Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок с применением приёмов технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzina_s_elovymi_shishkami_4_klass.doc | 45.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_korzina_s_elovymi_shishkami.pptx | 376.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Урок литературного чтения 4 класс
«Корзина с еловыми шишками»
К.Паустовский
Выполнила:
Макарова В.Г.
учитель начальных классов
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цель:
-совершенствование навыка осмысленного, выразительного чтения,
-способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре; способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
-развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;
-способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Планируемые предметные результаты урока:
Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).
Метапредметные результат:
Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.
Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности.
Личностные УУД: формирование системы нравственно этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуация
.
Ход урока.
- Оргмомент.
II . Работа с текстом до чтения.
1. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.
- Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?
- Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?
2. Сведения о жизни К. Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
- Ребята, давайте вспомним произведения, написанные К. Паустовским. (Слайды 1-8).
- Рассмотрите иллюстрации к произведениям К. Паустовского (Слайд 9-13)
В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли.
Паустовский умер в 1968 году. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой годы жизни 1892 - 1968.
-У могилы писателя, корзина с еловыми шишками ? Случайно ли это?
- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?
- Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.
- Откройте учебник на стр. ___.
- Рассмотрите иллюстрации. Как называется произведение?
- Его жанр? Давайте повторим жанры.
- Жанр произведения Паустовского?
- Прочитайте первое предложение произведения. О ком оно будет? Но мы знаем, что Паустовский писал о животных? Кто такой Григ? Кто знает?
– Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.
- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.
– Что вы знаете об Эдварде Григе? Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку?
Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года.
Похоронен в скале над вечно волнующимся морем .
Посмотрите, какая связь между Константином Паустовским и Эдвардом Грином, а Эдвардом Грином и корзиной еловых шишек?
3. Перед чтением проведем словарную работу
Словарная работа. * - поиск по толковому словарю
Берген - город в Норвегии.
Ничтожная часть - маленькая часть.
Кованые - обитые железом.
Портьеры* - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Ботфорты* - высокие сапоги.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.
Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага - колющее оружие с прямым длинным клинком.
4.Чтение 1 части. Выявление первичного восприятия текста
– Чтение учителем начала рассказа.
- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?
Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.
5. Чтение 2 части учителем и учащимися.
- Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?
- Каких слушателей он ценил больше всего? Почему
- Почему же Григ писал музыку именно для девочки?
-Какие слова 2-ой части самые важные?
- Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?
6. Чтение 3 и 4 части.
- Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.
- Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?
- Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?
- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.
А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.
Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)
Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.
III.Рефлексия. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Продолжи фразу:
Я понял, что…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета
Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке
Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения
Голубой, если вам было скучно и неинтересно.
IV. Домашнее задание
Перечитать рассказ и по желанию составить синквейн к слову «Григ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Откуда взяты эти строки? «Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. .»
Растрепанный воробей
Откуда взяты эти строки? «…Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. …»
5 Барсучий нос
Откуда взяты эти строки? «… Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей».
Кот- ворюга
Откуда взяты эти строки? «…Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. …»
9 Заячьи лапы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.
Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...
Конспект урока литературного чтения "Творчество С. В. Михалкова" 4 класс
Тема урока: « Творчество С.В.Михалкова»....
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.
Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....