Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Птицы – наши друзья». Б. Житков «Галка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах. Развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chtenie.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Птицы – наши друзья». Б. Житков «Галка»
Цели: Познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах. Развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, - -формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Оборудования: текст рассказа «Галка», карточки с заданиями, портрет писателя, выставка книг, презентация.
Ход урока.
1. Орг. момент. (1мин)
- Начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
- А какой птице вспомнили в стихотворении? (слайд)
- В народе о сороке сложилось немало поговорок. Из них «сорока-воровка», связана с тем, что сорока неравнодушна к незнакомым, особенно блестящим предметам. Сороки хватают металлические ложки, ключи и другие вещи и улетали с ними подальше, чтобы затем спрятать в укромное место.
- О такой необычной привычки сороки я вам не случайно рассказываю. Позже вы объясните мне, чем связана птица сорока с темой урока.
2.Актуализация опорных знаний. (на фоне слайдов: птиц) (3 мин)
- Ребята, послушайте фонограмму. (звучит фонограмма «Голоса птиц».)
- Что за звуки мы сейчас услышали?
- Правильно. На этом уроке и на следующих уроках сегодняшнего дня мы будем говорить о прекрасных жителях нашей планеты, о пернатых друзьях - о птицах, увидим жизнь перелетных и зимующих с нами птиц, их значение в природе и в жизни людей.
- Скажите, каких птиц вы знаете?
- Чем птицы отличаются от всех животных?
- Что общего у всех птиц, какие только есть на свете? (яички, перья, крыло, клюв)
- Все ли птицы живут на одном месте?
- Куда и когда они улетают? (слайды)
- Какие птицы остаются зимовать? Почему? (слайды)
3. Самоопределения деятельности. (3мин)
- Послушайте стихотворений, автором, которого является знаменитый русский поэт Саша Черный. Из этого стихотворения мы узнаем еще об одной птице, которая остается зимовать с нами.
1 ученик.
ГАЛЧАТА.
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
- А какой птице идет речь в стихотворении.
2 ученик
Галка - веселая, живая и умная птица. Она способна оживить ту местность, в которой водится. Голос ее гибок, и она без труда выучивается говорить человеческие слова или подражать другим звукам, например, пению петуха.
Из всех ворон галку чаще всего держат в неволе: привлекают ее веселый нрав, ловкость, понятливость и привязанность к хозяину. Воспитанные в неволе молодыми галки без труда приучаются вылетать из дома и возвращаться обратно.
- Послушайте, как поет галка.
- Есть еще немало литературных произведений об этой необычной птице.
- Помимо того, что галка может говорить человеческими словами, подрожать другим звукам, жить неволе рядом с человеком, у нее есть еще одна интересная привычка, о которой мы узнаем из рассказа Бориса Житкова «Галка».
4. Изучение новой темы. (1 мин)
1. Краткое содержание творчества писателя.(слайд: портрет писателя)
- Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
2. Выставка книг Б. Житкова.(живая выставка)
5.Динамическая пауза (1 мин): игра «Прилетели птицы».
- Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики…
Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы…
6. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков (3 мин)
1. Словарная работа:
Давалась гладить, повадки.
2. Слушание рассказа.
-Прослушайте аудиозаписи рассказа Б.Житкова «Галка»
7. Закрепление изученного материала.
1.Проверка понимания содержания и смысла услышанного рассказа.
(3 мин)
Вопросы по содержанию текста:
- Какая птица жила в доме у детей?
- Что пропало у сестры? Как это произошло?
- На кого обиделась девочка? Почему?
- Чем хотела помочь бабушка?
- Смогла ли она помочь детям? Почему?
- На кого она подумала?
- Что увидел на крыше мальчик?
- Кто стащил вещи?
- С какой птицей бабушка сравнила галку?
- Почему я вам в начале урока рассказала о сороке?
- О том, почему они так похожи я вам расскажу на уроке окружающего мира.
- А теперь продолжим работу над рассказом «Галка».
2. Чтение текста по частям и озаглавливание, составление плана, рисование словесной иллюстрации. (15 мин)
План:
1. Пропало колечко, потерялись очки.
2. Бабушка и сестра обиделись на мальчика.
3. Мальчик увидел галку.
4. Пропажа нашлась.
5. Все помирились.
8. Рефлексия. (15 мин)
Работа в группах. Задания в конвертах
- Для того чтобы проверить как вы запомнили рассказ, я предлагаю выполнить задания по группам.
1 группа.
Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.
2 группа.
Задание: восстановите план текста в нужной последовательности. План разрезан на отдельные полоски.
3 группа
Задание: подготовить чтение по ролям. (инсценировка)
Итог урока.
- Молодцы!
- Как называется произведение, с которым мы познакомились?
- Кто автор?С чем связан рассказ «Галка» с темой дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению В.Дуров "Наша Жучка"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»
Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О. Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...