Маленький герой большой войны (по стихотворению Твардовского " Рассказ танкиста")
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)
Цель: Познакомить детей с произведением А. Твардовского « Рассказ танкиста», учить анализировать художественное произведение с целью создания художественного образа героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 88.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному (внеклассному) чтению
в 3 классе на тему: «Мальчик – герой военного времени»
по стихотворению А. Твардовского « Рассказ танкиста».
Педагог: Ладанова Светлана Николаевна
Автор учебника: Л. Ф. Климанова
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить детей с произведением А. Твардовского « Рассказ танкиста», учить анализировать художественное произведение с целью создания художественного образа героя.
УУД, формируемые на уроке:
- умение давать характеристику героям произведения;
- определять позицию автора и идею произведения;
- выдвигать гипотезы; осуществлять поиск фактов в художественном тексте для подтверждения гипотезы; заполнять схемы;
- предлагать план изучения темы на уроке.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, толковые словари.
Наглядные пособия: портрет мальчика, карточки со словами.
Ключевые слова: урок, книга, герой
Рабочие материалы для обучающихся: книги А. Твардовского « Рассказ танкиста», карточки со словами.
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание (комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.). |
1. | Мотивация. | Включает презентацию. Звучит песня «Священная война»(куплет припев) -Грустно или весело будет на нашем уроке? | Слушают стоя Предполагают, что скорей всего грустно, так как речь пойдёт о войне. Садятся. | Презентация слайд 1 https://ru3music.com/song/780-хор-красной-армии-священная-война |
2. | Сообщение темы урока . Определение целей урока. | - Посмотрите на книги, которые лежат у вас на партах. Прочитайте фамилию автора. Знакома ли вам эта фамилия? - Определите цели урока и предложите план работы над произведением. | Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план урока. План работы на уроке.
| |
3 | Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А . Твардовского. | - Посмотрите на эти фотографии? Предположите, почему на них дети в военной форме? - Вы правы и знакомимся мы сегодня со стихотворением, которое называется «Рассказ танкиста» Знакомит с биографией А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина – кузнеца. С 14 лет стал печатать стихи и заметки в газетах. Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский работал во фронтовой газете. Он часто бывал на самых сложных участках фронта, на передовой, там, где шли тяжёлые бои. Память о войне, о погибших людях не оставляла поэта и в послевоенные годы. Умер в 1971 году | Предполагают, что речь пойдёт о детях, которые участвовали в войне. Находят стихотворение в сборнике.(в книге) Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Твардовского. | Презентация слайд 3 Из-во Москва «Детская литература» 1986г Презентация Слайды 4-7 |
4 | Чтение и анализ стихотворения « Рассказ танкиста» | Организует анализ стихотворения. Стихотворение « Рассказ танкиста» было написано в 1942 году и основано на реальных событиях. Предлагает познакомиться со стихотворением и организует его анализ. -Назовите главных героев стихотворения. - Прочитайте стихотворение и найдите слова, которые описывают мальчика – его характер. Обсудите в парах, какими словами из тех, что лежат у вас на партах можно охарактеризовать героя стих-я. Проверяет задание, составляет модель на доске, рядом с портретом мальчика. физкультминутка Предлагает выделить поступки, которые совершил мальчик. -Как танкист относится к мальчику. Перечислите слова, которыми он его называет. - Как относится танкист к мальчику? - Как мальчик помог танкистам? - О чём жалеет танкист? - Почему он не спросил имени? - Можно ли назвать мальчика ГЕРОЕМ? Давайте прочитаем в толковом словаре, что обозначает это слово. - Важен ли был его поступок в то время? - Зачем написано это стихотворение, какую идею заложил в нем автор? | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими мыслями. Называют : танкист и мальчик Читают, обсуждают, отбирают нужные слова для характеристики. Показывают готовность. Отобрали слова: бедовый, смелый, бесстрашный, бойкий, скромный, ловкий . Доказывают строчками из текста. Выделяют:
Называют: Мальчонка, парнишка, хлопец, дружище, товарищ. Дополняют словами схему на доске: Танкист мальчик Двое детей читают в словаре Даля и в школьном толковом словаре, что значит слово ГЕРОЙ. Приходят к выводу, что мальчика можно так назвать. Приходят к ответу, что важен - из маленьких поступков складывались наши победы. Автор хотел рассказать о неизвестном маленьком герое войны, рисковавшем жизнью ради победы. | Слайд 8 На доске появляется схема -модель. мальчик качества героя
поступок 1 поступок 2 Даль В.И. «Толковый словарь» « Толковый словарь школьника» 1987 г Презентация слайд 9 |
5 | Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия. | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам: -Обязательно ли быть взрослым, чтобы совершать геройские поступки? - С каким произведением мы познакомились? Что запомнили об авторе? Какие качества характеризуют настоящих героев? Предлагает оценить свою работу и работу одноклассников. Объясняет домашнее задание: -Постарайтесь найти книги на нашу тему, прочитайте и подготовьтесь рассказать о них одноклассникам. | Отвечают на вопросы, проводят самооценку. Слушают, задают вопросы. |
Приложение.
Портрет мальчика.
Карточки со словами 1 комплект на парту плюс комплект для схемы на доске.
Карточки для схемы на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....
Презентация к уроку чтения."А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".
Презентация к уроку литературного чтения. Для использования во время изучения новой темы. Помогает усваивать учебный материал....
А. Твардовский « Рассказ танкиста»
Конспект урока...
А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"
Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК Планета знаний. Урок построен в соответствии требованиям ФГОС....
Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)Раздел: Прошла по земле война. Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Данный урок 5 в разделе «По земле пр...
Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:
Цели и задачи урока: - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне; - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...