Урок литературного чтения по произведению "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Работа с книгой по произведению Сергея Аксакова "Аленький цветочек". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenkiy_tsvetochek_.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4«А» классе

Тема: «Наедине с книгой. Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"»

Цель: ознакомление обучающихся с произведением С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"

Задачи:

Личностные: 

-воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

-побуждать к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения.

Метапредметные: 

-развивать познавательные способности и навыки;

- развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;

Предметные:

- формировать нравственные убеждения через оценку героев и сопереживание им;

- учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях;

-формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;

Оборудование урока: учебник Н.А. Чуракова  «Литературное чтение»: учебник для 4 класса: в 2 ч. Самара: Изд. «Учебная литература»:  Издат дом «Фёдоров» 2010

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Возраст участников: 9-10 лет

Кол-во участников: 25 человек.

План проведения урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – 2 минуты

2. Актуализация опорных знаний и способов действий – 10 минут

3. Выявление проблемы – 3 минуты

4. Решение проблемы – 6 минуты

5. Первичное закрепление – 7 – 10 минут

6. Организация самостоятельной работы – 7 – 10 минут

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности – 3-4 минуты


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Мотивация к учебной деятельности.

Настрой  на работу в стихотворной форме:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

- Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

Внимательно слушают учителя.

Л:самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2)Актуализация опорных знаний и способов действий.

Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущем уроке литературного чтения.

Проверка домашнего задания.

Отвечают заданное им ранее домашнее задание.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3)Выявление проблемы.

Звучит музыка. На фоне музыки ученик читает зачин сказки.  

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

 -Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки  

- Что слышится в названии?  

Для кого он написал сказку? 

"Аленький цветочек"

Нежность, красота. 

(Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

4)Решение проблемы.

-Текст наполнен старинными словами и выражениями. И чтобы правильно прочитать сказку, давайте обратимся к волшебной шкатулке. 

Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не камни драгоценные в ней, а слова устаревшие.

Затем на слайде появляется текст с лексическим значением.

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Ученики читают со слайда словосочетания и пытаются  объяснять их лексическое значение.

Читают сказку.

Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Л:  эмоционально воспринимать сказку.

П: воспринимать содержание на слух; выразительно читать вслух.

5) Первичное

закрепление.

Назовем главных героев.                

- Дадим им характеристику.        

        

1. Купец.                

- Прочитаем отрывок из сказки вслух.

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

2. Зверь лесной, чудо морское.

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает

или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда

морского, что мы невольно представляем безобразное существо.

Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения?

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать

редкой душевной красотой.

3.Три сестры

Три сестры; купец; зверь

лесной, чудо морское.

Ученик читает с листа:

“Лучше мне с дочерьми

повидатися, дать им своё

родительское

благословение, и коли они

избавить меня от смерти

не захотят, то

приготовиться к смерти по

долгу христианскому и

воротиться к лесному

зверю, чуду морскому”.

Купец – человек слова и

верующий, он думает

лишь о спасении души.

П: осуществлять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П: воспроизводить по памяти и анализировать необходимую информацию.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

6) Организация

совместной

работы.

Элементы драматизации.

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией).

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? Как же мы можем судить об их душевных качествах?

- Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру.

Мысли подтвердите словами текста.

Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца, недобрая, завистливая.

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).

- А младшая дочь, какая она?

- В каком поступке это проявилось?

- В каком поступке это проявилось?

- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему?

- Какой момент сказки самый волнующий?

-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах близко к тексту - индивидуальное домашнее задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?

– За что же полюбила девушка чудище?

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Четверо учеников

распределяют роли

главных героев. «Купец»

вручает гостинцы:

старшей сестре – корону,

средней – зеркальце.

По поступкам.

- Добрая, ласковая

- Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

- Любовь девушки.

- За его душу, доброту

- Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Л:  эмоционально воспринимать сказку.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

7) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то нарисуйте распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то нарисуйте  бутон аленького цветочка.

- В человеке главное - его душа, а любовь способна победить зло.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Л: способствовать формированию адекватной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

презентация к уроку литературного чтения "Аленький цветочек"

презентация к уроку литературного чтения "Аленький цветочек"...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...