Урок литературного чтения по произведению "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Работа с книгой по произведению Сергея Аксакова "Аленький цветочек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alenkiy_tsvetochek_.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4«А» классе
Тема: «Наедине с книгой. Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"»
Цель: ознакомление обучающихся с произведением С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"
Задачи:
Личностные:
-воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-побуждать к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения.
Метапредметные:
-развивать познавательные способности и навыки;
- развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
Предметные:
- формировать нравственные убеждения через оценку героев и сопереживание им;
- учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях;
-формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
Оборудование урока: учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение»: учебник для 4 класса: в 2 ч. Самара: Изд. «Учебная литература»: Издат дом «Фёдоров» 2010
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Возраст участников: 9-10 лет
Кол-во участников: 25 человек.
План проведения урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний и способов действий – 10 минут
3. Выявление проблемы – 3 минуты
4. Решение проблемы – 6 минуты
5. Первичное закрепление – 7 – 10 минут
6. Организация самостоятельной работы – 7 – 10 минут
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности – 3-4 минуты
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1)Мотивация к учебной деятельности. | Настрой на работу в стихотворной форме: Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. - Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения! | Внимательно слушают учителя. | Л:самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2)Актуализация опорных знаний и способов действий. | Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущем уроке литературного чтения. Проверка домашнего задания. | Отвечают заданное им ранее домашнее задание. | К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
3)Выявление проблемы. | Звучит музыка. На фоне музыки ученик читает зачин сказки. "В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..." -Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки - Что слышится в названии? - Для кого он написал сказку? | "Аленький цветочек" Нежность, красота. (Своей единственной внучке Оленьке он посвятил эту сказку.) | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
4)Решение проблемы. | -Текст наполнен старинными словами и выражениями. И чтобы правильно прочитать сказку, давайте обратимся к волшебной шкатулке. Лексическая работа (Шкатулка) - Вот сказочная шкатулка, но не камни драгоценные в ней, а слова устаревшие. Затем на слайде появляется текст с лексическим значением. Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой Яства сахарные – еда, кушанья Челядь дворовая – слуги, дворовые Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет Опочивать легла – спать легла Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ | Ученики читают со слайда словосочетания и пытаются объяснять их лексическое значение. Читают сказку. | Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Л: эмоционально воспринимать сказку. П: воспринимать содержание на слух; выразительно читать вслух. |
5) Первичное закрепление. | Назовем главных героев. - Дадим им характеристику.
1. Купец. - Прочитаем отрывок из сказки вслух. - О каких качествах купца можно судить из этого отрывка? 2. Зверь лесной, чудо морское. -Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение. - Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой. 3.Три сестры | Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское. Ученик читает с листа: “Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души. | П: осуществлять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П: воспроизводить по памяти и анализировать необходимую информацию. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
6) Организация совместной работы. | Элементы драматизации. - Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией). - Дает ли Аксаков описание характера сестер? Как же мы можем судить об их душевных качествах? - Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста. Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца, недобрая, завистливая. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст). - А младшая дочь, какая она? - В каком поступке это проявилось? - В каком поступке это проявилось? - А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему? - Какой момент сказки самый волнующий? -Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах близко к тексту - индивидуальное домашнее задание.) – Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? – За что же полюбила девушка чудище? – О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке? | Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце. По поступкам. - Добрая, ласковая - Когда происходит превращение чудища в доброго молодца. - Любовь девушки. - За его душу, доброту - Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности. | Л: проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Л: эмоционально воспринимать сказку. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
7) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | - Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков? - Какие задания показались вам интересными? - Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания) - Если урок для вас был интересен и полезен, то нарисуйте распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то нарисуйте бутон аленького цветочка. | - В человеке главное - его душа, а любовь способна победить зло. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Л: способствовать формированию адекватной самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)
Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек" был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...
Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
презентация к уроку литературного чтения "Аленький цветочек"
презентация к уроку литературного чтения "Аленький цветочек"...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...