И.Пивоварова "Вежливый ослик"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения в 1 классе. И. Пивоваровой "Вежливый ослик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вежливый ослик | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
И. ПИВОВАРОВА «ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать вежливость и внимательное отношение к окружающим.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные:умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием; совершенствование выразительного и осознанного чтения; умение придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:умение совершенствовать навыки читательской самостоятельности анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Регулятивные:умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто.
Урок
I. Актуализация знаний.
Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».
– Прочтите ребус.
(Игрушка.)
– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?
– Можно ли проявлять упрямство в игре?
II. Постановка цели урока.
– Какого человека можно назвать вежливым?
– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.
Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернётся.
Припев: И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону, и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
– Какой же силой обладает улыбка?
III. Изучение нового материала.
1. Эвристическая беседа.
– Что значит быть вежливым?
– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
– Какие «вежливые» слова вы знаете?
«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Любочка».
На доске иллюстрация с стихотворениям А. Барто.
– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.
– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто.
– Послушайте его:
ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка, Ленточка в косе, Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Кружится и юбочка, И ленточка в косе. Все глядят на Любочку, Радуются все. Но если к этой Любочке Вы придёте в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом. Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу: – У меня уроков много, Я за хлебом не пойду! | Едет Любочка в трамвае – Она билета не берёт. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперёд. Говорит она, толкаясь: – Фу! Какая теснота! – Говорит она старушке. – Ну садись! – вздыхает та. Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей её красе. Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя не обязательно Они зовутся Любами. |
– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?
– О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А. Барто?
– Какие ещё правила вежливости вы знаете?
3. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку:
Дружно в оркестре
Играли дети:
Карл играл
На чёрном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.
4. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
веж-ли-вый – вежливый
вос-пи-тан-ный – воспитанный
кла-нял-ся – кланялся
от-хо-дил – отходил
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.
5. Анализ стихотворения.
– Объясните название произведения.
– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?
– Какой совет дает автор?
– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?
– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.
– Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.
– С какой интонацией надо прочесть эти строки?
– Как можно назвать поведение ослика?
– Что такое лицемерие?
Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
– Прочтите слова:
добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?
– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
Физкультминутка
Эй, ребята, что вы спите! На зарядку становитесь! Справа – друг и слева – друг! Вместе все – весёлый круг! Под весёлые напевы Повернёмся вправо-влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо-влево головою! Руки вверх! Перед собою! | Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу Правую дай другу руку, Повернись налево к другу. Левую дай другу руку, Шаг назад и два вперёд! Вправо-влево поворот! |
IV. Продолжение изучения нового материала.
Игры Деда Буквоеда.
Игра «Плетёнка».
– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками.
В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.
– Сколько слов вы прочитали?
V. Итог урока.
– С какими произведениями мы сегодня познакомились?
– Какие правила вежливости мы повторили?
– Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».
– Чему учат нас эти произведения?
Внеурочная деятельность: выразительное чтение произведений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Агния Львовна Барто (1906–1981) жила в то же время, что и К. И. Чуковский, написавший стихи про Бармалея, Крокодила, Тараканище.
Вообще-то А. Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году; тогда ей было 19 лет. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек нынешних читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается» уже были …
Однажды какой-то мальчик, позвонив Агнии Львовне по телефону, сказал с обидой:
– Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!
– Почему ты решил, что это про тебя?
– Так в классе все говорят.
– А сколько тебе лет?
– Десять.
– А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сила любви и мечты."( По рассказу А.Куприна "Слон"и стихотворению М.Карема"Ослик")
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я...
Шаблон (фон) презентации "На день рождения к Ослику"
Данный шаблон можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям по любым предметам....
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
Урок составлен по УМК "Школа России" 1 класс...
Презентация к сказке "Как ослик счастье искал"
Презентация к сказке, с предворительной работой звуко-буквенного анализа...
Сказка "Ослик и ёжик"
В роли героев выступают животные.Цель: воспитывать умение дружить,помогать друг другу в трудных ситуациях и слушаться родителей....
Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква О». «Игры Ослика».
Знакомство со звуком [о] и обозначением его на письме буквой О, о....
И.Тургенев «Воробей», М.Карем «Ослик»
Тема урока: И.Тургенев «Воробей», М.Карем «Ослик»Цель урока: Развитие умений анализировать текст, различать позиции автора и героя произведения.Задачи урока:Образовательная: Ра...