Проект «Читающая мама».
проект по чтению (1 класс)
Цели проекта:
-возрождение традиций семейного чтения как основы творческой и познавательной активности детей, их нравственного воспитания и эмоционального развития;
-разработка и реализация системы читательского всеобуча матерей как руководителей чтения детей в семье;
- формирование в общественном сознании и в сознании детей привлекательного образа читающей мамы и распространение лучших практик организации материнского чтения, адресованного ребёнку;
- усиление включённости школьной библиотеки в организацию материнского чтения и в систему читательского всеобуча матерей и их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе. | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тюбукская СОШ №3»
Каслинского муниципального района
Челябинской области
Гайсина Любовь Михайловна
Проект «Читающая мама».
Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство.
К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.
Еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.
Методическая система материнского чтения, разработанная В.П. Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Она звучит особенно современно в контексте задач Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления. Большинство нынешних молодых женщин не испытали в детстве счастье эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений.
Необходимость проекта вызвана потерей интереса к чтению у нынешних детей, что стало обыденным явлением и превратилось в огромную социальную проблему. Одна из причин сложившейся ситуации – низкий уровень компетенции современных родителей, и прежде всего матерей, в области детской литературы, отстранённость их от проблемы детского чтения. Сегодня, когда современный отечественный репертуар детской литературы деформирован, переполнен случайной малохудожественной литературой, обрекающих детей на чтение «литературных суррогатов», проблема качества детского чтения, как никогда раньше, обострилась. Определённую негативную роль на пути детей к книге сыграла активизация интернет-коммуникаций, отвлекшая их от чтения литературы, отнявшая время и отучившая от неторопливого и вдумчивого восприятия книг. Утрата многовековых традиций материнского чтения стала одной из важных причин превращения России в нечитающую страну.
Цели проекта:
-возрождение традиций семейного чтения как основы творческой и познавательной активности детей, их нравственного воспитания и эмоционального развития;
-разработка и реализация системы читательского всеобуча матерей как руководителей чтения детей в семье;
- формирование в общественном сознании и в сознании детей привлекательного образа читающей мамы и распространение лучших практик организации материнского чтения, адресованного ребёнку;
- усиление включённости школьной библиотеки в организацию материнского чтения и в систему читательского всеобуча матерей и их детей.
Задачи – организация проекта, мероприятий популяризации материнского чтения; разработка современных подходов преодоления функциональной неграмотности матерей, а также технологий и методик обучения их основам семейного чтения; формирование заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения; разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных и управленческих программ и методик развития материнского чтения.
Правовым основанием в создании проекта, поддерживающего детское чтение через деятельность семьи, является Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действия в интересах детей РФ до 2017 года», а также государственные программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы». Материнское чтение относится к числу социально-культурных традиций России и к норме культуры воспитания в семье. Это не просто совместный досуг, а серьёзная творческая работа, как для самой матери, так и для ребёнка. Она включает в себя процесс обоюдного чтения вслух матери и ребёнка, сопровождаемого совместным разглядыванием картинок и общением по вопросам, поднятым автором в читаемой книге. Материнское чтение отличается от чтения на уроках комфортными условиями, живым контактом ребёнка с матерью, звучанием её голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге. Осуществление материнского чтения в семье предполагает деятельность матери по организации условий для него (приобретение книг для домашней библиотеки, грамотность выбора нужных книг, доступных возрасту ребёнка и отвечающих его индивидуальным интересам). Материнское чтение нуждается в повышении читательской квалификации самой матери за счёт приобретения опыта чтения вслух, педагогического анализа читаемой книги и навыков обсуждения с ребёнком прочитанного материала. Возрождение традиций материнского и семейного чтения – это ответ на социальные вызовы нашего времени, к числу которых относится утрата детьми в век Интернета мотивации к чтению книг, увеличение рисков в детской среде (интернет-зависимость, действия противоправной направленности, агрессия, наркомания и др.) Оно удовлетворяет общественную потребность в воспитании, в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, является механизмом синхронизации с требованием ФГОС общего образования в сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения, процессом проектирования траектории личностного развития ребёнка и помощи ему в учебной деятельности. За счёт материнского чтения увеличивается пространство, в котором дети могут развивать творческую, интеллектуальную и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, проявлять способности, которые зачастую остаются не востребованными основным образованием.
Какие же результаты я хотела бы получить в результате этого проекта ?
-Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
-Возрождение традиции домашнего чтения.
-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
-Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия учителя с родителями;
- взаимодействие учителя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
План - график по реализации проекта в 1 классе.
дата | Название мероприятия | Ф.И.О.ответственного |
август | Родительское собрание «Интерес к чтению : как его пробудить?» | Кл. рук-ль Гайсина Л.М. анкетирование |
сентябрь | Поездка в кукольный театр на спектакль «Бармалей против Айболита» | Кл. рук-ль Гайсина Л.М. Родительский комитет |
октябрь | Чтение русской народной сказки | мама Ирхужина Т.В. |
ноябрь | Чтение сказки К.И.Чуковского « Мойдодыр» | мама Кручинина Н.А. |
декабрь | Чтение С.Я.Маршака « Почта» | школьный библиотекарь Савко В.В. |
январь | Чтение сказов П.Бажова « Серебряное копытце» | мама Шатрова О.С. |
февраль | В.Бианки « Синичкин календарь» | мама Хамидуллина Р.И. |
март | В . Сутеев сказка «Волшебные краски» | мама Губайдулина С.Н. |
апрель | В. Голявкин «Короткие рассказы» | мама Блынская В.А. |
май | Поездка в интерактивный театр Дом Сказки в г.Челябинск по рассказам В.Драгунского спектакль + квест «Старые знакомые» | Кл. рук-ль Гайсина Л.М. Родительский комитет |
Во 2-ом классе я хочу больше внимания уделить уральским писателям , а в конце года съездим в г.Челябинск в интерактивный театр Дом сказки на спектакль и квест по сказам П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы».
В конце нашего проекта обязательно проведём внеклассное мероприятие «Читающая мама – читающая страна», фотоконкурс «Читающая мама».
ВЫВОД:
Успех в жизни человека во многом зависит от его интеллекта и кругозора. И чтение – их главная составляющая.
Но, книга - тренажер не только для ума, но и для сердца, она способна воспитывать, формировать нравственные ориентиры. И в этом ее главная ценность, и особенно для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Папа, мама, я - читающая семья"
Проект долгосрочный, коллективный...
Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "
Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали д...
Проект «Читающая Россия» 1 класс
Целью проекта «Читающая Россия» является повышение интереса учащихся 4х классов к чтению книг, художественной литературы....
Проект "Читающее детство"
Проект "Читающее детство". Коллективная работа учителей начальных классов....
Проект ЧИТАЮЩИЙ ЛИЦЕЙ
Создание условий для формирования грамотного читателя....
Проект "Папа, мама, я - читающая страна"
Цель пректа: содействовать пробуждению интереса к семейному чтению у родителей и детей.Задачи: изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;расширить социальное партнерство, привлечь д...
"Читающая мама - читающая семья"
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали ...