Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по чтению (3 класс)
ТЕМА. Имя существительное. Закрепление изученного.
Цели. Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; развивать мышление; закреплять представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; воспитывать желание стать грамотным пешеходом, интерес к изучению дорожной азбуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Имя существительное. Закрепление изученного.
Цели. Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; развивать мышление; закреплять представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; воспитывать желание стать грамотным пешеходом, интерес к изучению дорожной азбуки.
Оборудование. Кроссворд; карточки с текстами; рисунок светофора; Светофорчик; плакат с текстом стихотворения:
Ход урока
- Организационный момент.
(Настрой на работу) (Дети хором)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.
- Сообщение темы урока.
Учитель: Назовите тему последних уроков русского языка.
Дети: Имя существительное.
Учитель: Сегодня мы проведём урок, посвящённый знанию Азбуки города, и продолжим работать с именами существительными.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобой беда.
Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Дети: Это светофор.
- Минутка чистописания.
На доске: светофор
Учитель: К какой части речи относится это слово?
Дети: К имени существительному.
- Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Что такое имя существительное?
Дети: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? , что? И обозначает предмет
Учитель: Как изменяется имя существительное?
Дети: По числам и падежам.
Учитель: Что вы ещё знаете об имени существительном?
Дети: Имя существительное бывает мужского, среднего и женского рода.
-Одушевлённое и неодушевлённое.
-Собственное и нарицательное.
5. Знакомство с историей слова.
Учитель: Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нём знаете?
Дети: Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
Учитель: Ребята, а вы знаете, почему он так называется?
Дети: Нет.
Учитель: Это слово составлено из двух частей «свет» и «фор». Первое слово вам хорошо известно. А «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий». Вместе «светофор» значит «носитель света». Он и несёт свет трёх разных цветов: красного, жёлтого, зелёного. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.
Учитель: Утром проснёшься ты,
Выйдешь из дому –
На перекрёстке твой
Старый знакомый.
Он огоньком тебе
Красным мигнёт,
Скажет: «Опасно!»
Закрыт переход.
Жёлтый зажжётся:
«Чуть – чуть подожди.»
Вспыхнет зелёный:
«Спокойно иди!»
Учитель: Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в Америки появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зелёный. А в Москве светофор появился в 1929 году.
Ребята, как вы думаете, важно ли уметь понимать сигналы светофора?
Дети: Да. Они помогают перейти дорогу.
Учитель: Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чём говорит каждый из них?
Дети: Жёлтый свет – предупреждение.
Зелёный свет – можно переходить дорогу.
Красный свет – путь закрыт.
Учитель: Зная эти правила, мы можем избежать аварий и сохраним свою жизнь.
- Словарная работа
Учитель: У нас в гостях Светофорчик, который хорошо знает правила дорожного движения. Светофорчик приготовил вам кроссворд. Он хочет проверить, помните ли вы наши беседы.
о | б | о | ч | и | н | а | ||||||||
о | с | т | а | н | о | в | к | а | ||||||
в | е | л | о | с | и | п | е | д | ||||||
п | е | ш | е | х | о | д | ||||||||
ш | о | с | с | е | ||||||||||
п | е | р | е | к | р | ё | с | т | о | к | ||||
т | р | о | т | у | а | р | ||||||||
с | в | е | т | о | ф | о | р | |||||||
д | о | р | о | г | а | |||||||||
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- Как называется часть загородной дороги?
- Как называется место, где ожидают транспорт?
- Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть –
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай.
- Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?
- Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
- Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?
- Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?
- На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
- Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
Учитель: Какое слово получилось в выделенных клетках?
Дети: Это слово «инспектор».
Учитель: Кто такой автоинспектор?
Дети: Самый главный человек на улице, регулирующий движение транспорта и пешеходов.
Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идёт.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Я.Пишумов)
Учитель: Инспектор – должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.
-Рассмотрите внимательно свои ответы. К какой части речи относятся слова
Дети: К имени существительному.
Учитель: На какие группы можно разделить слова, записанные по горизонтали?
Дети: На одушевлённые и неодушевлённые. По родам.
Учитель: Какое слово лишнее?
Дети: Пешеход, потому что все слова неодушевлённые, а слово пешеход – одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
7. Физминутка
Учитель показывает сигналы. Дети их выполняют. Красный – стоят тихо, жёлтый – хлопают в ладоши, зелёный – топают ногами, как будто идут.
8. Закрепление изученного материала.
На доске записать: автомобиль, пассажир, траллейбус, водитель, колесо, дорога, шоссе, город, вагон, машина, шофёр, остановка, стоянка, тротуар.
Учитель делит класс на 3 группы.
Учитель: Следующее задание вы будете выполнять по группам.
Группа 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Группа 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и распределите данные слова на 3 группы. (по родам. м.р., ж. р., ср. р.)
Группа 3. Используя эти слова, составьте предложения.
Дети выполняют задания. Затем идёт проверка.
Группа 1. Дети объясняют написанные слова.
Группа 2. Дети зачитывают слова, распределённые на 3 группы: существительные женского, мужского и среднего рода.
Группа 3. Дети зачитывают составленные предложения.
Дети: По улицам города едут автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи. И дорога для пешеходов бывает опасной. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать. При переходе дороги главное – внимательно посмотреть по сторонам, потому что дорога обманчива.
Учитель: Светофорчик предлогает вам следующее задание: найдите ошибки и прочитайте с интонацией.
Учитель раздаёт карточки с текстом, нужно списать исправляя ошибки.
Карточка №1. Эй, мошыны, полный ход!
Я премерный пишиход:
Торапиться нелюблю,
Вам дарогу уступлю.
После выполнения задания – проверка. На доске правильный текст и предлагает детям объяснить написание слов .
.На доске: Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Учитель: Что вы поняли из этого стихотворения?
Дети: Когда я буду переходить дорогу, я не буду торопиться.
9.Самостоятельная работа.
Учитель: Сегодня нам пришло любопытное письмо от инспектора.
Учитель раздаёт детям карточки с текстом (из конверта).
- В нём говориться о правилах поведения на дороге. Но некоторые существительные пропущены. Вставьте их и укажите падеж.
Дети работают самостоятельно. Проверка: «цепочкой» читают вслух по одному предложению
Карточка №2.
Широкая_________ словно разделена пополам. На каждой её половине машины бегут в одну сторону. Тебе нужно перейти________ . На перекрёстке нет ни светофора, ни регулировщика. Прежде чем ступить на _______ , выбери самое безопасное место, где ______ хорошо просматривается в обе стороны. Обязательно остановись на краю ______. Прислушайся, внимательно осмотри _______ . Не появилась ли откуда машина, не мчится ли мотоцикл? Если поблизости нет транспорта, начинай переход. Переходи по прямой. Постоянно следи за ______ .
Твой друг инспектор.
Учитель: Какие советы инспектора вы возьмёте себе на вооружение?
(Выслушиваются ответы детей)
10.Итог урока.
На плакате: Азбука города
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой,
Знаки навешаны над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
(Я.Пишумов)
Учитель: Прочитайте текст про себя. Выберите главные строчки.
Дети: Я думаю, в этом стихотворении главные две последние строчки. Город постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения. Учитель: Как вы понимаете, что обозначает слово мостовая?
Дети: Мостовая – это дорога, по которой едут машины.
Учитель: Первоначально слово «мостовая» обозначало мощённую улицу (то есть крытую деревянными мостками), затем стало обозначать проезжую часть улицы.
-Правила существуют везде. И на дорогах тоже. Им нужно подчиняться, чтобы не случилась беда.
- Что вам понравилось на уроке? Чему он вас научил?
-Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах, всегда помнить о правилах дорожного движения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
Разработка урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...