К. И. Чуковский «Федорино горе»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Монгуш Жанна Николаевна

Открытый урок по литературному чтению 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема        К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тип урока: введение новых знаний.

Цель:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
  • познакомить с произведением “Федорино горе”;
  • познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Задачи:

  • дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;
  • развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;
  • обогащение словарного запаса;
  • формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду и здоровому образу жизни.

Планируемы результаты:

учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя; осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся формулировать правила личной гигиены.

Оборудование:

  • выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки «Федорино горе»
  • презентация к уроку,

1. Организационный момент. Сегодня у нас гости. Давайте сначала поздороваемся с гостями. Здравствуйте!!

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.

Скажите. Как живешь? Как ходишь? Как бежишь? Как спишь? Как молчишь? Как сидишь?

2. Проверка домашнего задания.

- В начале урока повторим пройденные темы. Внимательно посмотрите на экран.  Назовите  название произведения. Кто правильно отвечает , тот получит маленькое сердечко. У кого больше будет сердечек  , тот получит хорошую оценку. Работа с презентацией.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков.  Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)

- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

-  выучить отрывок из “Путаницы” или стих-е “Радость «Проверка (несколько человек) Анализ сказки «Радость»

ФИЗМИНУТКА

3. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»

- На листочках, на столах записана цифры, перевернув их, мы получим буквы, из которых соберём название произведения, с которым познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

63712841 5123

О – 1, И – 8, Н – 4, Д – 7, Ф – 6, Е – 3, Р – 2, Г – 5

(Федорино горе) Пишем сегодняшнее число, тему урока.

- Какие цели поставим? Нам поможет учебник. Откройте учебник с.3  начало раздела Писатели – детям)

1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе», узнаем что случилось с Федорой?

2. Мы определяем тему, основную мысль произведения.

4. Мы будем учится рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.)

  Послушайте как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

4. Прежде чем мы начнём читать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на столе лежат слова , положите их перед собой. Сейчас я буду читать значение слова, а вы найдите это слово.

Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки.( одновременно работаем презентацией)

Карточка1. Определи значение трудных слов:

  1. Большой, продолговатый, открытый сосуд для стирки,
  2. Широко раскрыла
  3. Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи
  4. Сделали пушистыми
  5. Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды
  6. Рыжие тараканы

- Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись в исполнении автора.

5. Анализ содержания.

- Какое же горе случилось с Федорой? (От неё убежала посуда.)

- Почему это произошло? ( Потому что Федора с ней плохо обращалась.)

- Для кого была написана эта сказка и для чего, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду,  не любят убираться в доме. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.)

- А почему это стихотворение названо сказкой? (Только в сказке нежевые предметы могут разговаривать.)

- Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.)

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо? (Да.)

- А что происходит с Федорой? (Она изменяется.)

-  Какой она была в начале и в конце сказки? (Ленивая, неряшливая – заботливая.)

- Жалко ли вам Федору? (Да.)

- Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? (Кушай, кушай, Федора Егоровна!)

 - Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Чистоте и порядку).

- А для чего нам нужны чистота и порядок? ( Чистота – залог здоровья!)

Чтение учителя до окончания сказки.со стр.21

6. Анализ содержания.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого была написано произведение?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

-  К какому жанру относится это произведение? Докажите.

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

стр. 13.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

Главная героиня, бабушка Федора Егоровна, сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть — хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Карточка 2. Тест.

  1. Как звали главную героиню сказки?

А. Мария Николаевна

Б. Федора Егоровна

В. Елизавета Васильевна

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

     А. Корова

     Б. Коза

     В. Свинья

3. Как кто скакали тарелки?

    А. как зайцы

    Б. как белки

    В. как кенгуру

4. Кто остался в доме у Федоры?

     А. кошки

     Б. тараканы

     В. попугаи

5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?

    А. читала стихи

    Б. пела тихую песню.

    В. плясала

6. На чём стоял самовар в конце сказки?

    А. на столе с белой скатертью

    Б. на подоконнике

    В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

Ответы: Б. Б. Б. Б. Б. В

Взаимная проверка в парах по слайду.

7. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?

- Оцените свою работу по смайликами.

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

8. Дом. Задание С.13-22 выразительное чтение сказки

Ответы:

  1. Б.
  2. Б.
  3. Б.
  4. Б.
  5. Б.
  6. В

Корыто

Растопырила глаза

 Кочерга

Расфуфырили

 Помои

 Прусаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. К.И. Чуковский. Федорино горе.

Урок содержит конспект и презентацию. Цельданного урока: прививать любовь к русской литературе, развивать творческое мышление....

К. И. Чуковский "Федорино горе"

Конспект чтения 2 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

Урок литературного чтения: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».

Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».Цели урока :  продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского , развитие УУД, в том числе:познавательных УУД: самост...

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....