Разработка урока по литературе "Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Разработка урока по литературе "Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока.25.74 КБ
Файл Презентация к уроку.2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения.

 3 класс.

 Тема: Р.Сеф «Жук», С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ.

 Цель: познакомиться со стихотворениями, проанализировать стихотворения, рассмотреть и сравнить смешные образы жука и индюка на примере приёма – звукопись. Развивать учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения, способность к ведению учебного диалога.

Это третий урок 6 раздела «Каждый сам о себе»  литературного чтения Е.Матвеевой 3 класс.        

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный этап

Создание благоприятного психоло

гического климата..

У: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы продолжим работать с разделом «Каждый сам о себе». Вы готовы работать?

Слайд 1

Д: -Да.

- выделяют существенную информацию из текста;

- извлекают информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

слушают собеседника и понимают речь других;

- строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивают себя на продуктивную работу;

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

У: - Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением.

У: - Каким? Кто его автор? Как оно называется? Вы ответите на этот вопрос, разгадывая анаграммы.

Подвиньте к себе лист с заданиями (группы-ряды получают задания).

Для 1-й группы(1 ряд). 

Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.

т о с т о е и х р и в н е

Для 2-й группы(2 ряд). 

Узнай имена авторов. Их нужно расшифровать.

  • фсе
  • ёычрнй

Для 3-й группы(3 ряд). 

Прочти название произведения.

  • укж
  • дниюк

По мере ответов на доске появляются слова:

  • стихотворение
  • Сеф, Чёрный
  • «Жук», «Индюк»

Слайд 2

- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 63,66.

1 группа –

Стихотворение.

2 группа –

Сеф, Чёрный

3 группа –

«Жук», «Индюк»

- ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания);

- устанавливают закономерности, строят рассуждения;

- анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления;

- выдвигают гипотезы (предположения) и обосновывают их;

- формулируют проблему;

- определяют цель учебной деятельности.

- воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя;

- слушают и понимают речь других;

- формулируют свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформляют свои мысли в письменной форме;

- высказывают свое предположение;

- сотрудничают, вступают в дискуссию, анализируют, доказывают, отстаивают свое мнение.

- определяют и формулируют цель деятельности на уроке;

- планируют свою деятельность на уроке;

- определяют последователь-

ность действий на уроке;

- самостоятельно формулируют тему и цели урока;

- принимают и сохраняют учебную цель и задачи;

- организовывают выполнение заданий учителя;

- высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозируют предстоящую работу;

- планируют и прогнозируют свои действия, формулируют учебную задачу с помощью учителя.

3.  Актуализация знаний

Поиск решения учебной задачи.

II. Работа с текстом до чтения

У: - Назовите жанры произведений. Авторов? Знакомы ли вы с их творчеством?

У: - Попробуйте сформулировать вопрос урока. (Выбор одной из фраз - целей урока: Познакомиться с творчеством…)

Слайд 3

Слайд 4 про  Р. Сефа .

У: - Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и жил в городе Москва. Свое первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Юный поэт был счастлив.

С тех пор Роман Сеф написал более 25-ти книг, и все они для вас, ребята.

У: -Как называется стихотворение?

У: - Сформулируйте следующие цели. (Формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать, Проанализировать…)

Слайд 5

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Что заметили? Как вы думаете, о чём это произведение?

Д: - Стихотворение.

Р.С.Сеф.и С.Чёрный

-Они  писали о природе?

-О животных?

Д: -Познакомиться с творчеством Сефа и Чёрного, а именно со стихотворениями этих авторов.

Д: - Почему стихотворения и авторы разные, а знакомимся на одном уроке?

Д: - Жук.

Д: - Прочитать и проанализировать стихотворение.

Д: - Про жука. Про его настроение, характер.

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентируются в своей системе знаний (определить границы знания/незнания);

- определяют и формулируют проблему;

 -слушают и понимают речь других;

- строят понятные для собеседника высказывания;

- высказывают свое мнение (точку зрения);

- анализируют и делают выводы;

- строят устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выстраивают осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- воспринимают информацию на слух;

- слушают, наблюдают, объясняют результат демонстрационного эксперимента;

- дополняют, уточняют высказанные мнения;

- отвечают на вопросы учителя.

-планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполняют пробные учебные действия;

- фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применяют установленные правила в планировании способа действия;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- самостоятельно формулируют цель и задачи урока;

- выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их;

- прогнозируют предстоящую работу;

- организовывают выполнение заданий учителя.

4. Обобщение и систематиза

ция знаний

III. Чтение текста про себя

У: - Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.

У: - Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»

Слайд 6

У: -  Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.

Физкультминутка.

IV. Работа с текстом во время чтения

У: -  Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем вглубь строки и поделимся возникшими мыслями.

Читают 1–2 строки.

- Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор?

У: -  Дочитаем стихотворение до конца..

.

У:  - Кто рассказчик в стихотворении, докажите?

У: - Каким вы представили себе жука?

У: - Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения?

У: - Как автор в этом стихотворении работает со звуками?

У: - Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку.

V. Работа с текстом №2

Слайд 7

У: - Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880- 1932)

Его творчество, обращенное к детям, многогранно, оно представлено как прозой, так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям.

Первичное чтение стихотворения «Индюк»

Слайд 8

У: - Кто рассказчик в этом стихотворении, докажите?

У: - Какое настроение у рассказчика героя?

У: - Как автор относится к индюку?

У: - Попробуйте словесно нарисовать главного героя. Какие слова вам помогут это сделать? Можно ли назвать вашу работу словесным портретом?

Слайд 9

У: - Сопоставьте эти два стихотворения. Найдите сходства и различия в изображении героев.

У: - Какой общий изобразительный приём используют авторы в стихах? Совпадает ли тон этих произведений?

У:- Чем будет отличаться их выразительное чтение?

Д: Про жука.

Д: - Расскзчик герой, т.к. я лежу.

Д: Бесстрашный, целеустремлённый, маленький.

Д: Автору нравится его герой.

Д: При помощи звуков показан характер жука.

Д: - Рассказчик герой, я индейский петух…

Д: Он гордый, бесстрашный.

Д: С иронией.

Д: В парах ищут описание индюка

Д: Сходство:

-рассказчик герой;

-герой – животное;

- это стихотворения;

-есть звуки героев.

Д: Различие:

-разные названия;

-разные авторы;

-в первом стихотворении герой – жук, во втором – птица;

-разные характеры героев;

-разное настроение героев и читателей.

Д: Общий приём – это звукопись.

Д: Первое стихотворение более жуткое, тревожное. Второе – хвастливое.

Д: Выразительное чтение будет отличаться темпом, тоном и настроением.

-систематизируют, обобщают изученное;

- соотносят имеющиеся знания с новым материалом;

- работают с информацией в разной форме;

- устанавливают причинно-следственные связи.

- самостоятельно контролируют время при выполнении задания;

- осуществляют взаимный контроль;

- логически мыслят, продумывают и формулируют вопрос;

- формируют навыки речевой деятельности;

- учитывают разные мнения и стремятся к координации, умеют договариваться.

- включают новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- выделяют в системе знаний изученную единицу;

- планируют своё действие;

- прогнозируют результаты уровня усвоения;

- осуществляют контроль, различают результат и способ действия;

- осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов.

7.Оценивание учащихся

Рефлексия (подведение итогов занятия)

VI. Итог урока.

У: - Вы прочитали два стихотворения: Романа Сефа и Саши Черного. О чем они: о животных или о людях?

У: - Какое стихотворение вы бы хотели выучить наизусть?

У: - Дома выучите то стихотворение, которое вам больше понравилось.

Д: О животных.

- систематизируют, обобщают изученное, делают выводы.

- строят монологическое высказывание;

- адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформляют свои мысли в устной форме, отвечают на вопросы учителя, слышат и понимают речь других.

- соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносят цели и результаты собственной деятельности;

- анализируют и осмысливают свои достижения, выявляют перспективы развития;

- осуществляют самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке;

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что   нужно усвоить;

- осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый сам о себе»

Слайд 2

Стихотворение Р.Сеф , С.Чёрный «Жук», «Индюк»

Слайд 3

Познакомиться с творчеством Сефа и Чёрного, а именно со стихотворениями «Жук», «Индюк».

Слайд 4

Сеф Роман Семёнович 1931 г. – 2009 г. Русский поэт, писатель, драматург, переводчик.

Слайд 5

Прочитать и проанализировать стихотворение Романа Сефа «Жук».

Слайд 7

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) 1880 г. – 1932 г. Русский поэт, прозаик, переводчик.

Слайд 9

Сходство Различие

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"

Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "ПНШ" «Звукопись в поэзии и прозе»

Цели деятельности учителя:  формирование представления о звукописях в поэтических и прозаических произведениях; знакомство учащихся с произведениями Джеймса Ривза «Шумный Ба-бах», М. ...

Разработка урока и презентация по математике по математике по теме: "Приёмы устных вычислений"

Урок математики разработан с учётом всех требований ФГОС. В разработке использованы разные приёмы и методы объяснения темы, чтобы достичь положительного результата в конце урока....