«И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горетовская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе
Тема: «И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Апрельская М.С.
2017 г.
Конспект урока.
Организационная информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Литературное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор урока (ФИО) | Апрельская Мария Сергеевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | Предметные УУД - работать с содержанием текста произведения; - рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; - определять мораль басни; - проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме; Метапредметные УУД Познавательные: - раскрывать значение слова «басня», «мораль» и использовать их в активном словаре; - раскрывать значение выражения «с ним была плутовка такова», «всё не в прок», «Бог послал» и использовать их в активном словаре; - отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение; - определять главную мысль и мораль басни и обосновывать свое мнение; Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; - выполнять корректировку учебного задания; - осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания; - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. Личностные УУД Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание читать басни; - осознание успешности при изучении темы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы и оборудование | Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля. Учебник: Л.Ф.Климанова и др. «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть. Компьютер, мультимедиапроектор с экраном, презентация к уроку, карточки со словами и словосочетаниями, смайлики- «солнышки» грустные и весёлые. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся Слайд «Урок литературного чтения» Слайд «Солнышко» | 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока. - На доске светит яркое солнышко, оно улыбается и протягивает к вам свои лучики. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым! Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом!
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока Слайды «Кроссворд» Слайд «Ребусы» Слайд «Тема урока» Слайд «Портрет Крылова» Слайд «Публичная библиотека» Слайды «Книги Крылова» Слайд «Памятник Крылову» Слайды «Физкультминутка» Слайд «Портрет Крылова» Слайд «Портрет Крылова» с аудиозаписью текста басни Слайды «Трудные слова» Слайды «Словосочетания с их значениями» Слайд пустой | 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. - Чтобы определить тему нашего урока, вам нужно будет разгадать кроссворд. Кроссворд «Определи литературный жанр» (По щелчку появляется ответ.) - Задание: определите, из произведения какого литературного жанра взят отрывок.
Вопросы:
Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина).
А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой» (Стихотворение)
Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок.» (Песня)
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня). - Кто из вас знает, что такое басня?( Это небольшой насмешливый рассказ в стихах. В басне обычно действуют животные , растения или даже вещи. Но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, ссорятся. Басня высмеивает недостатки и пороки людей. В ней содержится мораль - вывод, поученье, где объясняется смысл басни.) - На какой жанр литературы похожа басня? Чем? (На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.) - Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылова) - Какие басни Крылова вы читали? 3. Отгадывание ребусов. - Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, которую сегодня мы будем изучать.
Ребус («Ворона и Лисица») 4. Определение темы урока. Сообщение целей. - Сформулируйте тему урока. ( И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица») - Сегодня вы расширите свои представления о великом баснописце И.А.Крылове и познакомитесь с одним из его самых известных произведений – басней «Ворона и Лисица». 5.Выступление учащихся с сообщением об И.А.Крылове. Алина. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года. Его отец был военным, а мать была неграмотной женщиной. После смерти отца, который оставил своей семье в наследство солдатский сундучок с книгами, Ваня жил со своей матерью в глубокой нищете.Уже в 10 лет маленькому мальчику пришлось идти работать - переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Будущий баснописец становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге,занимался литературной деятельностью. К нему приходят успех и признание, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Иван Андреевич проработал до 73 лет. Фарангиз.Потом он вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет. Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басен Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.
Физкультминутка 6.Рассказ учителя об истории создания басни «Ворона и Лисица». - Вам интересно узнать, как появилась на свет басня «Ворона и Лисица»? - Об этом вам расскажет ваш товарищ. История создания басни « Ворона и лисица» Однажды Иван Андреевич сидел на скамейке в Летнем саду и что-то записывал в свою тетрадочку. Вдруг брови его удивлённо приподнялись, он оторвался от тетрадки и начал внимательно вглядываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве она держала кусочек хлеба, но это не мешало ей с интересом наблюдать за чем-то в траве. Вдруг, словно почувствовав на себе взгляд или услышав шорох, ворона стремительно взлетела с ветки и улетела прочь. Крылов загадочно улыбнулся, в его глазах появился озорной огонёк, он поспешно встал, взял в руки трость и, тихонько посвистывая, пошёл по дорожке к выходу из сада. Через несколько дней в печати появляется басня «Ворона и Лисица», которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург. 7. Первичное знакомство с басней.
- А теперь послушаем известную теперь уже на весь мир басню «Ворона и Лисица». ( Слушанье аудиозаписи басни.) Первичное восприятие прослушанной басни. - Понравилась вам басня? - Какая же история приключилась с Вороной? - Что заставило вас улыбнуться? - Вашим домашним заданием было найти значение некоторых слов. Эти слова есть в тексте басни. - Прочитайте басню самостоятельно отметьте про себя эти слова, а потом скажите их значение . 8. Повторное чтение басни учащимися (самостоятельно) на с.138-139 учебника. - Выясним значение трудных слов. Словарная работа. Работа в группах. 1. Проверка домашнего задания. - У каждой группы были свои слова. (По щелчку открывается значение каждого слова.) 1 группа Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу 2 группа Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. 3 группа Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. - А что такое зоб (у птиц)? (Расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.) - Каким источником вы пользовались, когда искали значения этих слов? - Где ещё можно найти значение непонятного слова? В каких источниках? (В сети Интернет, в толковом словаре.) Показ «Толкового словаря». 2. Работа с карточками. - А теперь поработаем над трудными словосочетаниями. - Будем работать в группах по 4 человека. - Задание: замените словосочетания подходящими по смыслу. - На красных карточках напечатаны словосочетания из текста, а на белых- подходящие им по смыслу. Соотнесите их друг с другом. 1 группа
2 группа
3 группа
Проверка работы. 9. Чтение вслух учащимися басни «цепочкой» по смысловым частям. Работа с текстом басни. - Подготовьтесь к работе с текстом басни. - С чего начинается басня? (С морали.) Прочитайте.. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Это обман.) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.) - Как Лису называет Крылов? (Плутовка.) Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.) - Вы сказали, что в сказке Ворона чаще всего бывает глупой. - Опишите теперь её внешний вид. (Ответы детей.) - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет). - А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!) - Правду ли она говорила? - Какой голос у Вороны на самом деле? Кто слышал? (Неприятный, хриплый, резкий, грубый. Она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). - А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте. (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать.) - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона глупая и падкая на лесть, тщеславная.)
Работа с карточками у доски. - Дайте характеристику Вороне и Лисице. Учитель показывает карточку со словом, а ученики соотносят это слово с одним из героев. (Ученики читают хором слово на карточке и соотносят его с одним из героев, а 2 ученика прикрепляют карточку в нужный столбик.)
- Кого же осуждает Крылов в своей басне? (Лисицу.) - Почему? (Ответы детей.) - А кого высмеивает? (Ворону.) Почему?
Работа над моралью басни. - Перечитайте ту часть басни, где заключена мораль и выясните, какие черты характера людей осуждает Крылов? (Чтение вслух.) - Какие это черты? (Льстивость, хитрость, коварство, тщеславие) - О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам. Нельзя быть таким, как Ворона, падким на лесть.) - Как вы думаете, какими хотел бы видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными.) 10. Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрации на с.138. - Кого вы видите? - Какими строчками из текста басни вы подписали бы каждую иллюстрацию? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Инсценировка басни. - Группа ребят подготовили инсценировку басни. - Они попытаются сейчас показать вам неуклюжую, глупую Ворону и хитрую, лживую плутовку Лисицу. Оценка детьми. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке Слайд «Тема урока» Слайд «Закончите предложения» | - Вот и подошёл к концу наш урок. - Вспомните его тему. Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Я хотел бы узнать ещё ….» «Больше всего мне понравилось…..» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока Слайд «Солнышко» | - Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? - У вас на столах лежат маленькие «солнышки» - грустные и весёлые. Покажите мне то, которое соответствует сейчас вашему настроению. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Слайд «Домашнее задание» Объявление оценок | (дается по выбору)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В помощь учителю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использованные источники и литература | Интернет - ресурсы: http://kostyor.ru/biography/?n=83 Литература: М.И.Байкова, Е.С.Гостимская. Поурочные разработки по чтению: 3 класс. – М: ВАКО, 2004. Н.А.Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение, 2012 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. 1 ч. М.: Просвещение, 2012. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов: Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009, УМК «Школа России»Тема урока...
Презентация к уроку "И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Данная презентациясодержит 14 кадров; может быть использована на уроках литературного чтения....
И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения
Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басня "Ворона и лисица"
Чтение басни И. А. Крылова "Ворона и лисица" в 4 классе на внеклассном чтении (школа I - II вида)...
Тема. « И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Цели:1.Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром-басней; добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчеств...
Урок литературного чтения И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"
Данный урок составлен в соответсвии с требованиями стандартов нового поколения....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"
Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...