Работа над техникой чтения
методическая разработка по чтению
Предварительный просмотр:
Работа над техникой чтения
«Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.» (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).
Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения (до 120 слов в минуту), когда ученику, чтобы понять содержание необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды (для осмысления).
Занятия по оптимальному чтению проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
Цель: развитие потребностей младших школьников в познании, повышение осознанности и активности учащихся в совершенствовании технической стороны процесса чтения.
Задачи: 1.Выработка чёткого произношения слов, правильного речевого дыхания, внимания и его распределение, единого темпа речи.
2.Развитие оперативного поля зрения (чтения).
3.Накопление в памяти школьника зрительных образов слов.
4.Обучение быстрому, правильному и сознательному чтению без напряжения.
5.Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребностей в эмоциональном освоении действительности.
Структура занятия
№ | Этапы занятия | Хронометраж |
1. | Пятиминутка чтения | 5 мин |
2. | Постановка учебной задачи | 1 мин |
3. | Речевая зарядка | 10 мин |
4. | Работа с таблицами Шульте | 6 мин |
5. | Многократное чтение текста | 20 мин |
6. | Подведение итогов | 3 мин |
Многократное чтение одного предложения
(III, IV четверть 1 класса, I четверть 2 класса)
Порядок чтения | Виды чтения |
1-й раз | Медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слов |
2-й раз | Повторное прочтение без учителя |
3-й раз | Плавное слитное чтение |
4-й раз | Чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали друг другу) |
5,6,7-й раз | Предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом значимом слове |
8,9,10-й раз | Темп чтения доводится до уровня скороговорки |
Формулировка нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися * |
Предложения для многократного чтения
- Морозы запечатали крепким ледком реки.
- Высокие деревья скрипели в лесу.
- Протянулся через дорогу заячий след.
- Ложится лисица только на сухую землю.
- Дятел клювом по дереву постукивает.
- Над берлогой наросла белая крыша.
- Снегири перелетают с дерева на дерево.
- Клесты выводят птенчиков зимой.
- Летом снегири живут на севере.
- Главная еда белки в дупле старого дерева.
- Озимые хлеба без снега замёрзнут.
- Зайчата родятся в тёплых шубках.
- На берёзах тетерева кормятся почками.
- Около дома растёт много деревьев.
- Лягушки скачут с берега в пруд.
- Коровы давали всё больше молока.
- Хвостатый тритон прожил в пруду.
- С деревьев дождём сыплются листья.
- В лесу свищет холодный ветер.
- На дубах ещё держится листва.
- Уже выкопали в поле картошку.
- Спрятался ёж в гнездо под корнями.
- Верхние ветви дерева росли в небо.
- Поздней осенью медведь выбрал место для берлоги.
Речевые зарядки
(II – IV четверть 2 класса, 3 класс, 4 класс) *
Материалом для речевых зарядок является скороговорка.
Правила разучивания скороговорок
(См.: Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. - №1)
№ | Правила |
1. | Послушай (прочитай) скороговорку |
2. | Подумай, о чём говорится в скороговорке |
3. | Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется |
4. | Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть |
5. | Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее |
6. | Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе |
7. | Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку |
8. | Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом * |
9. | Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями * |
Набор скороговорок
2 класс | 3 класс | 4 класс |
I четверть | ||
У ежа и ёлки иголки колки. | В живом уголке жили ежи да ужи. | |
Лара у Вали играет на рояле. | У Сени и Сани в сетях сом с усами. | |
Поля пошла полоть петрушку в поле. | Болтунья болтала пока не переболтала. | |
Звёздный змей звенел зубами. | От топота копыт пыль по полю летит. | |
Возжи из кожи в хомут вхожи. | Все покупки у прилавка упакованы в кульки. | |
Ткачи ткали ткани на платье Тане. | Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула. | |
II четверть | ||
Хвала халве. | Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. | Полпогреба репы, полколпака гороху. |
Купи кипу пик. | Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом. | Дятел дуб долбил, да не додолбил. |
Уже ужи в луже. | У Паши – шахматы, у Саши –шашки. | Съел Слава сало, да сала было мало. |
Добр бобр до бобрят. | Под плетень, в тень! Топором в пень – дзень! | Три сороки-тараторки тараторили на горке. |
Наш Полкан попал в капкан. | На рынке Кирилл кружку купил. | Шли сорок мышей, несли сорок грошей. |
Течёт речка, печёт печка. | Три корабля лавировали, Да не вылавировали. | Раз дрова, два дрова, три дрова. |
Жутко жуку жить на суку. | Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. | Не руби дрова на траве. |
III четверть | ||
Зоиного Зайку зовут Зазнайка. | Косарь Касьян косой косит косо. | Сшила Саша Сашке шапку. |
Дарья дарит Дине дыни. | Не скосит Касьян-косарь покоса. | На гармони громко заиграл Ерёмка. |
Слишком много ножек у сороконожек. | Валин валенок провалился в проталинок. | Пекарь Пётр пёк пироги. |
Чешуя у щуки, щетинка у чушки. | Хитрую сороку поймать морока. | Веселей Савелий сено пошевеливай. |
У осы не усы, а усики. | Водовоз вёз воду из водопровода. | Клала Клава лук на полку. |
Сел сокол на гол ствол. | Перепёлка перепелят прятала от ребят. | Кликнула к себе Николку. |
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. | Жук жужжит над абажуром. | Проворонила ворона воронёнка. |
Добры бобры идут в боры. | Юла возле Юльки крутится, поёт. | Архип осип, Осип охрип. |
У четырёх черепашек четыре черепашонка. | Юре и Юле спать не даёт. | У Кондрата куртка коротковата. |
У ежа – ежата, у ужа – ужата. | Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. | Три вороны на воротах. |
IV четверть | ||
Не найти ушки у нашей лягушки. | Стоит воз овса, возле воза – овца. | Летели три вороны, черны, пестроголовы. |
У Зины болит зуб, она не может есть суп. | Толком толковать, да без толку расперетолковать. | Милая Мила мылась с мылом. |
Сколько не ело сито – ни разу не было сыто. | Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. | Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. |
Сыворотка из-под простокваши. | А сорок сорок – сорок морок! | Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
Не живут ужи, где живут ежи. | Носит Сеня в сени сено. | Тимошка крошит в окрошку крошки. |
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. | Спать на сене будет Сеня. | Сыпь песочек в жёлтенький черепочек. |
На возу лоза, у воза коза. | Саша шапкой шишку сшиб. | У пеньков опять пять опят. |
Работа с таблицами Шульте
(1, 2, 3 класс) *
(См.: Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. - №11).
В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе - от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5-4 секунды.
Правила работы с таблицами
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.
1 класс 2 класс 3 класс
5 | 7 | 3 | 1 | 16 | 3 | 6 | 5 | 13 | 16 | 8 | 10 | ||
9 | 1 | 8 | 20 | 8 | 19 | 11 | 11 | 22 | 20 | 24 | 6 | ||
10 | 6 | 4 | 10 | 13 | 4 | 9 | 15 | 1 | 9 | 13 | 18 | ||
2 | 15 | 18 | 2 | 14 | 7 | 19 | 4 | 23 | 21 | ||||
5 | 12 | 7 | 17 | 2 | 12 | 25 | 17 | 14 |
д | ё | в | б | р | д | ж | и | е | о | з | м | ||
з | а | ж | е | л | с | в | а | ж | т | ц | б | ||
й | е | г | п | и | а | н | р | a | и | у | к | ||
п | и | к | г | о | т | ё | п | й | х | д | и | ||
н | з | у | к | ё | г | л | с | в |
Многократное чтение текста
(II, III, IV четверть 2 класса, 3, 4 класс) *
(См.: Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения. – Луганск, 1989)
№ | Виды чтения | Время работы |
2 класс | ||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова) | 1 мин |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов) | 1 мин |
3. | Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки) | 20 с |
4. | Чтение за диктором (чтение вместе с учителем) | 1 мин |
5. | Чтение текста шёпотом до конца* | |
6. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) * | 2 мин |
7. | Чтение вслух отрывка в паре | 5 мин |
8. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон) | 2 мин |
3-4 классы | ||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова) | 1 мин |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов) | 1 мин |
3. | Чтение «Молния» (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания) | 20-30 с |
4. | Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию | 1 мин |
5. | Чтение «про себя» (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка) * | 1 мин |
6. | Чтение «глазами» (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух) * | 2 мин |
7. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) * | 2 мин |
8. | Чтение вслух отрывка в паре | 5 мин |
9. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон) | 1 мин |
Тексты для многократного чтения
2 класс | 3 класс | 4 класс |
I четверть | ||
В.Бианки «Сентябрь» | А.Волков «Астраханский заповедник» | |
В.Бианки «Месяц прощания с Родиной» | А.Волков «Астраханский заповедник» | |
Н.Сладков «Синичий запас» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
В.Бианки «Октябрь» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
В.Бианки «Живые памятники» | К.Паустовский «Зелёная стража» | |
Э.Шим «Тяжкий труд» | С.Небесный «Деревья-пылесосы» | |
II четверть | ||
В.Бианки «Телеграмма из лесу» | Н.Надеждина «Как спят змеи» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща» |
И.Соколов-Микитов «Приготовились к зиме» | В.Бианки «Ноябрь» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща» |
В.Бианки «Переполох в Южной Африке» | В.Бианки «А мы их перехитрили!» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Бианки «Прячутся» | И.Надеждина «Как человек удлинил лето» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Бианки «Готовятся к зиме» | В.Бианки «Декабрь» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
В.Волков «Лисица» | В.Бианки «Лес зимой» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
Э.Шим «Кому было плохо» | З.Трофимова «Что такое ветер?» | Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров» |
III четверть | ||
Э.Шим «Кто был рад снегу» | Н.Калинина «Добрый ветер» | К.Меркулова «В степи» |
И.Соколов-Микитов «Первая пороша» | В. Бианки «Любитель холодных ванн» | К.Меркулова «В степи» |
В.Бианки «Приспособился» | З.Трофимова «Вода на земле» | А.Грибанов «Озеро Баскунчак» |
Г.Скребицкий «Как белочка зимует» | Н.Калинина «Водяные пары» | А.Грибанов «Озеро Баскунчак» |
В Чаплина «Чем дятел кормится» | Д.Тихомиров «Снежные узоры на окнах» | Г.Скребицкий «В субтропическом лесу» |
Ю.Дмитриев «Снегирь» | А.Клыков «Рыбы» | Г.Ганейзер «На Памире» |
Ю.Дмитриев «Вот чудеса-то!» | Г.Скребицкий «На пороге весны» | Г.Ганейзер «На Памире» |
В.Бианки «Ягодки под снегом» | Г.Скребицкий «Весна» | Г.Ганейзер «На Памире» |
М.Пришвин «Птицы под снегом» | Н.Павлова «Первые цветы» | А.Ивич «Как хлеб растят» |
В.Бианки «Стеклянные лягушата» | В.Бианки «Март» | А.Ивич «Как хлеб растят» |
IV четверть | ||
Н.Раковский «Это интересно знать» | В.Бианки «Великое переселение птиц на Родину» | А.Ивич «Про соль» |
В.Бианки «Сосунки в лесу» | В.Бианки «Апрель» | А.Ивич «Про чай» |
Л.Толстой «Деревья дышат» | Н.Надеждина «Весеннее расписание» | А.Ивич «Про сахар» |
В.Бианки «Мать-и-мачеха» | В.Бианки «Календарь земледельца» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
В.Бианки «Перезимовали» | Г.Скребицкий «Раненые деревья» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
В.Бианки «Кому смех, кому слёзы» | Н.Павлова «Гости» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
М.Пришвин «Заработал трактор» | В.Бианки «Лесной оркестр» | М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над техникой чтения.
Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. ...
Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения
Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...
Тренажёр "Работаем над техникой чтения"
Тренажёр предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время....
Работа над техникой чтения (советы для родителей)
Учителям начальной школы определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением.Психологами и педагогами выявлена закономерность - если ребенок к концу первого кла...
Работаем над техникой чтения
Всем известна методика улучшения техники чтения, разработанная Федоренко. Предлагаю Вашему вниманию наборы карточек ддля работы по этой методике....
Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).
Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...
Тренажёр. Работаем над техникой чтения.
Презентация разработанна для улучшения техники чтения....
Комментарии
Полезный методический
Полезный методический материал, обязательно возьму кое-что полезное для себя. Только почему во внеурочное время? Материал вполне приспосабливаемый для работы на уроке, очень органично впишутся отдельные приёмы на самом уроке.Удачи, коллега!