Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-4 классов на 2019-2023 уч.г.
рабочая программа по чтению
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы МБОУ «Лицей «Серпухов» и с учебными планами ОУ. За основу данной разработки взяты учебники литературного чтения Ефросининой Л.А. и Омороковой М.И., а также включены и другие произведения, допустимые для детского чтения. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetalit_cht.na_rodn._yaz_1-4litsey.docx | 54.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Серпухов»
Согласовано Руководитель ШМО ____________Назарук М.Н. Протокол №____от_______ | Согласовано Зам.директора по УВР ____________Русова Н.А. Дата____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ«Лицей «Серпухов» _____________Горшков В.В. Приказ № _____от_____ |
Рабочая программа
по литературному чтению на родном языке
для 1-4 классов
на 2019-2023 уч.г.
Базовый уровень
Составлена группой учителей
начальной школы
МБОУ «Лицей «Серпухов»
городского округа Серпухов
Московской обл.
Руководитель: Тушева С.В.
Серпухов
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы МБОУ «Лицей «Серпухов» и с учебными планами ОУ. За основу данной разработки взяты учебники литературного чтения Ефросининой Л.А. и Омороковой М.И., а также включены и другие произведения, допустимые для детского чтения. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов.
Программа рассчитана на 69 ч, в том числе: в 1 классе — 16,5 ч (1 ч в две недели, 33 учебные недели), во 2-4 классах —по 17,5 ч (1 ч в две неделю, 35 учебных недель)
- Планируемые результаты освоения учебного курса литературное чтение на родном (русском) языке.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
- принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
- овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
- усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов;
- уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах,
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов, в проектной деятельности, литературных играх;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты:
- понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
- формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
- формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисковопросмотровое чтение);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего саморазвития; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
1класс
Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– участвовать в беседе о прочитанной книге;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном(русском) языке»
1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
7) полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
2класс
Личностные результаты:
1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Эстетические потребности, ценности и чувства.
8) Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке.
Регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке;
– работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать в паре и группе;
– определять свою роль в общей работе;
- самостоятельно работать с учебным произведением.
Познавательные:
– прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
3класс
Личностные результаты:
1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли литературы на родном (русском) языке в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
5) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность самостоятельно работать с учебным произведением;
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Познавательные:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, отзыв);
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом)
Коммуникативные:
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи;
- участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
2) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
3) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
5) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
6) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
4класс
Личностные результаты:
1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития, стремление к речевому самосовершенствованию;
3) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
4) знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
5) восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
6) эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Познавательные:
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
Коммуникативные:
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Содержание учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Устное народное творчество (10ч)
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная песня «Берёзонька».
Пословицы. Загадки. Былины. Первый бой Ильи Муромца. А. Куприн «Сказки Пушкина». «Книги Древней Руси»
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (22ч)
Красота родного края в произведениях русской литературы.
И. Северянин «Её питомцы», Г. Снегирёв «Скворец»,
А. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя», Н. Носов «На горке», С. Дрожжин «Зимний день», И. Суриков «Детство», «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев».
И. Соколов – Микитов «Май», А. Плещеев «Травка зеленеет», Н.А. Некрасов «Зелёный шум», С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава», М.М.Пришвин "Земля показалась", А.А.Фет "Это утро, радость эта…"
И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...» Книжная полка. Стихи русских поэтов о весне.
Р. Валеева «Здравствуй, лето», К.Ушинский "Дети в роще", В.Даль "Война грибов с ягодами", А. Платонов. «Неизвестный цветок», Стихи русских поэтов о лете.
Наша семья (4ч)
В Орлов «Как малышу нашли маму», В. Осеева «Печенье», В.Д.Берестов "Семейная фотография", Ю.Я.Яковлев "Мама"
Волшебное слово (2ч)
В Осеева «Волшебное слово»
Мой день рождения (2ч)
В Сутеев «Под грибом»
О животных (8ч)
А.Чехов "Белолобый", С.Чёрный "Что ты тискаешь утенка", Н.Сладков "Как медведя переворачивали», Книжная полка. Книги о братьях наших меньших. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип», Н. Сладков "Блокнот забыл", В.Бианки "Наши птицы".
О Родине (7ч)
М.М.Пришвин "Моя родина", М.М.Пришвин. "Ёж", С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». Слушание. Книги о природе. Н. Сладков, М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина», К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка», К. Бальмонт «Россия». «Стихи о Родине и о природе».
О детях (2ч)
Л. Пантелеев «Новенькая», В. Драгунский «Девочка на шаре»,
О дружбе (2ч)
Л.Н. Толстой. «Два брата», А. Куприн «Четверо нищих»
Доброта – свет (1ч)
В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы)
В здоровом теле здоровый дух (2ч)
Слушание и работа с детскими книгами
Грамотный человек – богатый человек (2ч)
«Воспоминания Л.Н. Толстого» «Воспоминания об А.П. Чехове».
Книга – источник знаний (2ч)
Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах.
С. Михалков «Как бы мы жили без книг?», «Любитель книг».
Проектные работы по выбору (2ч)
«Мечты народа в русских народных сказках», «Книга загадок»; «Времена года в творчестве русских поэтов», Конкурс загадок, «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Образ русской березки в литературе»; «Воплощение мечты из сказок русского народа в реальную жизнь», Книга – великое чудо из всех чудес.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
- Тематическое планирование по литературному чтению
на родном (русском) языке 1-4 классы
1 класс (16,5 ч)
2 класс (17,5 часов)
| Наименование разделов и тем |
| |||
Устное народное творчество (2ч) | |||||
1 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 1 | |||
2 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | |||
О животных (3ч) | |||||
3 | О братьях наших меньших. А.Чехов "Белолобый". | 1 | |||
4 | О братьях наших меньших. С.Чёрный "Что ты тискаешь утенка" | 1 | |||
5 | О братьях наших меньших. Н.Сладков "Как медведя переворачивали» | 1 | |||
Наша семья (2ч) | |||||
6 | В.Д.Берестов "Семейная фотография". | 1 | |||
7 | Ю.Я.Яковлев "Мама". | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
8 | Зимние забавы. А.Пушкин "Зима, крестьянин торжествуя» | 1 | |||
9 | Зимние забавы. Н. Носов "На горке". | 1 | |||
О животных (2ч) | |||||
10 | Птицы – крылатые друзья. Н. Сладков "Блокнот забыл". | 1 | |||
11 | Птицы – крылатые друзья. В.Бианки "Наши птицы". | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
12 | Идет весна. М.М.Пришвин "Земля показалась". | 1 | |||
13 | Идет весна. А.А.Фет "Это утро, радость эта…" | 1 | |||
О Родине (2ч) | |||||
14 | Родина моя. М.М.Пришвин "Моя родина". | 1 | |||
15 | Родина моя. М.М.Пришвин. "Ёж" | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
16 | Лето. К.Ушинский "Дети в роще". | 1 | |||
17 | Лето. В.Даль "Война грибов с ягодами" | 1 | |||
18 | Проектная работа по выбору: «Времена года в творчестве русских поэтов», Конкурс загадок. | 0,5 |
3 класс (17,5 ч)
| Наименование разделов и тем |
| |||
Устное народное творчество (2ч) | |||||
1 | Былины. Первый бой Ильи Муромца. | 1 | |||
2 | Пословицы. | 1 | |||
О детях (2ч) | |||||
3 | Смешные девчонки, мальчишки. Л. Пантелеев. Новенькая. | 1 | |||
4 | Смешные девчонки, мальчишки. В. Драгунский. Девочка на шаре. | 1 | |||
О Родине (3ч) | |||||
5 | Береги родную землю. С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | 1 | |||
6 | Береги родную землю. Слушание. Книги о природе. Н. Сладков. | 1 | |||
7 | Береги родную землю. М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина». | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
8 | Зима. Новый год. С. Дрожжин. Зимний день. | 1 | |||
9 | Зима. Новый год. И. Суриков. Детство. | 1 | |||
О животных (3ч) | |||||
10 | Маленькие друзья. Книжная полка. Книги о братьях наших меньших. | 1 | |||
11 | Маленькие друзья. Книжная полка. Книги о братьях наших меньших. | 1 | |||
12 | Маленькие друзья. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (3ч) | |||||
13 | Весна. Н.А. Некрасов. Зелёный шум. | 1 | |||
14 | Весна. Книжная полка. Стихи русских поэтов о весне. | 1 | |||
15 | Весна. Книжная полка. Стихи русских поэтов о весне. | 1 | |||
В здоровом теле здоровый дух (2ч) | |||||
16 | В здоровом теле здоровый дух. Слушание и работа с детскими книгами | 1 | |||
17 | В здоровом теле здоровый дух. Слушание и работа с детскими книгами. | 1 | |||
18 | Проектная работа по выбору: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Образ русской березки в литературе» | 0,5 |
4 класс (17,5 ч)
| Наименование разделов и тем |
| |||
Грамотный человек – богатый человек (2ч) | |||||
1 | «Воспоминания Л.Н. Толстого» | 1 | |||
2 | А. Куприн «Воспоминания об А.П. Чехове». | 1 | |||
Устное народное творчество (2ч) | |||||
3 | А. Куприн «Сказки Пушкина». | 1 | |||
4 | «Книги Древней Руси» | 1 | |||
О Родине (2ч) | |||||
5 | Россия – моя Родина. К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». | 1 | |||
6 | Россия – моя Родина. К. Бальмонт «Россия». «Стихи о Родине и о природе». | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
7 | Зимние забавы. «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины) | 2 | |||
О дружбе (2ч) | |||||
8 | Дружба. Л.Н. Толстой. «Два брата» | 1 | |||
9 | Дружба. А. Куприн «Четверо нищих» | 1 | |||
Книга – источник знаний (2ч) | |||||
10 | Книга – источник знаний. С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» | 1 | |||
11 | Книга – источник знаний. С. Михалков «Любитель книг» | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
12 | Весна. С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава» | 1 | |||
13 | Весна. И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...» | 1 | |||
Доброта – свет (1ч) | |||||
14 | В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы) | 1 | |||
Времена года в произведениях русских писателей и поэтов (2ч) | |||||
15 | Лето. А. Платонов. «Неизвестный цветок» | 1 | |||
16 | Лето. Стихи русских поэтов о лете. | 1 | |||
17 | Проектная работа по выбору: «Воплощение мечты из сказок русского народа в реальную жизнь», Книга – великое чудо из всех чудес. | 0,5 |
Система оценки достижения планируемых результатов
В условиях системно-деятельностного подхода к обучению система оценивания достижения планируемых результатов включает:
– комплексную оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
– исследовательский характер системы оценивания;
– отслеживание образовательной траектории каждого обучающегося;
– оценку динамики достижений обучающихся с учетом контекстной информации об условиях и особенностях организации образовательной практики;
– использование накопительной системы оценивания как механизма мониторинга индивидуальных учебных достижений;
– использование механизма обратной связи в технологии формирующего оценивания («маршрутные листы», шкалы (линеечки), таблицы, матрицы, мотивационно-ориентированные опросники, творческие работы, самоанализ, самооценка, проекты и т. д.).
Методы оценки личностных результатов обучающихся, предлагаемые для обучающихся в программе средствами учебного предмета «литературное чтение на родном (русском) языке»:
– диагностика сформированности целеполагания учащихся; уровня развития контроля посредством наблюдения;
– оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....