Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Технологичекая карта урока по литературному чтению во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_razdel._otryvok_iz_poemy_a.s._pushkina_ruslan_i_lyudmila.doc | 87 КБ |
ruslan_i_lyudmila.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Класс: 2г
Дата: 05.12.2016г.
Урок № 51
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
-воспитание уважения и чувства гордости к богатырям
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Организационный этап Актуализация знаний. | 1 2 2 3 - Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. А). Составь скороговорку От топота по полю пыль копыт летит Прочитай в разном темпе (медленно, в среднем темпе, в быстром темпе). Б). Игра «Кто больше запомнит?» (Слова на доске, взяты из текста. Дети 1минуту про себя читают слова. Затем все слова закрываются. Дети называют запомнившиеся слова). Поле Крик Враг Огонь Воин Конь Руслан В). Игра «Найди слова» (работа в парах). (Задача – отыскать слова, которые спрятались среди букв). ФЫШЛСКАЗКАКЕЩЙ ЛКМСБОГАТЫРЬЛЗД ОУАГАФАНАСИЙЖГА
- Ребята, давайте поспешим за Афанасием и посмотрим, какую дверь он нам сегодня откроет. Откройте учебник на стр. 172 и прочитайте название раздела. А теперь посмотрите на слова, которые написаны на доске. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…»СЛАЙД №1 !? - Как вы думаете, о чём мы будем читать и что узнаем в этом разделе? -Какие цели перед собой поставим? Открытие новых знаний. Звучит увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». - Что вы представляли, когда слушали музыку? - Кто такие богатыри? - В какие времена они жили?
- А употребляется ли это слово сейчас?
5. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри». - Посмотрите на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». СЛАЙД №2 - Узнайте, о ком идёт речь: 1 богатырь Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец Он стоял заутреню во Муроме, А к обеденке поспеть хотел во Киев-град. - Кто я? Есть я старый казак да Илья Муромец, да сын Иванович. 2 богатырь Ай же вы полоны. Да все русские! Выходите-ка из нор вы змеиных, И ступайте-ка да по своим землям, По своим землям, да по своим домам. Добрыня Никитич 3 богатырь У моего света у батюшки, У попа у Леонтия Ростоцкого, Была старая собачища дворовая По подстолью собака волочилася, Лебяжей костью подавилася. Меня зовут Алешей да Поповичем, Сын попа Леонтия Ростоцкого. - Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"? - Почему? (Их бог благославляет на подвиги). - Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (Боевое снаряжение). - Давайте соберем богатыря на сражение. - Достанем из сундука боевое снаряжение. Словарная работа СЛАЙД №3 Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки и ноги. Кольчуга - доспехи вроде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. Шлем - для чего он нужен? Для защиты головы человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей. СЛАЙД №4 Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом. Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата (сталь), железа, меди, дерева. По форме щиты были круглые, треугольные. Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце. (Карточки со словами крепятся на доску). | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания Первичное закрепление | Работа с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. - Прочитайте название и автора произведения. - Вам знакома эта фамилия? (Портрет А. С. Пушкина). СЛАЙД №5 СЛАЙД №6 - Какие произведения автора помните? - О чем будет этот отрывок? - Сегодня на уроке звучала увертюра из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал оперу по сюжету поэмы А. С. Пушкина, отрывок из которой мы будем сегодня читать. «Руслан и Людмила» - это первая поэма А. С. Пушкина. Поэма Пушкина – богатырская, в ней воспеты богатыри киевского князя Владимира. Написал он ее в 1820 году. Работал над картиной 20 лет. Поэма – это крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п. СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 1. Читает отрывок учитель (с. 172). Вопросы после прослушивания: – Что вы представляли, слушая стихи? – Кто такой Руслан? – Как вы думаете, чем закончилось сражение? Физкультминутка: Дружно встали раз, два, три - 2. Чтение отрывка с комментированием. После 1–4-й строчек: – Когда будут происходить события? (Ранним утром.) – Какие слова это подтверждают? (Яснели – становились отчётливыми, просыпались, ещё в бездейственном покое – время действовать не наступило, дремало поле.) – Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно.) После 5–7-й строчек: – Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля? – Что значит воспрянув? (Быстро поднялся.) – Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный.) – Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках? ([р] – вдруг, прервался, вражий и т.д.) – Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно.) – Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (Быстро, с интонацией тревоги.) – Для кого же крик сражений был внезапным? Прочитаем дальше. После 8–9-й строчек: – Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение. – Что же случится дальше? Чтение до конца: – Какую картину вы представили себе? – Что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.) – Прочитайте сравнения. Зачем автор их использует? – Как понимаете строчку: «Наш витязь пал на басурмана...»? (Басурман – враг.) – Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на басурмана, как гром.) – Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны? («Грозой несётся…») – Какими словами автор рассказывает о действиях воина? – Перечитайте две последние строчки отрывка. Как вы их понимаете? 3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три части, озаглавить их. а) «Дремало поле боевое». б) «Внезапный крик сражений грянул». в) «Наш витязь пал на басурмана». 4. Выразительное чтение. Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части. Творческое задание (Групповая работа). 1 группа
небеса рассветало яснело небо басурман исторический рассказ минувший враг преданье прошедший 2 группа
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. СЛАЙД №8 – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
Рефлексия | – Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы? – Предположите, о ком и о чём будем читать в разделе «Сказочные богатыри». – Хочется ли больше узнать о богатырях? - С каким настроением уходите с урока? Как оцените свою работу на уроке? (Градусник настроения) А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнётся! | |
Информация о домашнем задании. | – Прочитать отрывок выразительно (по желанию – выучить текст наизусть, можно выучить наизусть только 10–16-е строки – строки, рисующие Руслана). -Нарисовать иллюстрацию к отрывку -Составить 5 вопросов по прочитанному |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки и ноги. Кольчуга - доспехи вроде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. Шлем - для чего он нужен? Для защиты головы человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом. Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата (сталь), железа, меди, дерева. По форме щиты были круглые, треугольные. Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конц е.
Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, 06.06.1799 - 10.02.1837 г.
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.
Лукоморье – изгиб морского берега Лука - изгиб, кривизна
Дол - долина, удлинённая впадина речного русла среди гор.
Людмила. Поэма «Руслан и Людмила».
Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....
Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...
Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."
Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...
Открытый урок "Вступление к поэме А.С Пушкина Руслан и Людмила" 2 класс
Открытый урок по литературному чтению...
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс
Конспект и презентация урока по литературному чтению Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», 3 класс...