на 4 вопрос на странице 91.  Свои мысли вам нужно было записать в рабочую тетрадь. Кто может сделать это?
-Хорошо!

Выполняют речевую разминку

-топорщится- торчать, расширяться

-Рассказ Л. Толстого «Лев и собачка» напоминает рассказ А. Куприна. И там, и там один из героев погибает, а второй тоскует о друге(3 человека зачитывают ответ на вопрос)

К.: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

К.:владение диалогической формой коммуникацией;

III.Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

1 мин

-Сейчас откройте учебник на странице 92 и прочитайте имя автора и название произведения, над которым мы сегодня будем работать.
-Хорошо! Сегодня мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина «Выскочка».
-Ребята, а что вы уже знаете о Михаиле Михайловиче?
-А какие его произведения вы читали?
-Какие мы можем поставить цели?

-Молодцы!

Читают имя автора и название произведения


Предлагают свои варианты

-Узнать новые интересные факты об авторе, познакомиться с рассказом «Выскочка»

Р.: принятие и сохраннее учебной задачи;

IV.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: словарная работа

Наглядный: учебник

Практический: комбинированное последовательное чтение по цепочке

25 мин

 -Повести Михаила Михайловича Пришвина полны глубокой философии и размышлений о связи человеческой жизни с окружающей нас природой. 
В 1906 году произошел резкий перелом в жизни М.М.Пришвина –он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе.
 Он часто путешествовал, искал места, где можно философствовать и глубоко познать тайны многих народов мира, все это он использовал потом в своих книгах. Он любил размышлять о жизни, о своем предназначении в этом мире. Во времена первой мировой войны, Пришвин отклонился от написания рассказов и сказок, он больше стал писать на политические темы, долго размышлял над несправедливостью государства, но боясь расправы, ему приходилось идти на унизительные для него компромиссы. В годы второй мировой войны Михаил переезжает в тихое место, Ярославскую область. Там он отчаянно защищал леса и животных от уничтожения. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Каждая поездка вносила свою толику(повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. Писателя  именовали «певцом русской природы».

-И сегодня мы познакомимся с его произведением «Выскочка»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? Можем ли мы по названию это предположить?
-А как вы понимаете слово «выскочка»?


-Хорошо! Сейчас давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, о ком идет речь в рассказе

С хозяином дружит,
дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.

-Правильно! Еще одна загадка:

Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что-пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

-Молодцы!
-Вы уже многое говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках?

-Хорошо!

Словарная работа
-В тексте могут встретиться незнакомые для вас слова, давайте сейчас разберем некоторые из них

Бдительность
-Прочитайте слово по слогам, с ударением.  Кто знает, что оно значит?
-Кто может объяснить значение словосочетания
«поскакала дуром»?
адужный. Кто знает, что значит это слово?
-А кто объяснит значение слова
улучила?

-Хорошо, молодцы!
-После прочтения рассказа вам нужно будет ответить на вопрос:
1. Почему автор так назвал произведение?

-Итак, сейчас я начинаю читать, а вы следите, затем читаем по цепочке.

Слушают, анализируют

Предлагают свои варианты

-тот, кто вмешивается в какое-либо дело, желая обратить на себя внимание

Отгадывают загадки

-собака

-сорока

Предлагают свои варианты

Проводят словарную работу

-внимательность, настороженность

-быстро, не думая, как попало
-разноцветный
-нашла подходящий момент

Слушают задание

Слушают чтение учителя, следят
читают по цепочке

П.:формирование обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); преобразование учебного материала, действия; выявление существенного;осознавать познавательную задачу;

Р.: Осуществление выбора; установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

К.: владение диалогической формой коммуникацией; восприятие различных точек зрения

Р.: определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: повторное выборочное чтение

5 мин

-Пришло время отвечать на вопросы поставленные перед чтением.
-Итак, почему автор так назвал произведение?

-Как звали собаку? Найдите в тексте и прочитайте ее описание.


-Чем Выскочка отличилась от других сорок? Найти описание в тексте.

– Прочитайте тот эпизод, когда сорока пошла на во-
ровство.
– Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?
– Что они ей сказали?
– Попробуйте передать это настроение при чтении.
– А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?
-Молодцы

Отвечают на вопросы

-произведение называется так из-за сороки-выскочки, которая поступала так, как ей хочется
-Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок»
-«Из семи сорок одна вышла, не то чтобы совсем глупенькая,  а как-то с заскоком и с пыльцой в голове»

-«…все 6 сорок вели правильное наступление…»
-нет
-«…скачи назад…»
Читают отрывок
-уверенно

К.: владение диалогической формой коммуникацией; восприятие различных точек зрения

П.:выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

4 мин

-От чьего лица ведется рассказ?
-Что вас удивило в рассказе? Что рассмешило?
-Какой породы была Вьюшка?
 -Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость?
-
 На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

-Какой момент в рассказе вам показался самым напряженным? Почему?
-Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?

-Почему эта история закончилась именно так? Кто может придумать другое развитие событий?

-от лица хозяина собаки
Предлагают свои варианты
-лайка
-сорок было 7, а собака одна, они ее окружили
-на то, что ей удастся забрать кость, когда собака отвлечется
Предлагают свои варианты

-она испытала страх, затем стыд и позор перед своими сородичами
Предлагают свои варианты

К.: владение диалогической формой коммуникацией; восприятие различных точек зрения

К.: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

VII.Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения, выборочное чтение

Словесный: учебный диалог

5 мин

РАБОТА В ПАРАХ
-Сейчас вам нужно выполнить задание №6 на странице 95. Кто может прочитать его?
-Итак, вам нужно найти в тексте слова, подтверждающие то, как автор относится к героям. Работать мы будем в парах, но 1 вариант находит и зачитывает слова, подтверждающие отношение автора к Вьюшке, а 2 вариант- отношение автора к Выскочке.

-Теперь вам нужно выбрать из данных слов те, которые относятся к Вьюшке, как автор к ней относится? А к Выскочке?

Читают задание

Выполняют задание
1 вариант:
-«…прекрасно служила сторожем…», «…не пустит врага…», «…веселая собачка…» и т.д.
2 вариант:
-«…в семье не без урода…», «…с заскоком и с пыльцой в голове…», «…поскакала дуром…»
-с любовью, нежностью
- с юмором, насмешкой, состраданием.

 К.: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

П.:выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

VIII.Рефлексия деятельности(по продукту)

Словесный: закрепляющий диалог

Практический: домашнее задание

2 мин

-Итак, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили. Над каким произведением мы работали?
-Кто его автор?

-Достигли ли мы поставленных целей?
-Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
-Сейчас вам нужно выбрать одну фразу и продолжить ее:
На уроке мне понравилось…
На уроке я узнал…
На уроке меня поразило…

-А сейчас давайте запишем домашнее задание: вам нужно будет ответить на вопрос №7 на 95 странице учебника. Рассказ нужно поделить на смысловые части и записать план рассказа в рабочую тетрадь.

-«Выскочка»

- Михаил Михайлович Пришвин
-да
Предлагают свои варианты

Продолжают фразы

Записывают домашнее задание

Л.: Участие в подведении итогов урока; мысленное воспроизведение ситуации; самооценка события, происшествия;

К.: владение диалогической формой коммуникацией;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмори­стический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать содержание произв...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- умет...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...

Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Ещё мама» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.План...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмори­стический текст, делить его на части; формирование навык...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Э.Успенский "Память" (Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся со стихотворением Э. Успенского «Память».Планируемые результаты:Предметные:- знать произведения Э. Успенского;- уметь читать стих...