КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема урока: Позиционные особенности букв в словах. Чтение слов с изученными буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте 1 класс | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Тема урока: Позиционные особенности букв в словах. Чтение слов с изученными буквами.
Цель урока: Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; работать над постановкой дыхания при чтении; показать, как одна буква может изменить смысл слова; развивать логику, память, внимание, работоспособность, речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование: Книги Азбука, «Я читаю?» (авт. Н.В. Нечаева, К.С.Белорусец); карточка с зашифрованным словом; иллюстрации животных; карточки со слогами.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Какое у вас настроение?
Дети: Бодрое, хорошее.
2. Актуализация знаний
Учитель: Начнем урок с развития памяти и наблюдательности. Посмотрите на карточку и постарайтесь запомнить все, что увидите.
А Я
Ц З
Учитель в течение 5 -7 секунд показывает детям карточку
Учитель: Какое слово на ней зашифровано.
Дети: Заяц.
3. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как назвать одним словом эти предметы?
Дети: Животные.
Учитель: Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное — от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных?
Дети: Дикие и домашние, Дикие — заяц, лиса, медведь; домашние — корова, собака.
Учитель: Кто нарисован перед лисой?
Дети: Перед лисой нарисован заяц.
Учитель: А после коровы?
Дети: После коровы медведь.
Учитель: Кто находится между зайцем и коровой?
Дети: Между зайцем и коровой находится лиса.
Учитель: Игра «Внимание». Запомните расположение животных, закройте глаза.
Учитель меняет местами иллюстрации медведя и собаки, убирает лису, ставит иллюстрацию зайца на первое место.
Учитель: Что изменилось?
Дети: Медведь и собака поменялись местами. Нет лисы. Заяц оказался на первом месте.
4. Звуковой анализ слов
Учитель: Отгадайте загадку.
Обитатель леса шустрый
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где-нибудь лисички?»
Дети: Это заяц.
Учитель: По каким признакам догадались, что речь идет о зайце?
Дети: Он ест капустный лист, боится лисы.
Учитель: Произнесите слово, выделяя голосом второй звук.
Дети: З-а-а-а-яц.
Учитель: Назовите второй звук.
Дети: [а].
Учитель: Какой это звук и почему?
Дети: Гласный, потому что он поется, тянется и во рту нет преграды.
Учитель: Какие еще гласные звуки вы уже знаете?
Дети: [о], [у], [э], [ы], [и].
Учитель: Откройте «Азбуку» на с. 22. Узнайте по рисунку, какие звуки произносят дети. Какими буквами они обозначаются?
Дети: Звук [а] обозначается буквой а; [о] — о; [у] — у; [э] — э; [и] — и.
5. Чтение букв
Учитель: Прочитайте хором буквы, записанные на доске.
Дети: О, А, Б, У, Э, Ы.
Учитель: Какая буква «лишняя»? Почему?
Дети: «Лишняя» буква Б, так как она обозначает согласный звук, а остальные буквы — гласные звуки.
Чтение хором с правильным дыханием:
О - прочитайте громко
а-а-а —- прочитаите тихо:
у-у-у-у-у — от громкого к тихом’
э-з-э-э-э —- от тихого к громкому.
Учитель: давайте пропоем эти звуки. В чем мы убедились?
Дети: Гласные звуки действительно тянутся и поются, произносятся свободно.
6. Физминутка
Учитель: Если услышите слово со звуком [о] — приседайте, [у] — поднимайте руки, [а] — кивайте головой.
Итак - стол, стул, заяц, тумбочка, волк, рысь.
Дети выполняют движения.
7. Проблемная ситуация
Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения?
Дети: Это ловушка — в этом слове нет звуков [о], [у], [а].
Учитель открывает доску, на ней написаны слова, с которыми работали дети.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Дети: Мебель, звери.
Учитель: девочки, прочитайте названия предметов мебели.
Девочки: Стол, стул, тумбочка.
Учитель: Мальчики, прочитайте названия животных.
Мальчики: Заяц, волк, рысь.
8. Чтение слогов
Учитель: Прочитайте хором каждый столбик на одном дыхании.
На доске:
Ра РО Та
ВО БО НА
РУ НО КА
ГА ИГ ЛО
МА БЫ ЗУ
Дети читают.
Учитель: Какие слова здесь спрятались?
Дети: рука, нога, рана, игра, дома, бобы, зубы, работа, ворота.
3атем дети выходят к доске, показывают, как они их составляли.
Учитель: Слово «дом». Можно ли в этом слове изменить одну букву так, чтобы получилось новое слово?
Дети: Дом — дым. Заменяем букву о на букву ы, получаем новое слово; дом — дам, дом — сом, дом — ком.
Учитель: Откройте «Азбуку» на с. 22 и выполните задание. Прочитайте слова. Что вы заметили?
В «Азбуке»: слова с пропущенными буквами и рисунки этих предметов.
Ст * л л * сты с * к д * м
Ст * л л * сты с * к д * м
Учитель: Прочитайте слова. Что вы заметили?
Дети: Одна буква пропущена, Может измениться смысл слова. Одна буква влияет на смысл слова.
9. Работа в группах по составлению слов
Учитель: 1-й ряд — составьте три слова с буквой У;
2-й ряд — с буквой О;
3-й ряд — с буквой А.
1-й ряд: улитка удав удочка
2-й ряд: олень волк дом
3-й ряд: заяц мама азбука
Все слова после проверки дети читают хором и одобряют правильность аплодисментами.
10. Чтение предложений
На доске:
Как живёт ёжик.
Летом ежик много ест. Пауки, жуки, мухи — вот его еда.
Потом он всю зиму будет спать. И только весной вылезет из норы.
Дети, которые не умеют читать, находят, сколько в тексте букв У, И, Ы на таблице (У — 5, И — 8, Ы — 2). Остальные читают весь текст.
Учитель: Прочитаем вслух по одному предложению.
Дети читают по одному предложению.
Дети: Он что же всю зиму спит, как медведь?
Учитель: да, ребята, именно так. Всю зиму, не просыпаясь. Почему ежик много ест летом?
Дети: Потому что он спит всю зиму.
Он должен за лето столько съесть, чтобы не проголодаться за зиму.
Учитель: Какую еду он любит?
Дети: Он ест пауков, жуков, мух.
Учитель: Кто знает, как их можно назвать одним словом?
Дети молчат или высказывают свои мнения.
Учитель: Пауков, жуков, мух, комаров, муравьев называют насекомыми, у
них насечки на брюшке. Насечки — насекомые.
11. Занимательные задания
Учитель: Откройте книгу «Я читаю?» на с. 8—9 и отгадайте ребусы.
ы и
мишка лапа
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Одна буква может изменить смысл слова.
12. Итог урока
Учитель: Что узнали нового?
Дети: Одна буква может изменить смысл слова. Слово животное образовалось от слова «жизнь», а слово «насекомые» — от слова «насечки». Интересно, как живут ежики.
Учитель: Что понравилось?
Дети: Петь гласные звуки, разгадывать ребусы, придумывать слова.
Учитель: Что было трудно?
Дети: Составить слова с нужной буквой
Учитель: Этому мы будем еще учиться на следующих уроках. Но вы молодцы, что так хорошо старались. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....
Конспект урока русского языка (обучение грамоте: чтение) (образовательная система «Гармония») Класс: 1 Тема: Буквы Р, р
Тема: Буквы Р, р Тип урока: открытие новых знаний...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....
Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"
Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Цель урока: Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; работать над постановкой дыхания при чтении; показать, как одна буква может изменить смысл слова; развивать логику,...