Занятие внеурочной деятельности "Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу - значит охранять Родину"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина, учить формировать идею произведения, познакомить с художественными особенностями произведений, развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно - эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat_po_tvorchestvu_prishvina.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова»
План – конспект
занятия внеурочной деятельности
«Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу – значит охранять Родину»
Учитель: Алхутова Светлана Петровна
Тема: Творчество М.М.Пришвина
Охранять природу – значит охранять Родину
Цели:
познакомитьдетей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитыватьспособность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
1.Приветствие: видеозаставка к передаче: «В мире животных»
(читаю текст под музыку)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.
- Какие добрые поступки совершаете вы?
Ш. Сообщение темы урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказах, с которыми мы познакомились ранее и прочитаем сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новыми произведениями
- Определить тему произведений, которые будем изучать на занятии
Тема нашего занятия:
творчество Михаила Михайловича Пришвина.
VI. Первичное усвоение новых знаний.
1.Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.
2.Биография писателя.
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин? В чем особенность его охоты?
Презентация «Жизнь и творчесто М.М.Пришвина»
Чтение наизусть произведений М. М. Пришвина учащимися
- Берестяная трубочка (Бахарчиев Мухаммед, Деляев Алдар, Ярмова Айса);
2.Разговор деревьев (Нечепуренко Маша, Бембеев Дарсен)
3.Курица на столбах (Алексеева Аюна, Довтаева Иман, Перепелицина Настя);
А сейчас викторина (презентация) «Журка», «Лисичкин хлеб».
Чтение отрывка из рассказа М.М.Пришвина «» Очирова Гелана
Из какого рассказа Пришвина этот отрывок? «Ребята и утята»
Чему научил ребят автор этих строк?
К каким рассказам относятся эти рисунки?
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина «Золотой луг»
Самостоятельное чтение учащимися рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Работа над текстом:
1.Какое открытие сделал мальчик? Каким его можно назвать?
2.Его можно назвать внимательным, наблюдательным?
3.Как относились братья к одуванчику до этого открытия? Подберите синоним к слову ЗАБАВА (игра)
4.Найдите в тексте места, в которых цветы уподобляются человеку. Как называется этот литературный приём?
Во многих стихотворениях, рассказах, баснях, сказках неодушевлённые предметы, отдельные явления природы изображаются как живые существа, которым присущи человеческие свойства: действия, мысли, чувства. Такой приём в литературе называется олицетворением.
Олицетворение помогает читателю более ярко и зримо представить изображаемый предмет, явление.
Какова тема рассказа «Золотой луг»?( В простом растении скрыта большая тайна. Ценить и беречь даже маленький цветок. О любви к природе и об умении замечать и анализировать).
5. Что, по вашему мнению, помогло Пришвину стать в дальнейшем известным писателем, прекрасным знатоком природы?
6. Чтение учителем рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина».
7. Беседа по содержанию текста по вопросам
Что вы узнали о детстве писателя?
Какой доброй привычке, привитой ему в детстве матерью, он следовал всю жизнь?
«Кто рано встаёт, тому бог даёт». Как эта пословица соотносится с содержанием этого текста?
В чём заключалась «охота» автора?
7) Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд)
С каким призывом обращается М.Пришвин к своим молодым друзьям?
Как он образно называет природу?Почему для него природа и Родина – неразрывные понятия?
Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
VII. Обобщение
-Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина. Каким он был человеком? (наблюдательным, внимательным, любил природу, добрый, неравнодушный)
- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новыми произведениями
- Определить тему произведений, которые будем изучать на уроке
Тема любви к родной природе и об умении замечать и анализировать, ценить и беречь даже самый маленький цветок.
Тема «Моя Родина» (о необходимости беречь природу, как беречь Родину и материнскую любовь. Бережно относиться к своему краю.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу.
Кто главное действующее лицо в рассказах М.Пришвина?
Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник.
Плакат: планета Земля (Украсим нашу планету маленькими солнышками – одуванчиками, ведь природа для нас – это кладовая солнца).
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство.
Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом.
Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Текст для 2 группы
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками.
Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.
Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь.
С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера.
Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охранять природу - значит охранять Родину.
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы....
Охранять природу - значит охранять родину.
В данной работе рассказывается в стихотворной форме о необходимости охранять лесные насаждения и тех ...
Охранять природу-значит охранять Родину!
Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...
Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"
Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....
Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»
Урок по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...
Презентация «Охранять природу – значит охранять Родину»
Презентация к уроку по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...
Сценарий экологической игры. "Брейн-ринг" - "Охранять природу - значит охранять родину"
Сценарий экологической игры «Брейн -ринг» - «Охранять природу – значит охранять родину» подойдет для проведения классных часов....