Урок по теме: Казахская народная сказка "Три друга"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
Открытый урок по литературнрму чтению во 2 классе Раздел "Разноцветная ярморка" Тема" Казахская народная сказка "Три друга". Традиционный урок в классе с детьми с низкими познавательными способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_2_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению в 2 классе.
Тема: казахская народная сказка «Три друга».
Тип урока: предметный урок.
Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой.
Задачи:
- продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; отрабатывать умение работать с текстом;
- способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению;
- воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.
Методические приёмы:
- иллюстративно – наглядный;
- работа с книгой;
- словесный;
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», слоговые таблицы, предметные картинки, картинки с изображением настроения, аудиозаписи.
План.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Работа по теме урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Психологический настрой.
Прослушивание домбры.
- Сообщение темы и целей урока.
- Какие произведения мы читали? (сказки)
- Что такое сказки?
- Какие бывают сказки?
- С чего начинается сказка? (с присказки, зачина)
- Чем заканчивается? (концовкой)
- А какую сказку мы будем читать сегодня, о чём она и кто её главные герои мы узнаем, когда выполним задания. Готовы?
- Упражнение на развитие навыков чтения.
- Дыхательная гимнастика по таблице +голоса животных.
- Слоговые таблицы.
- Скороговорки.
- Жужжащее чтение +анализ по вопросам.
- Упражнение на развитие речи +подведение к теме урока.
- Работа над пословицей.
- Собери пословицу.
- Сам погибай, а товарища выручай..
- Объясни её значение.
- Прочитай с разными интонациями.
- Отгадайте загадки (читают подготовленные ученики).
- Заполнение таблицы.
- Сообщение темы урока.
- Сказку, какого народа мы будем читать? (по музыке)
- О чём эта сказка? (по пословице)
- Кто будет главными героями сказки? (по таблице)
Казахская народная сказка «Три друга» учит детей быть находчивыми, смешливыми, смелыми, такими как главные персонажи сказки — козленок, ягненок, теленок.
- Работа над темой урока.
- Прослушивание сказки (запись).
- Первичное восприятие.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем понравилась сказка?
- К какому виду относится сказка? (о животных)
- Чтение с остановками. Читают подготовленные ученики.
«Три друга».
Казахская народная сказка.
Подружились как-то козлёнок, ягнёнок и телёнок. Раз козлёнок поглядел на дальнюю гору и говорит:
- Кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за гору?
- Я видел, - сказал ягнёнок.
- Я видел, - сказал телёнок.
- Так давайте, - предложил козлёнок, - разведаем, где же прячется на ночь солнышко.
И в тот же день они убежали из стада. Искали их пастухи, да разве найдёшь в степи? Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не окинуть.
Вопросы:
- Какие события происходят? (подружились, убежали)
- Куда и зачем отправились коз ленок, теленок и ягненок?
- Как понимаете слова: разведаем (узнаем), аркан (длинная верёвка с петлёй для ловли
животных), выражение «глазом не окинуть» (большая).
* * * * * * * * *
Вот идут друзья степью. Всё ближе гора. Радуются они. Вдруг, перед ними арык. Как перебраться? Разбежался козлёнок и вмиг перескочил на другой берег. А за ним ягнёнок с телёнком. Идут дальше, и нашли на дороге мешок. Развязали его, а в нём четыре звериные шкуры барса, медведя, волка и лисицы. Побрели с мешком дальше. Вот уже гора совсем рядом. Видят - у горы стоит белая юрта. А в юрте шум и гам, песни и звон домбры. Друзья и зашли в юрту. А там дикие звери праздник справляют. Пёстрый барс кумыс пьёт. Толстый медведь халву сосёт. Серый волк баурсаки уплетает. Рыжая лиса на домбре играет.
Вопросы:
- Какое препятствие встретилось им на пути?
- Что такое «арык» (оросительный канал)
- Как друзья перебрались через него?
- Что по дороге нашли? (мешок)
- Что в нём было?
- Что стояло возле горы?
- Кого увидели в юрте друзья? (пёстрого барса, толстого медведя, серого волка,
рыжую лису)
- Кто такой барс?
- Что он пил? Что такое кумыс?
- Что такое халва? Кто её ел?
- Кто уплетал баурсаки? Что такое баурсаки?
- Что делала лиса?
- Как лису называют в других сказках?
- Что делали дикие звери?
- Почему их называют дикими?
* * * * * * * *
Застыли на пороге козлёнок, ягнёнок и телёнок. Поняли, что попали в беду. А у зверей глазищи разгорелись: такая лакомая закуска сама в зубы идёт! Подмигнула лиса своей шайке и ласково заговорила:
- Милости просим, дорогие гости! Сам аллах прислал вас сюда. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А пока сыграйте нам на домбре и спойте.
Вопросы:
- Как повели себя друзья? (застыли на пороге)
- Как лиса приветствовала друзей? Произнеси эти слова за нее.
- Как повели себя друзья? (застыли на пороге)
- Почему?
- Как понимаете слово «шайка»?
* * * * * * * *
Ягнёнок молчит, слова вымолвить не может. Телёнок только пятится. А козлёнок тряхнул кудрявой шёрсткой и говорит:
- Давай, лиса, домбру! Только слушайте внимательно.
И запел:
- Трынди - трын, моя домбра!
Пусть не ждут враги добра!
Пёстрый барс нам нипочём,
Толстый мишка нипочём,
И волчище нипочём,
И лисица нипочём.
Как накинемся втроём,
Всех злодеев задерём!
- Да вы кто такие? - зарычал барс.
- Мы охотники степные, - отвечает козлёнок.
- А куда идёте? - взревел медведь.
- Несём товар на базар.
- А какой у вас товар? - спросил волк.
- Звериные шкуры.
- Где же вы их взяли?
- С ваших родичей сняли, - ответил козлёнок и вытряхнул из мешка все четыре шкуры.
Вопросы:
- Как повёл себя ягнёнок? Телёнок?
- А козлёнок? (запел песню)
- О чём он пел?
- С каким чувством пел он песню?
- Кто такие родичи?
* * * * * * * *
Окаменели зубастые разбойники от страха. Потом взвыли да разом в дверь, и бежать без оглядки! А три друга остались в юрте. Закусили они с дороги и стали думать, как быть дальше. Козлёнок говорит:
- Сейчас мы своих врагов напугали. Но они могут опомниться и вернуться назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше поскорее домой. В родном краю нам никакой зверь не опасен, джигиты-пастухи нас никому в обиду не дадут.
Вопросы:
- Что произошло с разбойниками? (окаменели, убежали)
- Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»? (быстро
бежать, погибнуть)
- Кто такие джигиты? (сильные, смелые)
* * * * * * * *
И через минуту все трое были уже далеко от белой юрты, ещё дальше - от го-ры. Впереди мчался козлёнок, следом за ним ягнёнок, а сзади - телёнок. К вечеру до-мой добрались. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как славно всё получилось. Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.
Вопросы:
- Когда попали домой друзья?
- Что значит «бранить»?
- Обобщение прочитанного.
- Кто из героев сказки вам понравился?
- На кого из них вы бы хотели быть похожи?
- Почему?
- Что помогло козлёнку спастись самому и спасти друзей от врагов?
- Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, куда солнышко уходит спать?
- А вы знаете, куда уходит солнышко? (за горизонт)
- Вспомните, что такое горизонт?
- Можно ли дойти до горизонта?
- Чему учит сказка?
Выяснение ее основной морали: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». О чем следует задуматься всем, кто прочитал казахскую сказку «Три друга»? Для ответа на поставленный вопрос проводится работа над названием сказки. Почему она называется «Три друга»? О чем идет речь? (о дружбе). А что такое дружба? (взаимопомощь, понимание, умение защитить друга). Какие пословицы вы знаете о дружбе? («Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба в огне не горит и в воде не тонет».) Кто же в сказке оказался настоящим другом? (Козленок). Почему же не пугается маленький, слабый козленок диких зве рей? Какое чувство дает силу козленку в борьбе с дикими зверями? (Сила дружбы.) Дружба — вот та сила, которая побеждает врагов. К этой морали сказки и подводит учи тель учащихся.
5. Домашнее задание.
1 ряд: прочитать сказку нарисовать портреты главных героев.
2 ряд: выучит песенку козлёнка.
3 ряд: подготовить пересказ сказки по частям.
6. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
- Всё ли было понятно на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки на тему "Казахские народные музыкальные инструменты" (со звуком)
Казахский народ имеет давнюю историю и чтит традиции.Презентация дает возможность подробного знакомства с казахскиминародными музыкальными инструментами, а также услышать звучани...
Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....
Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"
Конспект урока литературного чтения...
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество...
4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ....