Конспект урока по литературному чтению «М.М. Зощенко «Золотые слова»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения
Планируемые результаты
Предметные: знать автора произведения; уметь понимать главную мысль литературного произведения
Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
Тип урока: открытия нового знания
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч., Л.Ф. Климанов, В.П. ГорецкийУМК «Школа России», презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotye_slova_konspekt_uroka.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения Психологический настрой: Организация урока Словесный Беседа | 1-2 минуты | - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения. Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и читать | Приветствуют учителя | Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Подведение к теме и цели урока Словесный Беседа | 4-5 минут | -Вы перечитали дома рассказ Андрея Платонова «Ещё мама». – Какие эпизоды рассказа вас тронули, взволновали сильнее всего? Прочитайте их. – Почему вы остановили свой выбор именно на этом отрывке? – Как вы понимаете название рассказа «Ещё мама»? – Чем Аполлинария Николаевна была похожа на маму Артёма? | Отвечают на вопросы | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Постановка учебной задачи Подведение к теме и цели урока Словесный Беседа Практический Демонстрация слайдов | 4-5 минут | - Ребята, посмотрите на слайд.(На экране появляется портрет писателя) -Знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его: ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ -Молодцы! Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно расшифровать название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. -Верно. Какие цели поставим? | Зощенко Михаил Михайлович - Тема нашего урока: «Золотые слова»
| Р: анализировать учебный материал П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. Открытие нового знания Практический Демонстрация слайдов Словесный Беседа Практический Демонстрация слайдов Словесный Беседа Практический Работа с учебником Словесный Беседа Практический Работа в парах Практический Динамическая пауза | 8-9 минут 2 минуты | – Продолжат раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» произведения замечательного мастера слова, писателя, который с юмором рассказывает о серьёзных, а порой курьёзных вещах, писателя, который, не читая нотаций и нравоучений, может заставить человека переосмыслить, переоценить своё поведение, измениться внутренне в лучшую сторону, – Михаила Михайловича Зощенко. -Что вы о нем знаете? С его биографией нас познакомит Дима. (подготовленный ученик рассказывает о писателе) -Спасибо! Ребята, какие произведения М. Зощенко вы читали? - На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне» – Рассказ, который мы прочитаем сегодня, называется «Золотые - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Посмотрите на слайд, прочитайте слова, постарайтесь объяснить значение слов. Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. – А какие слова, по вашему мнению, – золотые? – А вот что об этом думает Михаил Зощенко. Откройте учебник на стр. 144. Сейчас я прочитаю рассказ, слушайте внимательно и следите. – Как бы вы теперь объяснили название рассказа «Золотые слова»? -Давайте обсудим 1 часть рассказа. (1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) -От чего имени ведётся рассказ? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Посмотрите на слайд, существуют определенные правила для детей и взрослых, прочитайте их. Лексическая работа. -Обсудите в парах, как вы понимаете устойчивые словосочетания. Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение -Хорошо. А теперь давайте немножко отдохнем и продолжим наш урок. | Слушают учителя Слушают учащегося Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы учащихся Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д. Слушают учителя Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. Ответы подтверждают словами из текста Слушают учителя Работают в парах Выполняют динамическую паузу | Р: анализируют материал К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: анализируют материал К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный Беседа Практический Работа с учебником Словесный Беседа Практический Работа с учебником | 5 минуты | - Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим? 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение до конца. – Какие слова отца писатель запомнил, понял и оценил? – Согласны ли вы с тем, что эти слова действительно золотые? – Как слова отца помогли писателю в дальнейшей жизни, в его работе? Прочитайте, как об этом говорит сам Михаил Зощенко. (чтение отрывка, начинающегося словами: «И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни» и заканчивающегося последним предложением рассказа.) – Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, рассказав о событии из своего детства? Почему так считаете? -Какова же основная мысль произведения? | Отвечают на вопрос Ответы подтверждают словами из текста Слова о том, что человек должен поступать в зависимости от обстоятельств, от обстановки, а не следовать слепо, бездумно ничьим указаниям Ответы подтверждают словами из текста Отвечают на вопросы | П.: строить речевые высказывания в устной форме
П.: обращение к ранее усвоенной информации Р.: выполнение пробного учебного действия К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
|
VI. Самостоятельная Работа Практический Упражнение Проверка по эталону | 5 минут | -Сейчас я раздам вам тест, который состоит из 8 вопросов. Ваша задача ответить на вопросы по прочитанному произведению. -Кто правильно выполнил тест, у того должны были получиться слова Я МОЛОДЕЦ (на слайде) | Выполняют самостоятельно задание | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач Р: саморегуляция |
VII. Включение в систему знаний Словесный Объяснение домашнего задания | 2 минуты | -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Перечитать рассказ М. М. Зощенко «Золотые слова» (с. 144–153, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков рассказа. | Записывают домашнее задание, слушают пояснение | Р.: принимают учебную задачу на следующий урок |
VIII. Рефлексия деятельности Аналитический Анализ | 2 минуты | -Чему научил вас сегодняшний урок? – Что особенно запомнилось? – Когда вам было весело? – О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям? | Анализируют свою работу на уроке | Р: анализировать собственную работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень
Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...
Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению " М.М.Зощенко «Золотые слова»" УМК "Школа России", 3 класс
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формир...
Конспект урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Золотые слова", 3класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с произведение М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность. Планируемые резу...
Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и...
Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко Золотые слова"
Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.План...
Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактически...