Литературное чтение,18 апреля 2020 года
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Гайфуллина Эльмира Талгатовна

Тема войны в стихотворении Б.А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщающий урок по разделу «Родина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

   Тема войны в стихотворении

 Б.А. Слуцкого «Лошади в океане».

1.- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.

2.  Проверка домашнего задания

- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку.

Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

-  Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок.  Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечество или отчизна .

Это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы)

- Как безграничны просторы  Родины, один пейзаж сменяется другим. Наша Родина многонациональна, и только дружба между народами делает ее крепкой, могучей, защищенной.

C:\Users\Эльмира Талгатовна\Desktop\s1200.jpg

На доске пословица: Родина-мать, умей за нее постоять.

Объясните смысл этой  пословицы.

Ответы детей.

- А какие пословицы о Родине вы еще знаете?

3. Слово о войне.

- Но, к сожалению, Россия на протяжении всей истории подвергалась нападкам других стран. Мы по окружающему миру это проходим. Давайте вспомним, от кого в разное время Россия подвергалась нападкам?

- А какая война была самой губительной? Когда она началась и когда закончилась?

4 года шла война – это 1418 дней!

34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.

- Вот что такое 20 миллионов!

- Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.

4. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением, которое не возможно не полюбить.    Постараемся ответить на вопрос, почему это стихотворение изучают в разделе «РОДИНА»

 

C:\Users\Эльмира Талгатовна\Desktop\Boris-Sluckii.jpg

-  Знаком вам этот человек?  

Это Борис Абрамович Слуцкий.

Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение?    

  • Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
  • Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
  • Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
  • Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
  • Был тяжело ранен и контужен.
  • После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
  • Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
  • После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти  каждый месяц в течение девяти лет.

       

5. Знакомство со стихотворением.

- Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны. В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека.  

- Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души. Не только люди, но животные.

- Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».

         

5. Рассказ об истории создания стихотворения.

- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике».

       Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. »

- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил. Это стихотворение было переведено на другие языки. Говорят, нищие пели их в электричках. Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.

 

6. Словарная работа(сообщение учащегося)

 

-Давайте прочитаем  стихотворение,  выясним смысл незнакомых для вас слов

Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом

Гнедой – масть лошади красновато- рыжего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.

 

7. Чтение текста.  Дети по очереди читают это произведение.

.

- Как вы считаете, кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?

- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:

ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ.  

8.  Работа по содержанию

Ответьте  на вопросы, подтверждая словами из текста

Как назывался корабль?

Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:

Какой груз был в трюме?

Что произошло с кораблём?

Как получилось, что лошади оказались в открытом океане? 

Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?

 Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:

Лошади умеют плавать, 
но — не хорошо. Недалеко. 
И сперва казалось — плавать просто, 
океан казался им рекой.

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?  

 Что хотел показать автор этим повторением?

(было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь).

 «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей

Найдите строчки,  которые указывают на отношение автора к лошадям?

Вот и все. А все-таки, мне жаль ах 
рыжих, не увидевших земли

- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?

Почему автор называет лошадей рыжим островом?

Как поэт относится к тому, что произошло на корабле «Глория» ?

Как спасались люди?

Почему автор говорит «в шлюпки влезли» ?

Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?

Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?

Чему возражали кони?

Кто их топил?

14.   Домашнее задание.

( выразительное чтение, по желанию выучить стихотворение наизусть)



Предварительный просмотр:

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане

Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.

«Глория» — по-русски — значит «Слава»,-
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение на родном языке,7 апреля 2020 года

Н.Сладков "Тыштан ялтырый,эчтән калтырый"Ссылка к просмотру презентации https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-tatarskomu-literaturnomu-chteniyu-po-programme-pnsh-na-temu-gmblr-ser...

Литературное чтение на родном языке,11 апреля,2020 года

Тема:К.Тимбикова “Бану әби сабагы...

Литературное чтение,13 апреля,2020 года

Тема урока : Прославление природы в стихотворении А.В. Жигулина «О, Родина! В не-ярком блеске!»...

Литературное чтение на родном языке,14 апреля,2020 года

Тема урока: К.Тимбикова “Бану әби сабагы”...

Литературное чтение,15 апреля 2020 года

Литературный вечер на тему: «Родина, любимая и милая»...

Литературное чтение,20 апреля 2020 года

Знакомство с понятием научно-фантастической литературы через произведение Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»...