«И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Апрельская Мария Сергеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorona_i_lisitsa_urok.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горетовская средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе

Тема: «И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

      Апрельская М.С.

         

2017 г.

Конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Автор урока (ФИО)

Апрельская Мария Сергеевна

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к  прочитанному.
.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

- работать с содержанием текста произведения;

- рассказывать об особенностях басни как литературного произведения;

- определять мораль басни;

- проводить исследование текста басни  и оформлять результаты в устной форме;

Метапредметные УУД

Познавательные:

- раскрывать значение слова «басня», «мораль» и использовать их в активном словаре;

- раскрывать значение выражения «с ним была плутовка такова», «всё не в прок», «Бог послал» и использовать их в активном словаре;

- отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль и мораль басни и обосновывать свое мнение;

Регулятивные: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

- выполнять корректировку учебного задания;

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Личностные УУД

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание читать басни;

- осознание успешности при изучении темы.

Ресурсы и оборудование

Толковые  словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Учебник: Л.Ф.Климанова и др. «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть.

Компьютер, мультимедиапроектор с экраном, презентация к уроку, карточки со словами  и словосочетаниями, смайлики- «солнышки» грустные и весёлые.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Слайд

«Урок литературного чтения»

Слайд «Солнышко»

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.      Постановка цели урока.

- На доске светит яркое солнышко, оно улыбается и протягивает к вам свои лучики. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым! Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом!

         

Ход и содержание урока

Слайды «Кроссворд»

Слайд «Ребусы»

Слайд «Тема урока»

Слайд

«Портрет Крылова»

 Слайд «Публичная библиотека»

 Слайды «Книги Крылова»

 Слайд «Памятник Крылову»  

Слайды «Физкультминутка»

Слайд

«Портрет Крылова»

Слайд

«Портрет Крылова» с аудиозаписью текста басни

Слайды

«Трудные слова»

Слайды «Словосочетания с их значениями»

Слайд пустой

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

- Чтобы определить тему нашего урока, вам нужно будет разгадать кроссворд.

Кроссворд «Определи литературный жанр» (По щелчку появляется ответ.)

- Задание: определите, из произведения какого литературного жанра взят отрывок.

                                                                                                                                                                                                                                                                           

1

2

3

     

4

5

    Вопросы:

  1. (Отрывок) «Из того ли то города из Мурома,

              Из того ли села из Карачарова

              Выезжал удаленький

              дородный добрый молодец». (Былина).

  1. « Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка).
  2. «Землю красит солнце, а человека – труд».  (Пословица).
  3. (Отрывок) «Ласточки пропали

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой» (Стихотворение)

  1. (Отрывок) «Как на тоненький ледок

       Выпал беленький снежок.

       Выпал беленький снежок,

       Ехал Ванюшка-дружок.» (Песня)

Б

ы

л

и

н

а а

З

А

Г

А

Д

К

А

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

     

С

Т

И

Х

О

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

П

Е

С

Н

Я

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня).

- Кто из вас знает, что такое басня?( Это небольшой насмешливый              рассказ в стихах. В басне обычно действуют животные , растения или даже вещи. Но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, ссорятся. Басня высмеивает недостатки и пороки людей. В ней содержится мораль - вывод, поученье, где объясняется смысл басни.)

- На какой жанр литературы  похожа басня? Чем? (На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.)

- Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылова)

- Какие басни Крылова вы читали?

3. Отгадывание ребусов.

- Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни,  которую сегодня мы будем изучать.

                                 

 Ребус («Ворона и Лисица»)

4. Определение темы урока. Сообщение целей.

- Сформулируйте тему урока. ( И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»)

- Сегодня вы расширите свои представления о великом баснописце И.А.Крылове и познакомитесь с одним из его самых известных произведений – басней «Ворона и Лисица».

5.Выступление учащихся с сообщением об И.А.Крылове.

Алина. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года.

Его отец был военным, а мать была неграмотной женщиной.

После смерти отца, который оставил своей семье в наследство солдатский сундучок с книгами, Ваня жил со своей матерью в глубокой нищете.Уже в 10 лет маленькому мальчику пришлось идти работать - переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Будущий баснописец становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге,занимался литературной деятельностью.

 К нему приходят успех и признание, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Иван Андреевич проработал до 73 лет. Фарангиз.Потом он вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов  в 1844 году в возрасте 75 лет.                

 Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым.

 Замечательный  русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басен Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник  великому баснописцу.

Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.

                   

Физкультминутка 

6.Рассказ учителя об истории создания басни «Ворона и Лисица».

- Вам интересно узнать, как появилась на свет басня «Ворона и Лисица»?

- Об этом вам расскажет ваш товарищ.

История создания басни « Ворона и лисица»

Однажды Иван Андреевич сидел на скамейке в Летнем саду и что-то записывал в свою тетрадочку. Вдруг брови его удивлённо приподнялись, он оторвался от тетрадки и начал внимательно вглядываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве она держала кусочек хлеба, но это не мешало ей с интересом наблюдать за чем-то в траве. Вдруг, словно почувствовав на себе взгляд или услышав шорох, ворона стремительно взлетела с ветки и улетела прочь. Крылов загадочно улыбнулся, в его глазах появился озорной огонёк, он поспешно встал, взял в руки трость и, тихонько посвистывая, пошёл по дорожке к выходу из сада. Через несколько дней в печати появляется басня «Ворона и Лисица», которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург.

7. Первичное знакомство с басней.

               

- А теперь послушаем известную теперь уже на весь мир басню «Ворона и Лисица».

( Слушанье аудиозаписи басни.)

 Первичное восприятие прослушанной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Вашим домашним заданием было найти значение некоторых слов. Эти слова есть в тексте басни.

- Прочитайте басню самостоятельно отметьте про себя эти слова, а потом скажите их  значение .

8. Повторное чтение басни учащимися (самостоятельно) на с.138-139 учебника.

- Выясним значение трудных слов.

Словарная работа. Работа в группах.

1. Проверка домашнего задания.

- У каждой группы были свои слова.

(По щелчку открывается значение каждого слова.)

1 группа

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

2 группа

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

3 группа

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

- А что такое зоб (у птиц)? (Расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.)

- Каким источником  вы пользовались, когда искали значения этих слов?

- Где ещё можно найти значение непонятного слова? В каких источниках? (В сети Интернет, в толковом словаре.)

Показ «Толкового словаря».

2. Работа с карточками.

- А теперь поработаем над трудными словосочетаниями.

- Будем работать в группах по 4 человека.

- Задание: замените словосочетания подходящими по смыслу.

- На красных карточках напечатаны словосочетания из текста, а на белых- подходящие им по смыслу. Соотнесите их друг с другом.

1 группа

  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит; 
  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит; 

2 группа

  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова; 
  • Каркнула очень громко - во всё горло; 

3 группа

  • Исчезла, скрылась - была такова; 
  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло; 
  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

Проверка работы.

9. Чтение вслух учащимися басни «цепочкой» по смысловым частям.

Работа с текстом басни.

- Подготовьтесь к работе с текстом басни.

-  С чего начинается басня? (С морали.) Прочитайте..

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Это обман.)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.)

- Как Лису называет Крылов? (Плутовка.) Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.)

- Вы сказали, что в сказке Ворона чаще всего бывает глупой.

- Опишите теперь её внешний вид. (Ответы детей.)

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Правду ли она говорила?

- Какой голос у Вороны на самом деле? Кто слышал? (Неприятный, хриплый, резкий, грубый. Она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте. (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать.)

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона глупая и падкая на лесть, тщеславная.)

             

 Работа с карточками у доски.

- Дайте характеристику Вороне и Лисице.

Учитель показывает карточку со словом, а ученики соотносят это слово с одним из героев.

(Ученики читают хором слово на карточке и соотносят его с одним из героев, а 2 ученика прикрепляют карточку в нужный столбик.)

Ворона 

доверчивая

неуклюжая

растяпа

простофиля

тщеславная

глупая

Лисица 

коварная

хитрая

неискренняя

плутовка

льстивая

умная

- Кого же осуждает Крылов в своей басне? (Лисицу.)

- Почему? (Ответы детей.)

- А кого высмеивает? (Ворону.) Почему?

               

Работа над моралью басни.

- Перечитайте ту часть басни, где заключена мораль и выясните, какие черты характера людей осуждает Крылов? (Чтение вслух.)

- Какие это черты? (Льстивость, хитрость, коварство, тщеславие)

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам. Нельзя быть таким, как Ворона, падким на лесть.)

- Как вы думаете, какими хотел бы видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными.)

10. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрации на с.138.

- Кого вы видите?

- Какими строчками из текста басни вы подписали бы каждую иллюстрацию?

11.Инсценировка басни.

 - Группа ребят подготовили  инсценировку басни.

- Они попытаются сейчас показать вам неуклюжую, глупую Ворону и  хитрую, лживую плутовку Лисицу.

Оценка детьми.

Рефлексия деятельности на уроке

Слайд «Тема урока»

Слайд

«Закончите предложения»

 - Вот и подошёл к концу наш урок.

- Вспомните его тему.

Закончите  предложения:

  «Сегодня я узнал ….»

  «Я хотел бы узнать ещё ….»

  «Больше всего мне понравилось…..»

Итог урока

Слайд «Солнышко»

- Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке?

- У вас на столах лежат маленькие «солнышки» - грустные и весёлые. Покажите мне то, которое соответствует сейчас вашему настроению.

Домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»

Объявление оценок

(дается по выбору)

  • Чтение наизусть
  • Чтение по ролям

В помощь учителю

Использованные источники и литература

Интернет - ресурсы:

http://krilov.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://kostyor.ru/biography/?n=83

http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_qstr=%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2&p_qtitle=&p_qdesc=&p_qauth=&p_qkeyw=&p_qurl=&p_qyear1=&p_qyear2=&p_qregion=&p_rubr=2.1.10

Литература:

М.И.Байкова, Е.С.Гостимская. Поурочные разработки по чтению: 3 класс. – М: ВАКО, 2004.

Н.А.Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение, 2012

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение.  Учебник для 3 класса начальной школы. 1 ч. М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Презентация к уроку "И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Данная презентациясодержит 14 кадров; может быть использована на уроках литературного чтения....

И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения

Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...

Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Чтение басни И. А. Крылова "Ворона и лисица" в 4 классе на внеклассном чтении (школа I - II вида)...

Тема. « И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Цели:1.Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром-басней; добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчеств...

Урок литературного чтения И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

Данный урок составлен  в соответсвии с требованиями стандартов нового поколения....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...