Урок литературного чтения И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Данный урок составлен  в соответсвии с требованиями стандартов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

литературное  чтение

Класс:

3 «В»

Учитель:

Сумина  Елена  Анатольевна

УМК

«Школа  Россия» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В.,

« Литературное чтение»  

Тема  урока:

И. А. Крылов  « Ворона и лисица»

Оборудование:

Презентация «Басни Крылова», толковый словарь С.И. Ожегова, карточки  с  заданиями

Цель:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами  анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Задачи:

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету

Коррекционные задачи:  коррекция и развитие  памяти,  внимания,  связной  устной  речи.

Планируемые результаты:

Предметные:                                                                                                                                                                               - знание отличительных черт басни и сказки о животных;                                                                                                              - умения находить мораль, волшебство, иносказание в басне;                                                                                                    - знание о жизни и творчестве И. А. Крылова;                                                                                                                                       - умение выразительно читать текст басни.                                                                                                                     Метапредметные:                                                                                                                                                                         - умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;                                                                                                            - освоение способов решения   проблемной ситуации;                                                                                                                        - овладение навыками смыслового чтения текста басни в соответствии с целью и задачами урока;                                                                                              - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.                                                                                           Личностные:                                                                                                                                                                              - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;                                                                                                                  - осознание практической и личной значимости результатов каждого типа урока;                                                                                                                 - уважительное отношение к мнению одноклассников;                                                                                                                   - ценностное отношение к процессу разрешения проблемы

Технологическая  карта

Этап  урока

                         Деятельность учителя

       Деятельность  учащихся

Планируемые  результаты

.Организационный

момент.

Мотивация

учебной

деятельности

Мозговая гимнастика

Дыхательная  гимнастика.

Определение  темы, цели  и  задач  урока.

Первичное  восприятие  басни. (Чтение  учителем  с  учеником  по  ролям.)

Проверка  восприятия.

Словарная  работа

Работа  над  содержанием.

Работа  в  парах.

Работа  в  группах

Работа  с  пословицами

Итог  урока.  Рефлексия.

Создание благоприятной рабочей обстановки.  Мобилизация учащихся на работу, включение   их в деловой  ритм.

На сегодняшнем уроке  будем
Думать, размышлять,
На вопросы
отвечать,

 Выразительно читать

Показывает  3  упражнения  из  комплекса  «Гимнастика  мозга»

Показывает  3  упражнения.

«Пчёлка»,  « Бокс»,  «Наклоны»

На  слайде  иллюстрации  из  басен  Крылова.

- Что  объединяет  эти  иллюстрации?

- Что  такое  басня?

-  Кто  автор?

_ А  я  хочу  дополнить.

В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.

- И  так  мы  сегодня  будем  продолжать  знакомится  с  творчеством  Крылова. А  вот  с  какой  басней  мы  познакомимся  вы  сейчас  узнаете,  отгадав  ребусы.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

     C:\Users\пк\Desktop\ребус к вороне.jpg

C:\Users\пк\Desktop\ребус  к  лисице.jpg

- Какую  цель  на  этот  урок  вы  ставите?

- Определите  задачи  урока.

- Какую  работу  можно  выполнить с  басней.

Учащиеся  говорят,  учитель  фиксирует  на  доске.

- Прослушайте  аудиозапись  басни  и  ответите  какая  же  история  приключилась  с героями?

-

Выявить первичное восприятие произведения детьми.

- И  так  кто же  главные  герои  басни?

-  Какая же история приключилась с Вороной?

-  Почему Лисица так хвалит Ворону?

-  А  почему  она  потеряла  кусочек  сыра?

- А  сейчас  вы  прочитаете  эту басню, с  карандашом  в  руках  и  подчеркнёте  слова  вам  непонятные.

У  нас  есть  информационный центр,  которая  нам  разъяснит  значение  непонятных  слов,  которые  здесь  встречаются.

-Как  одним  словом  можно  назвать  ворону  и  лисицу?

- Что  общего  между  ними?

-   Что  различного?  

Сейчас  я  предлагаю  вам  поработать  в  парах.  Задание  следующее:  дать  характеристику  отдельно  вороне  и  отдельно  лисице  и  заполнить  таблицу  на  карточках.

Ворона 

Лисица 

- Какими словами Лиса хвалит Ворону?

- Правда ли Ворона такая красивая птица?

- Правда ли Ворона хорошо поет?

- Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

- Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

-  Зачитайте, что случилось с Вороной?

-  Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

- Вывод. Что осуждает Крылов в басне?                                                - Чему учит автор?                                                                              -  А теперь найдите и зачитайте мораль басни.                                        -  Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

-Что осуждает Крылов?

- А  сейчас  я  предлагаю  вам  творческую  работу.  И выполнять  вы  её  будете  в  группах.  

Трём  группам  даётся  задание  на  карточках.

(1-  составляют  синквейн,  2 – выполняет

« Цепочку  слов»  3 - задание « найди  ошибки»)

Задание:, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:

  • Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим  глазам, а не льстивым речам Лисы).
  • На языке - медок, а на сердце - ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)
  • У лести нет чести. (Лиса льстила,  обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть -  хитрость и обман).

ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Учащиеся повторяют  вслух  слова: думать, размышлять, отвечать, читать.

Каждый  этап  урока  оценивается  смаликами  на  индивидуальных  карточках.

Учащиеся  выполняют  упражнения.

-  Это  иллюстрации  из  басен.

(из  словаря  зачитывают  определение  басни)

- Иван  Андреевич  Крылов.

( краткая  биография  автора)

Басня (по Ожегову)-     краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Дети  разгадывают  ребусы  и  сообщают  тему  урока.

- Басня  «Ворона  и  Лисица»

Цель:

- Познакомиться  с  басней  Крылова  «Ворона и  Лисица»

- Задачи:                                                        научиться  выразительно  читать;                                                                             читать  по  ролям;

 понять  мораль  басни.

1. Прочитать  выразительно

2. Дать  характеристику  героям.

Слушание.

Взаимодействуют с учителем во

время опроса, осуществляемого

во фронтальном режиме

- Ворона  и  лисица.

-  Она  выронила  сыр.

-  Потому что  каркнула.

Лесть –     угодливое восхваление, лицемерие.

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Гнусный –  отвратительный, омерзительный.

Не впрок –  не на пользу

Взгромоздиться –  взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить –  очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка –  хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) –  нежный, добрый.

Царь – птица –  главная среди птиц.

Вещуньина (голова) –  от слова вещунья – предсказательница.

В зобу дыханье сперло –  стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.

Мораль  - нравоучение,  наставление

Выборочное  чтение

-  Глупость, доверчивость, обман, лесть.

-  Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.

- «Уж сколько раз твердили миру…..».)

Дети  читают  по  частям.

Активизируют  мозг, повышают  умственную  энергию.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Принимать и сохранять

учебную цель и задачу.

Осуществлять   самоконтроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Личностные : смыслообразование

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

Уметь осуществлять анализ   объектов

поэтического произведения с выделением:

художественных   приемов,

использованных

для    характеристики героев

Строить речевое высказывание

в устной форме.

Планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем  плане.

Принимать и сохранять учебную

задачу.                                                      умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Урок по литературному чтению И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Этот урок посвящён работе над басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"....

Конспект урока по литературному чтению. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: «И.А.Крылов "Ворона и Лисица.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях ...

Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе И.Крылов. Басня "Ворона и Лисица....

конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"

Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по литературному чтению: И.А. Крылов "Ворона и лисица" 3 класс

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;учебно­поз...

Урок литературного чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе....