Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
· создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
· развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать биографию автора И.С. Никитина, содержание стихотворений о Родине;
· уметь прогнозировать содержание произведения.
Личностные:
· способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
· проводить самооценку своих действий;
· развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс) | 614.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 23.04.2020 г. ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош ФИ студента: Бобровникова А.,45 гр.
Класс: 4 ФИО методиста: Кошкарова Л.С.
Кабинет: 4
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «И.С. Никитин «Русь»»
Цели деятельности учителя:
- создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
- развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора И.С. Никитина, содержание стихотворений о Родине;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 3 мин. | - Ребята, сейчас очень внимательно послушайте стихотворение Георгия Ладонщикова. Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей. - Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? - Верно, оно о Родине. Какие эмоции вызывают у вас стихотворения про Родину? - Молодцы. | Слушают стихотворение. - Это стихотворение о Родине. Варианты ответа детей. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 5 мин. | - Как вы понимаете, значение слова Родина? - Отлично. Родина - страна, в которой человек родился, живет и трудится; исторически принадлежащая тому или иному народу территория с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и нравов. - Посмотрите внимательно на слайд. Вы знаете этого человека? - На слайде изображён Иван Саввич Никитин – русский поэт. У него есть произведение под названием Русь. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Отлично. Какие цели мы поставим на урок? - Молодцы. | - Родина – это место, где человек родился, живет, где он пригодился. Варианты ответов детей. Слушают учителя. - Тема нашего урока «И.С. Никитин «Русь»». - Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «Русь» и проанализировать его. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | 8 мин. | - Автора, с которым мы сегодня познакомимся, зовут Иван Саввович Никитин. - Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни? - Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира. - Кто из вас запомнил в какой семье он родился? - Молодцы. В каком городе он родился? - В каких журналах печатался Никитин? - От чего скончался Иван Саввич? - Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 128. - Прочитайте название стихотворения. - Сейчас я прочитаю вам это стихотворение. Слушайте внимательно. Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая? У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу? У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов? Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день Низко кланялась? На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому. И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча темная? Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля Колебалася, И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал Черным облаком! Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей На кровавый пир. И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера О них плакали!.. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит Православный люд. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота. И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову. - Какие незнакомые слова вы услышали? - Как вы думаете, что такое курган? - Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. - Что такое ляха? - Ляха – это маленькое полотенце, утиральничек. - Сейчас прочитаем стихотворение по цепочки. - Ребята, кто хочет прочитать стихотворение? - Спасибо. Понравилось ли вам стихотворение? - Сейчас мы с вами немного разомнемся. Физкультминутка. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Варианты ответов детей. Слушают биографию автора. - В семье торговца свечами. - Родился в городе Воронеж. - Печатался в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки». - Умер от чахотки. - Курганами, ляху. - Курган – это памятник. Варианты ответов детей. Читают стихотворение все вместе, по цепочке. Варианты ответов детей. Участвуют в физкультминутке. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин. | - Скажите, пожалуйста, можно ли назвать стихотворение Никитина о Родине? - Хорошо. Какой видит Русь автор: необъятной, великой, непобедимой, самоотверженной, красивой, достойной восхищения? Найдите слова из текста. - Отлично. Скажите, пожалуйста, какие слова выбирает автор, рассказывая р том, что никто не мог завоевать Русскую землю? - Верно. Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете? - Вам самим после прочтения и анализа понравилось данное стихотворение? - Отлично. | - Можно. Так как он описывает природу нашей страны, ее достопримечательности, достижения. Варианты ответов детей. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. Практический: работа в тетради. | 7 мин. | - Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 92. Прочитайте задание. - Молодцы. Сейчас по цепочке читаем пословицы. - Молодцы. Какие пословицы вам не понятны? - Сейчас в парах выполните задания, которые даны под пословицами. - Давайте проверим эти задания. Какая основная мысль этих пословиц? - Какие пословицы вам понравились больше всего? - Какие у вас ассоциации к слову Родина? - Молодцы. | Открывают тетради и зачитывают задание. - Прочитайте пословицы о родине. Варианты ответов детей. - Родина – это место, которое нужно любить и чтить. Ответы детей. - Отчизна, защита, мать, Россия. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин. | - Какого автора мы сегодня изучали? - В каком городе родился Иван Саввич? - Какое его произведения мы сегодня прочитали и проанализировали? - Найдите в стихотворение строки, которые понравились тебе большого всего? - Как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Мы реализовали эти цели? - Отлично. | - Мы познакомились сегодня с Иваном Саввичем Никитиным. - Иван Саввич родился в городе Воронеж. - Мы прочитали проанализировали произведение «Русь». Варианты ответов детей. - Тема нашего урока «И.С. Никитин «Русь»». - Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «Русь» и проанализировать его. - Мы реализовали все цели. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Прочитать еще раз стихотворение. Выучить любой отрывок на 12 строчек. Подготовиться к викторине по знаниям биографии автора и содержания стихотворения. Сейчас закройте дневники и послушайте меня. - У вас на партах лежат по два жетона, один улыбающийся, а второй грустный. Если у вас хорошее настроение, то поднимите веселый смайлик, а если плохое настроение и вам что-то не понравилось, то грустный смайлик. Начинаем с первого ряда. - Молодцы. Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | Записывают домашнее задание. Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Слушают учителя. Оценивают деятельность одноклассников на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "В.А.Осеева «Хорошее»" (2 класс, Школа России)
В.А.Осеева «Хорошее»...