Разработка урока по литературе "Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Разработка урока по литературе "Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока. | 25.74 КБ |
Презентация к уроку. | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения.
3 класс.
Тема: Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ.
Цель: познакомиться со стихотворениями, проанализировать стихотворения, рассмотреть и сравнить смешные образы жука и индюка на примере приёма – звукопись. Развивать учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения, способность к ведению учебного диалога.
Это третий урок 6 раздела «Каждый сам о себе» литературного чтения Е.Матвеевой 3 класс.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Организационный этап | Создание благоприятного психоло гического климата.. | У: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы продолжим работать с разделом «Каждый сам о себе». Вы готовы работать? Слайд 1 | Д: -Да. | - выделяют существенную информацию из текста; - извлекают информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. | слушают собеседника и понимают речь других; - строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. | - самостоятельно организовывают свое рабочее место; - планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивают себя на продуктивную работу; - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | У: - Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. У: - Каким? Кто его автор? Как оно называется? Вы ответите на этот вопрос, разгадывая анаграммы. Подвиньте к себе лист с заданиями (группы-ряды получают задания). Для 1-й группы(1 ряд). Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения. т о с т о е и х р и в н е Для 2-й группы(2 ряд). Узнай имена авторов. Их нужно расшифровать.
Для 3-й группы(3 ряд). Прочти название произведения.
По мере ответов на доске появляются слова:
Слайд 2 - Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 63,66. | 1 группа – Стихотворение. 2 группа – Сеф, Чёрный 3 группа – «Жук», «Индюк» | - ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания); - устанавливают закономерности, строят рассуждения; - анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления; - выдвигают гипотезы (предположения) и обосновывают их; - формулируют проблему; - определяют цель учебной деятельности. | - воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя; - слушают и понимают речь других; - формулируют свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформляют свои мысли в письменной форме; - высказывают свое предположение; - сотрудничают, вступают в дискуссию, анализируют, доказывают, отстаивают свое мнение. | - определяют и формулируют цель деятельности на уроке; - планируют свою деятельность на уроке; - определяют последователь- ность действий на уроке; - самостоятельно формулируют тему и цели урока; - принимают и сохраняют учебную цель и задачи; - организовывают выполнение заданий учителя; - высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозируют предстоящую работу; - планируют и прогнозируют свои действия, формулируют учебную задачу с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний | Поиск решения учебной задачи. | II. Работа с текстом до чтения У: - Назовите жанры произведений. Авторов? Знакомы ли вы с их творчеством? У: - Попробуйте сформулировать вопрос урока. (Выбор одной из фраз - целей урока: Познакомиться с творчеством…) Слайд 3 Слайд 4 про Р. Сефа . У: - Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и жил в городе Москва. Свое первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Юный поэт был счастлив. С тех пор Роман Сеф написал более 25-ти книг, и все они для вас, ребята. У: -Как называется стихотворение? У: - Сформулируйте следующие цели. (Формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать, Проанализировать…) Слайд 5 - Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Что заметили? Как вы думаете, о чём это произведение? | Д: - Стихотворение. Р.С.Сеф.и С.Чёрный -Они писали о природе? -О животных? Д: -Познакомиться с творчеством Сефа и Чёрного, а именно со стихотворениями этих авторов. Д: - Почему стихотворения и авторы разные, а знакомимся на одном уроке? Д: - Жук. Д: - Прочитать и проанализировать стихотворение. Д: - Про жука. Про его настроение, характер. | - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; - ориентируются в своей системе знаний (определить границы знания/незнания); - определяют и формулируют проблему; | -слушают и понимают речь других; - строят понятные для собеседника высказывания; - высказывают свое мнение (точку зрения); - анализируют и делают выводы; - строят устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выстраивают осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимают информацию на слух; - слушают, наблюдают, объясняют результат демонстрационного эксперимента; - дополняют, уточняют высказанные мнения; - отвечают на вопросы учителя. | -планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполняют пробные учебные действия; - фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применяют установленные правила в планировании способа действия; - принимают и сохраняют учебную задачу; - оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - самостоятельно формулируют цель и задачи урока; - выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их; - прогнозируют предстоящую работу; - организовывают выполнение заданий учителя. |
4. Обобщение и систематиза ция знаний | III. Чтение текста про себя У: - Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя. У: - Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?» Слайд 6 У: - Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться. Физкультминутка. IV. Работа с текстом во время чтения У: - Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем вглубь строки и поделимся возникшими мыслями. Читают 1–2 строки. - Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор? У: - Дочитаем стихотворение до конца.. . У: - Кто рассказчик в стихотворении, докажите? У: - Каким вы представили себе жука? У: - Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения? У: - Как автор в этом стихотворении работает со звуками? У: - Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку. V. Работа с текстом №2 Слайд 7 У: - Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880- 1932) Его творчество, обращенное к детям, многогранно, оно представлено как прозой, так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям. Первичное чтение стихотворения «Индюк» Слайд 8 У: - Кто рассказчик в этом стихотворении, докажите? У: - Какое настроение у рассказчика героя? У: - Как автор относится к индюку? У: - Попробуйте словесно нарисовать главного героя. Какие слова вам помогут это сделать? Можно ли назвать вашу работу словесным портретом? Слайд 9 У: - Сопоставьте эти два стихотворения. Найдите сходства и различия в изображении героев. У: - Какой общий изобразительный приём используют авторы в стихах? Совпадает ли тон этих произведений? У:- Чем будет отличаться их выразительное чтение? | Д: Про жука. Д: - Расскзчик герой, т.к. я лежу. Д: Бесстрашный, целеустремлённый, маленький. Д: Автору нравится его герой. Д: При помощи звуков показан характер жука. Д: - Рассказчик герой, я индейский петух… Д: Он гордый, бесстрашный. Д: С иронией. Д: В парах ищут описание индюка Д: Сходство: -рассказчик герой; -герой – животное; - это стихотворения; -есть звуки героев. Д: Различие: -разные названия; -разные авторы; -в первом стихотворении герой – жук, во втором – птица; -разные характеры героев; -разное настроение героев и читателей. Д: Общий приём – это звукопись. Д: Первое стихотворение более жуткое, тревожное. Второе – хвастливое. Д: Выразительное чтение будет отличаться темпом, тоном и настроением. | -систематизируют, обобщают изученное; - соотносят имеющиеся знания с новым материалом; - работают с информацией в разной форме; - устанавливают причинно-следственные связи. | - самостоятельно контролируют время при выполнении задания; - осуществляют взаимный контроль; - логически мыслят, продумывают и формулируют вопрос; - формируют навыки речевой деятельности; - учитывают разные мнения и стремятся к координации, умеют договариваться. | - включают новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - выделяют в системе знаний изученную единицу; - планируют своё действие; - прогнозируют результаты уровня усвоения; - осуществляют контроль, различают результат и способ действия; - осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов. | |
7.Оценивание учащихся Рефлексия (подведение итогов занятия) | VI. Итог урока. У: - Вы прочитали два стихотворения: Романа Сефа и Саши Черного. О чем они: о животных или о людях? У: - Какое стихотворение вы бы хотели выучить наизусть? У: - Дома выучите то стихотворение, которое вам больше понравилось. | Д: О животных. | - систематизируют, обобщают изученное, делают выводы. | - строят монологическое высказывание; - адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформляют свои мысли в устной форме, отвечают на вопросы учителя, слышат и понимают речь других. | - соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносят цели и результаты собственной деятельности; - анализируют и осмысливают свои достижения, выявляют перспективы развития; - осуществляют самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке; - выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихотворение Р.Сеф , С.Чёрный «Жук», «Индюк»
Познакомиться с творчеством Сефа и Чёрного, а именно со стихотворениями «Жук», «Индюк».
Сеф Роман Семёнович 1931 г. – 2009 г. Русский поэт, писатель, драматург, переводчик.
Прочитать и проанализировать стихотворение Романа Сефа «Жук».
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) 1880 г. – 1932 г. Русский поэт, прозаик, переводчик.
Сходство Различие
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».
Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке учащиеся ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова
Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...
Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"
Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....
С.Чёрный. «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "ПНШ" «Звукопись в поэзии и прозе»
Цели деятельности учителя: формирование представления о звукописях в поэтических и прозаических произведениях; знакомство учащихся с произведениями Джеймса Ривза «Шумный Ба-бах», М. ...
Разработка урока и презентация по математике по математике по теме: "Приёмы устных вычислений"
Урок математики разработан с учётом всех требований ФГОС. В разработке использованы разные приёмы и методы объяснения темы, чтобы достичь положительного результата в конце урока....