–Ребята, на уроках литературного чтения мы с вами прочли много русских народных сказок, познакомились с особенностями волшебных и бытовых сказок. – Я прочту 2 отрывка из разных сказок, а вы попробуйте вспомнить название и определить, к какому виду данные сказки относятся. Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним. (На экране – таблица) Послушайте первый. «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…» - Как называется сказка? - К какому виду относится? Почему вы так решили?
– Послушайте следующий отрывок.
«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть! – Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха. Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает: – Служивый! Когда ж топор будем есть? – Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!» – Назовите сказку. - К какому виду относится? Почему? Таблица на экране заполняется: На экране: СЛАЙД 1 Вид сказки | Волшебные | Бытовые | Главные герои | Человек и волшебный герой | Человек и человек Человек и животное | События | Фантастические, загадочные, таинственные | Из реальной жизни | Задача сказки | Показать, что добро побеждает зло | Высмеять недостатки людей |
|
- «Царевна-лягушка».
Высказывания детей
- «Каша из топора».
Высказывания детей
|
- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля». СЛАЙД 2
- Что вы знаете о цапле и журавле? (На экране - фотографии цапли и журавля) СЛАЙД 3
- Вам знакома сказка? - Что могло произойти в ней? - Чем могла закончиться?
- Прежде, чем мы узнаем, что же было на самом деле, познакомимся со словами, которые могут быть вам не понятны. (СЛАЙД 4)
- Эти слова встречаются сейчас в нашей речи? Почему? Чтение произведения учителем. (с.34)
(Учитель обращает внимание на фамилию В.И.Даля – собирателя фольклора: пословиц, загадок, русских народных сказок)
|
- Птицы, которые живут вблизи с водоёмами или на заболоченной территории, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками.
Высказывания детей
свататься – договариваться о свадьбе ноги долги – длинные ноги худо летать – плохо летать долговязый – высокий верста – старинная русская мера длины (около 1060 м) раздумался, раздумалась – передумал(а) болото месил – тяжело шёл несолоно хлебавши – остаться ни с чем
- Эти слова устарели. |
- Вам понравилась сказка?
- Кто является главными героями?
– Какое событие описывается в сказке?
– Могла ли такая история приключиться с людьми.
Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.
- Как вы считаете, к какому виду относится эта сказка? СЛАЙД 5
- Рассмотрите внимательно таблицу. Подходит ли данная сказка к какому-нибудь виду?
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?
СДАЙД 6 Задача фиксируется в таблице. Вид сказки | Волшебные | Бытовые |
? | Главные герои | Человек и волшебный герой | Человек и человек Человек и животное |
| События | Фантастические, загадочные, таинственные | Из реальной жизни |
| Задача сказки | Показать, что добро побеждает зло | Высмеять недостатки людей |
|
|
Высказывания детей.
- Журавль и Цапля
- В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется.
- Да, могла.
Предположения детей. (Скорее всего, отнесут к бытовой сказке)
- Нет волшебства, волшебных героев, предметов. - В бытовой сказке один из героев – человек.
- Нет. Таблица частично раскрывает особенности данной сказки. Значит, существует другой вид сказки, отличный от бытовой и волшебной.
- Определить вид сказки «Журавль и цапля».
|
- Прочитаем ещё раз сказку. А вы, ребята, обратите внимание на наших героев. - - А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Каким образом мы с вами организуем работу?
- Как вы думаете, какой характер был у Цапли? СЛАЙД 9
- Как меняется ее настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается?
- А теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль.
- Меняется ли его поведение?
- Чем похожи и чем отличаются герои сказки?
- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Сосчитайте, сколько раз журавль и цапля ходили друг к другу свататься. - Роль повторов в сказке о животных такая же, как в волшебных сказках.
– Какую задачу выполняет сказка?
- Какая главная мысль сказки?
-Как вы считаете, закончилась ли сказка?
- Роль концовки?
|
Дети читают сказку.
Предполагается, что дети предложат работу в группах.
Групповая работа СЛАЙ 7 1 группа: описание поведения журавля - «Стоит журавль один в поле…»,
- «….пожалел, что отказал»,
- «Думал, думал журавль да опять пожалел…»
2 группа: описание поведения цапли - «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
- «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
- «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»
3 группа: что думал журавль о цапле и говорил ей - «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
- «…сударушка-цапля»,
- «Этакая нравная…»
4 группа: что думала цапля о журавле и говорила ему - «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
- «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»
Представители групп дают характеристику героям сказки. СЛАЙД 8
- Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.
- Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.
- Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым. - Да. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом. - Оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
- 5 раз.
-Нет. Эти повторы нужны, чтобы указать на бесконечность действий героев, это и позволяет сделать вывод: «Не могут принять решения! Не могут договориться!»
- Сказка в данном случае, высмеивая поведение журавля и цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.
- Решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Важно уметь договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.
- Нет. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.
- Концовка еще больше усиливает мысль, которую несут повторы, и читатель сам легко может предположить, что в будущем все останется по-прежнему.
|