КИМы по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Тексты для проверки техники чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников. Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Данный сборник текстов был составлен в помощь учителю. Часто при проверке техники чтения возникает проблема при выборе текста. Поэтому при подборе материала я ориентировалась на разный уровень подготовки класса и каждого ученика в отдельности. Тексты можно использовать и для предварительной подготовки к контрольной проверке техники чтения. В конце каждого произведения даны вопросы и задания, которые позволяют проверить не только скорость чтения, но также узнать насколько ученик понял смысл произведения.
Нормы техники чтения
Обязательный уровень:
1 четверть-65 слов
2 четверть-70 слов
3 четверть-75 слов
4 четверть-80 слов
Возможный уровень:
1 четверть-75 слов
2 четверть-80 слов
3 четверть-85 слов
4 четверть-90 слов
1 четверть
1 уровень
ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫХ.
В октябре Сережа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.
(Г.Скребицкий.)
(90 слов)
Вопросы и задания:
- Что удивило мальчика во время рыбалки?
- От чего стали тонуть белки?
- Как мальчики помогли спасти животных?
2 уровень
КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ.
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят, переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку; и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(Л.Толстой) (115 слов)
Вопросы и задания:
1. Расскажи где и когда можно увидеть росу.
2. На что она похожа?
3. Почему росинка эта вкуснее всякого напитка кажется?
ЛЯГУШКА И УТКИ.
Много лет назад две Утки и одна Лягушка были в большой дружбе между собой. Но вот настал день, когда в озере стало мало воды, и Утки решили перебраться в другое место. Узнала об этом Лягушка и стала просить, чтоб подруги взяли её с собой: она так привыкла к ним, что даже считает себя одно с ними рода. Утки согласились выполнить просьбу Лягушки. Нашли они дощечку, посадили на неё Лягушку и, взяв дощечку лапками за оба конца, полетели. Лягушке строго приказали, чтобы она во время полета не кричала.
Пролетали они над одним аулом. Лягушке захотелось пить, и она заквакала. Кваканье услыхали люди аула и стали смотреть вверх. А когда увидели Уток, подняли шум, стали бросать в них камнями. Испуганные Утки разлетелись в разные стороны и уронили Лягушку.
(Казахская народная сказка) (129 слов)
Вопросы и задания:
1.Почему утки решили перебраться в другое место?
2.Каким способом Утки решили переправить Лягушку?
3 Почему Лягушка нарушила наказ Уток?
3 уровень
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
(отрывок)
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин)
(140 слов)
Вопросы и задания:
1. Почему луг называли золотым?
2. В какое время суток луг зеленел?
3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук.
– У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница.
– Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было, по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
(226 слов)
Вопросы и задания:
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.
2. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
3. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.
4. Кто вершил суд в этом лесу?
А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.
5. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.
6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.
2 четверть
1 уровень
- БЕЛКА И ВОЛК.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь – вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
(Л. Толстой)
(103 слова)
Вопросы и задания:
1. Какая история приключилась с белкой?
2. Какой вопрос мучил и изводил волка?
3. Что ответила ему белочка?
4. Какие чувства испытывали лесные звери белочка и волк, когда повстречались в лесу?
- МЕЧ И РОЗА.
Поспорили как-то Меч и Роза. Меч сказал:
– Я сильнее! Меня не согнут самые злые ураганы и бури. А ты слабая и тоненькая. Быстро пропадёшь!
– За что же ты так меня обижаешь? – сказала Роза. – Ведь я такая красавица!
– Что толку в твоей красоте? – заметил Меч с издёвкой.
В это мгновение на дороге показался старый человек, и Роза сказала Мечу:
– Давай спросим у старца!
Меч согласился и спросил у Мудреца:
– Рассуди нас, скажи, в ком больше пользы для человека – в мече или в розе?
Мудрец задумался на мгновение и сказал так:
– Человеку на земле нужны и роза, и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.
Меч с Розой обрадовались тому, что сказал Мудрец, и перестали спорить.
(123 слова)
Вопросы и задания:
1. Почему Меч так пренебрежительно отнёсся к пышной Розе?
2. Как Мудрец рассудил спор Меча и Розы?
3. Прочти самые главные слова текста. Как ты их понимаешь?
2 уровень
- ДЯДЮШКА АУ.
- История вторая "Господин Ау и больное дерево".
Утром дядюшка Ау проснулся бодрым.
Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул.
"Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему".
Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу.
На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья.
Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой.
"Молодец я!" – хвалил себя дядюшка.
Он даже написал плакат на листе бумаги: "ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!" – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело.
К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: "Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки".
Он был доволен собою, господин Ау!
(Х.Мякеля, Э.Успенский)
(160 слов)
Вопросы и задания:
1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его.
2. Что показалось тебе забавным в его поведении?
3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг?
4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея?
5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.
3 уровень
ЗАГАДКА.
Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно.
Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот.
«Сейчас, – думал кот, – прыжок и...» Он собрался в тугой комок и прыгнул.
Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался.
– Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз.
Кот удивился и возмутился.
– Ты понимаешь, кто я? – прошипел он.
Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья.
– Съем ведь... – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился?
– Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел.
А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».
(Н.К. Абрамцева)
(188 слов)
Вопросы и задания:
1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи.
2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка?
3. Каким автор показал кота в начале текста?
4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему?
5. Каков жанр этого произведения?
6. Как бы ты решил эту загадку?
УМНАЯ МАМА-ЖАВОРОНОК
Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день».
На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях.
На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр».
«Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день».
Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.
Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».
(Эзоп)
Вопросы и задания:
1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?
Построила;
вылепила;
выкопала.
2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
Зимой;
весной;
летом;
осенью.
3. Каким злаком было засеяно поле?
Рожью;
овсом;
пшеницей.
4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?
Пришла пора лететь в тёплые края;
испугались, что разрушат их гнездо;
стало мало корма.
5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?
Были заняты на собственных полях;
были обижены на хозяина поля;
посчитали, что урожай ещё не созрел.
6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
Дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие.
Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
Зима спросит, что припасено в осень.
3 четверть
1 уровень
- ЗАЧЕМ БЕЛКЕ ХВОСТ?
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Тут я подошёл и спросил:
– А зачем белке хвост?
– Для красоты, – неуверенно сказал один из них.
– Для того чтобы с дерева на дерево летать, – сказал второй.
– Правильно!.. – сказал я. – А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошло два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.
– Пойдёмте с нами, – сказал один.
– Мы вам что-то покажем, – добавил второй.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
– Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
– Наша, – шептали ребята. – Теперь мы знаем, зачем белке хвост.
– Вот видите, – сказал я, – и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.
(168 слов)
Вопросы и задания:
1. Почему ребятам удалось поймать белку?
2. О чём спорили дети?
3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
4. Кратко перескажите текст.
2 уровень
- ЛЕСНОЕ ЭХО.
Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.
Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь.
А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.
Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.
– Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток.
Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
– Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
– Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику... От земли шёл лёгкий пар.
– Ау! Ау! – кричал я.
«Ау! Ау!» –,отозвалось из лесной дали.
– Не бойся, это эхо! – сказала мама.
С мамой мне хорошо и спокойно.
(Г. Скребицкий)
(194 слова)
Вопросы и задания:
1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?
2. Когда возникла радуга и как она выглядела?
3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?
4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?
5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?
- ПОД ЁЛКОЙ.
Расскажу, как это было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке...
И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал, шептал в ушко...
Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.
(По М. Пришвину)
(129 слов)
Вопросы и задания:
1. Как автор описывает лес, ожидающий дождь?
2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?
3. Пофантазируй: если бы ты оказался в таком шалашике, о чём тебе хорошо думалось бы под елью?
3 уровень
КНУТ.
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
(В. Волков)
(261 слово)
Вопросы и задания:
1. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) В городе;
б) в селе.
2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?
5. Где Вовка нашел кнут?
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
8. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
9. Какой совет дал дед внуку?
10. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
11. Какой нравственный урок получил внук?
- ВЕСЁЛАЯ КУКУШКА.
Мама Гуннара и Гуниллы вздохнула.
– Мама, который час? – с этим вопросом дети обращались к матери и отцу через каждый час.
Папа тоже устал выполнять беспрестанные просьбы детей, даже он!
– Я думаю, – решил он, – купить детям собственные часы.
И завтра же.
Часы папа принёс и тут же повесил на стенку. И рассказал, что вот такие часы с кукушкой делают в Швейцарии.
«Удивительный подарок», – подумали Гуннар и Гунилла.
Когда стрелки часов пробили десять, выскочила кукушка и пропела десять раз.
– Как ты думаешь, откуда она знает, сколько раз ей надо прокуковать? – поинтересовалась Гунилла.
– Ясное дело, отчего. Это механизм работает.
Но тут случилось самое настоящее чудо. Окошечко распахнулось, и оттуда выскочила маленькая деревянная кукушка.
– Я хорошо знаю математику, поэтому я умею хорошо считать, – проговорила кукушка.
– Она... она умеет считать, – прошептал Гуннар.
– Ясное дело, я умею и говорить, – прокуковала кукушка. Она слетела вниз и уселась на спинку кровати.
– А разве ты не приделана к часам? – спросили дети.
– Конечно, нет. Это только так люди думают. Только маме не следует говорить. Это тайна, которую могут знать только дети, – ответила кукушка и снова скрылась в часах.
Кукушка много раз вылетала за окно и каждый раз приносила детям подарки.
Но вот вошла мама. Она пожелала детям спокойной ночи. В тот же миг открылось окошечко и выскочила кукушка и запела. Она пела и пела, а потом прокуковала целых двадцать шесть раз. Мама сидела ошеломлённая.
– Наверное, механизм испортился, – сказала она. А дети, забравшись под одеяло, громко расхохотались. Ведь знать о чудесах положено только детям.
(А. Линдгрен)
(245 слов)
Вопросы и задания:
1. Как родители решили избавиться от многочисленных вопросов детей?
2. Что это был за «удивительный подарок»? Опиши его.
3. Какая тайна открылась детям?
4. Составь план этого текста.
4 четверть
1уровень
ЧТО ЛЕГЧЕ.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
(В. Осеева)
(157 слов)
Вопросы и задания:
1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?
2 уровень
ГОРЕ ЗАЙЦА.
Однажды Заяц жаловался на свою судьбу: «Нет на свете несчастней меня, -говорит он себе,- кто только за мной не охотится: и человек, и собака, и волк, и лиса, и ястреб, и пучеглазая сова, даже глупая ворона и та уносит моих детей. Нечем мне защищаться. Не могу я, как белка, прыгать по деревьям. Не могу, как мышь, вырыть себе нору. Зубы у меня острые, но укусить врага не хватает храбрости. Стоит раздаться шороху, а у меня уже сердце колотится от страха, и я бегу без оглядки. Правда, не так легко меня догнать, и то хорошо, что хвост у меня короткий: собака не схватится за него. Но все равно нет мне спасения, не пройдет и года, как меня поймают и убьют. Все время живу под страхом! Чем так жить, лучше умереть!»
В отчаянии побежал Заяц к реке топиться. Подбежал он к самому берегу и услышал, как что-то выскочило у него из-под ног и шлепнулось в воду. Догадался Заяц, что это была лягушка, и призадумался: «Постой, видно, я не самый трусливый на свете. Оказывается, есть существа, которые боятся меня. К тому же они и бегать не умеют, я могу даже раздавить их. И нет у них тёплой шкуры. А ведь живут они и не собираются умирать! Зачем же тогда я должен топиться? Нет! Я еще не самый трусливый на свете. Я еще должен и буду жить!» -воскликнул Заяц и весело побежал по дороге.
(Казахская народная сказка)
(232 слова)
Вопросы и задания:
1.Почему Заяц считал себя самым несчастным?
2. Как лягушка изменила мнение зайца о себе?
3.Чему учит сказка?
- ЧИЖИК -ПЫЖИК.
Осенью Маврик упросил бабушку купить ему чижика, и бабушка купила. – Вот тебе твой Чижик-Пыжик, – сказала она и поставила на стол большую клетку. – Заботься о нём. Не забывай поить и кормить. А придёт весна – выпустишь.
Обрадовался Маврик: теперь Чижику-Пыжику не придётся мёрзнуть на ветру и летать до устали с места на место, чтобы раздобыть корм.
Каждую неделю Маврик чистил клетку, менял воду в поилке и вдоволь насыпал в кормушку зёрен.
Чижик прожил в тепле всю долгую зиму. А когда пришла весна, повёз Маврик клетку с чижиком через весь город в лес.
Облюбовал пенек, поставил на него клетку и открыл дверцу. А сам отошёл в сторону.
– Лети, Чижик-Пыжик, лети на волю!
Чижик прыгнул на порожек клетки... и обратно в клетку.
– Ну что ж ты не летишь, глупый?
И тут чижик словно понял, что от него хотят, взмахнул крыльями и выпорхнул из клетки. Огляделся, а потом услышал чижиный зов и порх-порх –
с ветки на ветку, с дерева на дерево – полетел в берёзовую рощу...
(Е. Пермяк)
(162 слова)
Вопросы и задания:
1. Что за подарок хотелось получить мальчику? Кто выполнил его заветную мечту?
2. Какое время года прожил чижик у Маврика? Подтверди свою мысль словами из текста.
3. Прочитай отрывок, в котором говорится о том, как Маврик выпускал чижика на волю.
4. Какие чувства возникли у тебя, когда ты читал, как мальчик выпускал птицу на волю? Почему тебе так показалось?
5. Какую пословицу ты вспомнил в связи с сюжетом этого отрывка?
3уровень
ЭТА БАСНЯ СЛОЖЕНА ПРО ТЕБЯ.
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Приведем пример.
Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь, и там уже отобедали.
А ну-ка догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?
(256 слов)
(Х.К. Андерсен)
Вопросы и задания:
1. Выбери наиболее близкое по значению объяснение словосочетанию «гениальный способ».
а) Самый лучший, совершенный;
б) наиболее удачный;
в) очень правильный.
2. Объясни с помощью других слов значение слова «мудрец».
а) Старый человек;
б) человек большого ума и опыта;
в) человек, придумывающий невероятные истории.
3. Какой жанр Х.К. Андерсен назвал «чудесным зеркалом»?
а) Сказку;
б) басню;
в) рассказ.
4. Почему на басню никто не мог рассердиться?
а) О людях говорится только хорошее;
б) человеческие недостатки обсуждаются на примере животных и диковинных вещей;
в) описываются события, которые не могут произойти в жизни людей.
5. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль басни.
а) «Кто рано встаёт, тому Бог подает»;
б) «За двумя зайцами погонишься– ни одного не поймаешь»;
в) «Поспешишь, людей насмешишь».
6. Ответь на вопрос Х.К. Андерсена: что же хотели сказать этой басней древние мудрецы?
Используемая литература:
1.Газета 1 сентября «Начальная школа»
2. «Учим детей наблюдать и рассказывать.» О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. Ярославль . Академия развития. Академия Холдинг 2002 г.
3.Казахские народные сказки. Т.Дауренбеков. Алма-Ата «Кітап» 1979 г.
4. Сборник текстов для изложений в начальных классах. В.И. Яковлева Москва «Просвещение»1972 г.
5.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...