Стрижонок Скрип
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пепеляева Светлана Николаевна

Урок литературного чтения на тему "Стрижонок Скрип" (1 урок) определяет следующие цели: 

познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strizhonok_skrip.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ                    

УРОК № 70                                                   Класс: 4 – Б                     Дата: 27.02.2020

Тема:  В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

 Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Личностные: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведению.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, литературное чтение, 4 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, – М: Просвещение, 2014 (Школа России), портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, карточки со словами, индивидуальные карточки.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки;  красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

Ход урока

I.Организационный момент

1.Пятимунутка чтения

- чтение рассказа (приложение 1) упражнением «Робот» (по команде «Пуск» начинаем читать, по команде «Стоп» останавливаемся, закрываем глаза)

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кабан».

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: Чтение без размышления – пустое занятие (на доске)

Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.

Подберите к этому прилагательному синоним (бесполезное, ненужное)

Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, бесполезным.

И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.

Первое размышление (строки на доске)

Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.

Чтение с доски слов и выделение голосом существительных, глаголов.

Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (человек и природа неотделимы друг от друга).

Попробуйте догадаться, кто написал эти строки.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с творчеством В.П.Астафьева.

Работа в парах (приложение 2)

Возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

(портрет писателя)

- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)

- В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?

( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)

- 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)

(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область). Таким образом, мы можем сказать, что он наш земляк.

- 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)

- 6 строка: Найдите название первого его рассказа. (Гражданский человек)

- 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня. «Стрижонок Скрип» (показ книги «Стрижонок Скрип»).

- что вы узнали о стрижах из текста, который прочитали на пятиминутке чтения?

- задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

2. Работа с текстом

2.1.Словарная работа  (приложения 3 – 5)

БЕСЦЕРЕМОННО  (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).

ЗАПОЛОШНО  (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ  (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).

ЯР –  (крутой берег, обрыв).

  Подберите синонимы к словам.

МЕРЦАЛА  (светилась).

СЕРЬЕЗНЫЙ  (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

УГРЕВШИСЬ –  (согревшись).

ПОТУХЛО –  (погасло, прекратилось).

  Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА  (темнела, мрачнела).

СТРОГИЙ  (ласковый).

ТРЕВОГА  (покой, спокойствие).

2.2.Чтение и анализ 1 части «Приятная суета в норке».

-  чтение 1 части;

-  с чего все началось? (Стрижонок первый вылупился из яичка);

- где появился птенец? Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу);

- почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль нее, вход закрывался);

- прочитайте, как стрижиха-мать заботилась о появлении потомства?;

- с чем сравнивает Скрип капли дождя?;

- какими на свет появляются птенцы? (Без оперения);

- прочитайте, чем порадовала мама-стрижиха своего первенца;

- что главное в этой части?;

- о ком рассказано подробно? Почему?

V. Физминутка.

(Звучит фонограмма «Звуки леса»). Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.

2.3.Чтение и анализ 2 части «Мама-стрижиха».

- чтение 2 части;

- почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да еще и оттолкнула? ( Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут);

- прочитайте, на что рассердился Скрип и как проучила его мама?;

- какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Что мама у них серьезная и строгая);

- найдите в тексте слова, характеризующие мать-стрижиху. Как называются эти поэтические средства? (Эпитеты: серьезная и строгая (мама); старательная (мать);

- почему «с рассвета и до вечера» носилась мама над берегом?;

- как погиб папа стрижат?;

- что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

- что нового узнали из 2 главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей);

- что главное во 2 части?;

- о ком или о чем рассказывает автор подробно? Почему?

2.4.Чтение и анализ 3 части «Сколько врагов у проворных стрижей!»

- самостоятельное чтение 3 части;

- о чем вы узнали из 3 части?;

- что интересовало подросшего птенца?;

- кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился);

- прочитайте эпизод о врагах стрижей;

- прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»;

- почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью);

2.5. Чтение и анализ 4 главы «Гибель мамы-стрижихи».

- самостоятельное чтение 4 части;

- расскажите о гибели мамы-стрижихи;

- какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой);

- почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( Так как стрижи дружный народ);

- как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? Прочитайте;

- сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат, пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение;

- какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?;

- соотнесите иллюстрацию в учебнике (с. 101) с текстом.

VI. Рефлексия.
Выберите любую фразу и продолжите
Урок дал мне для жизни …
Мне было сложно …
Меня удивило …
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …

VII. Итог урока.

Поясните смысл пословицы «При солнышке — тепло, а при матери – добро».

VIII. Домашнее задание: перечитать главы 1 – 4  (с. 97 - 100), составить план и по плану рассказать о маме-стрижихе.

                                                                                                                   Приложение 1

Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.

Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. «Дружный народ стрижи».

                                                                                                            Приложение 2

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

                                                                                                          Приложение 3

                                                                                                          Приложение 4

                                                                                                            Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стрижонок Скрип

Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"...

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....