Материал к уроку литературного чтения во втором классе. Тема: "Овсей Дриз "Кто я?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Слиткова Галина Анатольевна

Планируемые результаты:
личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе
предметные: формировать умение ориентироваться в учебнике; формировать навык учебного чтения; помочь школьникам обнаружить следующую закономерность: в первом, третьем, пятом и седьмом четверостишиях настроение буйное, возмущенное, а во втором, четвертом, шестом и восьмом – спокойные интонации размышления, постараться все обсуждаемые ситуации сделать личностно значимыми для каждого учащегося; при помощи системы вопросов к стихотворению обнаружить, что сколько раз мальчика-героя с кем-то сравнивают, столько раз он задумывается: надолго ли ему удастся избежать следующего сравнения; обсудить вместе с детьми, что как мальчик ни старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольство близких – из этого ничего не получается, и попросить школьников сравнить свой опыт и опыт мальчика - героя стихотворения.
Оборудование: иллюстрации к произведению, тетради на печатной основе, картинки с изображением животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kto_ya_o_driz.zip2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Овсей Дриз «Кто я?»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изобразительно-выразительным средством – контрастом; продолжить работать над понятием точка зрения  на примере стихотворения О. Дриза, в котором выражена позиция героя на его отношениях с окружающим миром, со взрослыми, со сверстниками.

Планируемые результаты:

- личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

- предметные: формировать умение ориентироваться в учебнике; формировать навык учебного чтения; помочь школьникам обнаружить следующую закономерность: в первом, третьем, пятом и седьмом четверостишиях настроение буйное, возмущенное, а во втором, четвертом, шестом и восьмом – спокойные интонации размышления

- постараться все обсуждаемые ситуации сделать личностно значимыми для каждого учащегося;

- при помощи системы вопросов к стихотворению обнаружить, что сколько раз мальчика-героя с кем-то сравнивают, столько раз он задумывается: надолго ли ему удастся избежать следующего сравнения;

- обсудить вместе с детьми, что как мальчик ни старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольство близких – из этого ничего не получается, и попросить школьников сравнить свой опыт и опыт мальчика - героя стихотворения.

Оборудование: иллюстрации к произведению, тетради на печатной основе, картинки с изображением животных.

                Ход урока

1. Организационно-мотивационный

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация

- Мы уже познакомились с разными способами видеть мир по-новому.

- Посмотрите на слайд и скажите, какие способы видеть мир по-новому нам встречались в разных произведениях, а каких не было. (Слайд 2)

Смотреть в окно;

Использовать рамочку; +

Смотреть в бинокль;+

Смотреть телевизор;-

Смотреть через лупу;+

Смотреть фотографию (в объектив);+

Смотреть сквозь цветное стекло;+

Смотреть в микроскоп;-

Смотреть в лужу;+

Открываем и закрываем глаза;+

Смотреть в иллюминатор;-

- О каких способах мы ещё не вспомнили?

Ты смотришь на меня, а я – на тебя;

Мы смотрим на них -  они смотрят на нас;

Мы по-разному видим одно и тоже.

4. Постановка учебной задачи и ее решение

Учитель организует игру «Кто я?»

Одному ученику(це) завязывают глаза, к нему поочерёдно подходят три человека и задают вопрос: «Кто я?». Ученик по голосу узнаёт одноклассников. Затем этот же вопрос задают с открытыми глазами.

Спрашивая других, мы можем услышать о себе разные мнения. Однако, люди могут лишь предполагать какие мы, наблюдая за нашими действиями и словами.

«Кто Я?» – могу себе ответить только я, когда смотрю в свое сердце и как хорошо, что Я – это именно Я! (Слайд 3)

- Как вы понимаете выражение?  

(человек должен быть доволен самим собой, а не сравнивать с кем либо. Каждый человек должен быть доволен самим, собой и не искать в себе каких либо недостатков, ведь каждый человек это индивидуальность)

-Постарайтесь определить, о чем сегодня будем говорить? Какие цели поставим?

Сегодня на уроке  мы познакомимся со стихотворением  «Кто я?», а имя автора предлагаю расшифровать. Перед вами названия стихотворений этого поэта, ответив на мои вопросы, вы узнаете, кто написал стихотворение «Кто я?».

Работа в паре. Шифровка лежит на парте у каждой пары. Учитель задаёт вопросы (если дети читают быстро, можно вопросы тоже написать на шифровке), каждая пара отмечает правильный, по их мнению, ответ. (Слайд 4)

  1. В первом названии обведите букву, которая обозначает звонкий согласный звук непарный по звонкости и глухости и букву, в написании которой мы сомневаемся.(р,з)
  2. Во втором названии найдите слово, состоящее из одного слога, и обведите первую букву. (в)
  3. В третьем стихотворении обведите гласные буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (е,и)
  4. В четвёртом названии найдите четырёхсложное слово и обведите гласную букву в первом слоге. (о)
  5. В пятом названии обведите согласную букву, обозначающую согласный звук, который никогда не бывает твёрдым и  первую буку в первом слове. (д, й)
  6. Прочтите названия стихотворений под цифрой 6. Какая буква есть в названии каждого стихотворения? (с)

Из букв, которые вы обвели, составьте имя и фамилию поэта.

Овсей Дриз

5. Изучение нового материала

Биография поэта (Слайд 5)

_ Расскажите, что вы уже знаете о поэте. (Ответы детей. учитель дополняет , если есть необходимость).

Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш.

Родился 16 мая 1908 года. Рос сиротой. Его отец Шика Дриз, почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Шике Дриза-младшего прошло в доме деда — лудильщика в местечке Красное под Винницей. К деду часто заглядывали “на огонёк” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили острое словцо, весёлую песню.

Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии.

Все его творчество пронизывают впечатления детства.

Признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. С начала 60-х годов его книги на идише и в переводе на русский выходят миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.

14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало.

Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Стихи-сказки Овсея Дриза были включены в антологию сказок мира. На русский язык поэзию Дриза переводили первоклассные мастера — Б. Слуцкий, Г. Сапгир, Татьяна Спендиарова, Ю. Мориц. Книга переводов на украинский язык выпущена Валерией Богуславской. Ряд стихотворений Дриза были положены на музыку композитором Мотлом Полянским. Песни Бориса Савельева на стихи Овсея Дриза звучали в знаменитой «Радионяне», выходили на диске-гиганте «Я и мама» Жанны и Оли Рождественских. Самая известная песня на стихи Овсея Дриза — «Зелёная карета» Александра Суханова.

Прогнозирование

- Откройте учебник на с 56-57,  посмотрите на иллюстрацию.  Кто изображен? Как вы думаете, почему  мальчика  сопровождают  животные  в иллюстрации? Постарайтесь определить, о чем сегодня будем читать?

- Сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушаете, ведь после вы должны будете, ответить на вопросы.

        Учитель выразительно читает стихотворение, допуская неточности в чтении.  Дети должны заметить неточности и рассказать о них после чтения.

1 неточность

«Мать говорит:

- На кого ты похож…»

2 неточность

«Тут бабушка вдруг:

- Да помолчи ты,…»

3 неточность

«К стене отвернулся

И дуюсь молчком –

Того и гляди,

Назовут индюком!»

 Обсуждение неточностей.

Ответы на вопросы:

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Это стихотворение нам дает задуматься о нашем поведении при окружающих.

Мне, правда, обидно, что иногда за неправильное поведение людей достается животным  . И тогда можно услышать…

       Ну что ты злой, как…(помогайте мне)

       Хитрый  как… (лисица)

       Медлительный как…(черепаха, улитка)

       Упрямый как… (осёл)

       Грязный  как… (свинья)

      -Может, кто-то продолжит?

.- Животных можно пожалеть, но можно пожалеть и людей, которых сравнивают с ними.

Но ведь не всегда бывает так. Бывает, когда с животными связывают наши положительные, хорошие качества.

Трудолюбивый как пчела (муравей)

Храбрый как лев

Мудрый как сова

Ласковый как котёнок

Найдите в четверостишиях,  повторяющиеся строчки. В каждом повторяются? Сколько таких четверостиший?

-Почему повторяются? (что каждый раз мальчика, приравнивают к новым  животным)

-Чем отличается настроение в первом и во втором четверостишиях? В третьем и четвертом? В пятом и шестом? В седьмом и восьмом?

-Сначала школьнику весело, потом становится грустно. Что-то не нравится- герою стихотворения плохо, он человек – и опять все хорошо.

Мышь: такой прием называется контрастом.

Из стихотворения видно, что мальчик старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольство близких

Выразительное чтение «по цепочке» (по две строки)

Чтение (или пересказ) учителем притчи Ларисы Евсиковов  «Лужа, считавшая себя необыкновенной»

Важно,  если вы относитесь к окружающим,  бережно и заботливо, милосердно и уважительно  -  вы становитесь лучше.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям.

Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили.

Ты рожден человеком, но человеком надо стать.

Так что же делает человека человеком? (Умение работать над собой).

  1. Рефлексия

-Итак, о каком приеме мы сегодня с вами говорили? Жизнь вообще полна контрастов: то нам хорошо, у нас все получается, и тогда говорят: «Началась белая полоса в жизни». Случились неприятности, все валится из рук – контрастный цвет – черная полоса. Но, что бы не случилось – помните о том, что каждая черная полоса обязательно сменяется белой. Поэтому все неприятности и беды пройдут!

«….  Кто ты? Кто я? Кто мы друг для друга? –

Спутники, друзья, учителя?

Если по пути нам, дай мне руку.

Если нет, – не спрашивай, кто я.»

 - Дарья Коноплева

7. Домашнее задание

-А дома, ребята, я попрошу вас сделать два контрастных рисунка (помните, что такое контраст?): на одном то животное, с которым вы сами себя сравните, если вы спокойный ребенок. А на другом (ну, если вы хотите это нарисовать) то животное, которое показывает вас в минуты озорства. Бывают ведь такие минуты?

*Создать облако слово о себе в кругах Эйлера

        

Источники:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-o-driz-kto-ya-3571908.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/01/26/ovsey-driz-kto-ya-glavnoe-perezhivanie-geroya 

https://psychologies.today/kto-ya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Урок литературного чтения во втором классе

Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."...

Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....