Конспект урока по теме С.А. Есенин «Черемуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по теме С.А. Есенин «Черемуха».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s.esenin_cheryomuha_3_klass.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение.

Тема: С.А. Есенин «Черемуха».  

Тип: Изучение нового материала

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 

Цели:

  • Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
  • Читать выразительно,  передавая настроение стихотворения;
  • Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
  • Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
  • Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами;
  • Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись чтения стихотворения чтецом, учебник, карточка для работы в парах, лист для индивидуальной работы, потрет С.А. Есенина, выставка книг С.А. Есенина

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: 

  • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения  результата.

Познавательные УУД: 

  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
  • развивать умение вычленять описание черемухи в художественном произведении;
  • осуществлять поиск нужной информации,  использовать знаки, символы;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

определяют общую цель и пути ее достижения;

  • умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществляют взаимный контроль;
  • адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные

действия

1. Мотивирование к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!»  (Слайд 1)

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Актуализация знаний обучающихся. Проверка домашнего задания. (10 мин) 

– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

– Какие произведения в нём помещены?

– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость, точность)

– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?

– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть. (Слайд 2)

Отвечают на вопросы учителя, выразительно читают стихотворения

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Логические: анализ, сравнение, синтез. 

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия)

3.  Подготовка к работе на основном этапе. Речевая разминка (2 мин)

 

«Никакое искусство не достигнет природы».      

- Прочитайте пословицу

- Как вы ее понимаете?

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте с веселой интонацией.

- Прочитайте выразительно. (Слайд 3)

Читают хором, отрабатывают выразительное чтение, чтобы правильно и чётко читать и говорить.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Логические: анализ, сравнение, синтез. 

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования

4. Подготовка к восприятию (3 мин)

-Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского поэта. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов.

  Ученик читает отрывок из стихотворения «Берёза»

- Кто автор этого стихотворения?

Давайте проверим, правы ли вы? Выполните задание в парах и узнаете имя  поэта.

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенин (Слайд 5)

Слушают учителя. Выполняют задание в парах. Составляют ответы
на основе опорной таблицы, соблюдая логику

Познавательные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Коммуникативные: 

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Межпредметная  связь  приобщает к  искусству

5. Работа по теме урока (5 мин)

- Сегодня к уроку у отдельных учащихся было задание подготовить презентацию о творчестве С.А. Есенина.

- Давайте послушаем (Слайд 6-11).

Работа по развитию речи.

- Давайте разберем значение слова КОРРЕКТОР, посмотрим в толковом словаре. (Слайд 10)

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением поэта, а о чем оно вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Слайд 12)

(Портрет и выставка книг).

Обучающиеся рассказывают биографию поэта, рассматривают слайды презентации, работают с толковым словарем, отгадывают загадку

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, постановка перед обучащимися проблемной ситуации, развитие речи, работа с толковым словарем

6. Усвоение новых знаний   и   способов действий (3 мин)

- Послушайте стихотворение.  (запись чтеца.) (Слайд 13)

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин?

- Какие чувства возникли в вашем сердце? Обоснуйте свой выбор (Слайд 14)

- Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей?

- Какое настроение автора

вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор. (Слайд 15)

Слушают аудиозапись, определяют основную мысль текста, отвечают на вопросы, делятся мыслями.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы, доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать друг друга, владение смысловым чтением текста.

7. Физкультминутка

(1 мин)

      Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем. 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.

8.    Закрепление    

 знаний и способов  

действий (12 мин)

Работа по развитию речи.

- Я предлагаю вам обратиться к стихотворению в учебнике, прочитать его «жужжащим» чтением и отметить карандашиком непонятные слова, которые вам встретятся при чтении. (Слайд 16)

Самостоятельное чтение.

-Где мы можем  посмотреть эти слова?

-Как вы понимаете значение слов? (Слайд 17-18)

 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью  автор написал это стихотворение? Выберите ответ. (Слайд 19).

Работа над литературоведческими понятиями.

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?  Найдите их в тексте.

- Как называется прием художественного изображения словом:  медвяная,  пряная, серебряный?

-Что такое эпитет? (Средство речевой выразительности, даёт образную характеристику предмету.)

- Прочитайте первое четверостишие и найдите в нем  слова, которые создают впечатление праздника?

- С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила? 

- А кто в стихотворении представляется юношей?

-Как называется приём который помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей – олицетворение.

-Какие эпитеты вы бы придумали к слову черёмуха?

-Какой мы можем сделать вывод: (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.)

Индивидуальная работа

- А теперь каждый индивидуально заполнит карточку и раскрасит кисть черемухи.

Читают стихотворение «жужжащим» чтением, анализируют, находят непонятные слова, отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Находят в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры

.

Заполняют таблицу, раскрашивают кисть черемухи

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

9. Обобщение изученного материала

(5 мин)

- Давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать свои чувства (Слайд 20)

Выразительно читают вслух  

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные: самоопределение; устанавливание причинно-следственных связей, совершенствование навыка  выразительного чтения.

10.Рефлексия учебной деятельности (1 мин) 

-Сегодня на уроке я узнал…..

-Мне показалась интересным….

-Меня удивило….

-Я хочу похвалить……, за…….

Выражают  вои мысли, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование, развитие самоконтроля и самооценки

11. Подведение    итогов (1 мин)

- С жизнью и творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?

- Мне было очень приятно  сегодня работать с вами.

Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: - осознанно строить речевое высказывание.

12. Домашнее задание (1 мин)     

-  Обратите внимание на перемене на выставку книг С.А. Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

-Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха»;

-Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтической тетради;

-Нарисовать иллюстрацию к стихам этого раздела.

Дети записывают задание в дневник

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Конспект урока по теме: С.А. Есенин "Пороша"

Урок  литературного  чтения во 2 классеТема урока: С А..Есенин. "Пороша"  (УМК «Планета знаний»)Вид урока: урок открытия новых знанийЦели: образовательные: знакомство с  творчество...