Урок открытия новых знаний. Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели:
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prezentatsiya_otkrytogo_uroka_.l._n._tolstoy._staryy_ded_i_vnuchek.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели:
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация пространства:фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ресурсы:Учебник, мультимедийный проектор, презентация.
1.Ход урока
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Все встали, подравнялись. Сейчас у нас урок чтения. К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Ребята, какой сегодня прекрасный день ! Светит солнышко .Я вам улыбаюсь , а вы улыбнитесь мне и друг другу. Желаю вам хорошего настроения, радости, и удачи!
- Садитесь! Мы начинаем наш урок
II. Актуализация знаний.
Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку
– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания? ПОСЛОВИЦА
Семья в куче, не страшна и туча. ( ДОСКА )
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
Прочитайте:
- с удивлением,
- с вопросительной интонацией,
- с веселой интонацией,
– Как вы понимаете эту пословицу?
(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока
3. Работа в ПАРАХ (группах.)
- Ребята сейчас будем работать в ПАРАХ
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц.
- Вся семья вместе и душа на месте.( родные люди всегда переживают друг за друга, все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.)
- Кто родителей почитает, того и дети будут почитать.
IV Формулирование темы урока
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь
ДЕТИ : ( ТЕМА сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что такое старость?
- Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
-Посмотрите на ВЫСТАВКУ этих КНИГ и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся?
(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)
ДИМА
–Льв Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 190 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
4. ( ПРОДОЛЖЕНИЕ )
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
Слайд 8
- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению? (аудио слушание)
-Какое это произведение по настроению?(грустное)
-Почему вы так решили?
Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение слайд9
Я почувствовал…
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Вторичное чтение (читают Ц Е П О Ч К О Й )
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
( ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ аудио слушание)
-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.
-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
(выполняют)
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10
ЛОХАНКА НЕВЕСТКА БРАНИТЬ СЛАЖИВАЕТ
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
6 . Закрепление знаний и способов действий
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы .
- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
- Почему деда стали кормить за печкой? слад11
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
7. Выборочное чтение
- Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Как вы охарактеризуете невестку?
(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
- Как он повёл себя?
- Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
(выборочное чтение)
- Почему родители Миши заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?
( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
- Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Справедливый, добрый, умный)
8. Итоги урока. Рефлексия
- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?
(уважать старших, терпимости к старым людям…..)
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты
Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1.обещаю любить бабушку и дедушку
2. я постараюсь видеть чужую боль
3. Не буду грубить маме и папе
4.Буду добрым,
5.хочу быть терпимым
6. я постараюсь быть милосердным
7. буду уважать права других
8. постараюсь принять другого таким, какой он ест
9. я хочу быть любящим, помогать своим друзьям
10. я постараюсь быть заботливым
11. буду почитать старших
12. постараюсь быть великодушным
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)
Видите наше дерево стало ещё краше.
Семья в куче, не страшна и туча.
Оценивание.
Благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание.
Составьте кластер своей семьи .
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
- Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми:
вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.
- Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
- В хорошей семье хорошие дети растут. Практика знает много примеров, когда и в нехороших семьях вырастают очень хорошие и воспитанные детки, однако, если говорить не об исключениях, а о правилах, то именно там, где хорошая и дружная семья, вырастают хорошие и порядочные дети. Пословица говорит нам о том, что мудрые родители, воспитывая своих детей, передают им свою мудрость, тем самым выращивая из них порядочных людей.
- Старый человек в семье – сокровище. (Китайская пословица). Старый человек, это человек, который прожил жизнь, видел много разного и набрался к своим годам определенного опыта. Старость всегда символизирует мудрость, поэтому принято считать, что пожилой человек – это сокровище.
- Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
- Отца с матерью почитать – горя не знать. Так говорят потому, что родители – это святое, это то, что нужно оберегать и ценить больше чего-либо другого. Принято считать, что если человек уважает своих родителей, то он не будет знать ни горя, ни печали, а в нужные моменты всегда будет получать поддержку и помощь от своих родителей.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ
Вся семья вместе и ду-ша на месте.
Кто родителей почитает, того и дети будут почитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.
Тип знания: Правило.Тип диалога: Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»
Цель урока:· Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...
Урок с использованием ИКТ. Урок "Открытие нового знания". Тема: "Мi clase".
Методическая разработка в виде презентации. Урок "Открытия нового знания". Введение и отработка новой лексики по теме "Mi clase", 3 класс. Для школ с углубленным изучением испанско...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».
Предмет: литературное чтение Класс: 1класс УМК «Школа России» Учебник:. Русский язык.Азбука1-й класс Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]...