Проект "Папа, мама, я - читающая семья"
проект по чтению (2 класс) по теме
Проект долгосрочный, коллективный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_papa_mama_ya-_chitayushchaya_semya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Проект по теме:
«Папа, мама, я – читающая семья»
Выполнили: учащиеся 2–А класса
Руководители: учитель второй
квалификационной категории
Подлубная Н.В.
зав. библиотекой школы
1 квалификационной категории
Галкова Л.Ф.
г. Киржач
2012 г.
Актуальность.
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский.
От того, что и как читают дети, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Все большее количество детей в настоящее время не любит и не желает читать.
Существенным фактором, отрицательно сказывающимся на отношении детей к чтению, является не читающая семья – та среда, в которой ребенок находится ежедневно. По данным исследований последних лет, количество не читающих семей в России превысило 60%. А ведь именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и интересов детей.
Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Ребята жаждут общаться с родителями: вместе с папой или мамой читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся, печалятся, радуются, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Ведь читатель легче всего возникает в семье, где книга окружена почетом, где есть хорошая домашняя библиотека, где родители и друзья родителей сами много читают, говорят и спорят о книгах…
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная родителями.
Поэтому, чтобы воспитать любовь и интерес к книге, нужно развивать традиции семейного чтения.
Проблема.
В начале учебного года школьный библиотекарь провела литературную викторину. Затем ребята заполнили анкету на тему «Семейное чтение». Были также заполнены анкеты для родителей. Результаты анкеты показали, что многие дети читать не любят. Есть семьи, в которых ежедневно читают вместе с детьми, но в классе их единицы. Во многих семьях родители с детьми читают очень редко. По этой причине становится понятной главная проблема класса - низкая техника чтения детей. А чтобы повысить технику чтения, в первую очередь, нужно формировать интерес к чтению, воспитывать грамотного читателя.
Классный руководитель, дети, родители и библиотекарь школы обсудили эту проблему, её причины и пути решения проблемы.
Выбор темы проекта
От детей и родителей поступило для обсуждения много предложений, но все дружно с удовольствием решили поучаствовать в интересном проекте «Папа, мама, я – читающая семья».
Итог (продукт) проекта – праздник «Папа, мама, я – читающая семья»
Цель проекта:
Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций семейного чтения.
Задачи проекта:
1.Расширить знания о литературных произведениях и творчестве писателей
2.Совершенствовать технику чтения
3. Воспитывать бережное отношение к книге
4. Повысить читательскую культуру детей и родителей
5. Развитие творческих способностей ребёнка в сотрудничестве с родителями
6. Расширить кругозор, словарный запас, развивать речь детей
Матрица социального долгосрочного проекта во 2-А классе по теме
«Папа, мама, я – читающая семья»»
Этапы, их сроки | Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | |
в школе | вне школы | |||||
1 Подготовительный Октябрь-ноябрь | 1. Собранный материал и информация по теме. 2. Книжка-раскладушка «Традиции семейного чтения в далёком прошлом» 3. Газета «Писатели-юбиляры» 4. «Чудо-дерево» (выявление читательских интересов) | 1. Отбор и классификация собранного материала 2. Изготовление книжки-раскладушки «Традиции семейного чтения в далёком прошлом» 3. Оформление газеты «Писатели-юбиляры» 4. Оформление «Чудо-дерева» по итогам опроса | 1. Сбор материала и информации по теме 2. Чтение литературы об истории семейного чтения 3. Подготовка сообщения по теме «Писатели-юбиляры» 4. Выполнение эскиза дерева без листьев. | 1. Историки 2. Коррес- понденты 3. Литерато- ры | Цветная бумага картон цветные карандаши фломастеры краски клей ножницы. | 1. Беседы с родителями 2. Книги 3. Журналы 4. Интернет |
2. Основной Декабрь, январь, февраль | 1. Папка «Наши лучшие сочинения» 2.Выставка «Книжки-малыщки» 3.Выставка рисунков «Мой любимый литературный герой» 4. Литературный кроссворд 5.Мониторинг «Техника чтения» 6. Акция «Книга в дар библиотеке» | 1.Выбор лучших сочинений и оформление папки 2. Оформление выставки «Книжки-малышки» 3. Выбор лучших рисунков и оформление выставки рисунков 4. Составление литературного кроссворда 5. Составление мониторинга «Техника чтения» 6.Участие в акции | 1. Написание сочинений «Моя любимая книжка» 2. Изготовление книжки-малышки 3. Выполнить рисунок на тему ««Мой любимый литературный герой» 4. Подготовка материала для составления кроссворда 5. Выбор книги для подарка школе | 1. Оформи- тели 2.Фантазёры 3. Социологи 4.Эрудиты | Папка цветная бумага клей ножницы маркеры фломастеры | 1. Беседы с родителями 2. Книги 3. Журналы 4. Интернет |
3. Заключительный Март, апрель | 1.Праздник «Папа, мама, я – читающая семья» 2.Конкурс читательских дневников | 1. Репетиции 2. Изготовление наглядности для праздника 3. Выбор лучших читательских дневников | 1. Подготовить читательский дневник 2. Разучивание ролей | 1.Артисты | Цветная бумага клей ножницы маркеры фломастеры краски театральный реквизит | 1. Беседы с родителями 2. Книги 3. Интернет |
Реализация проекта
Для достижения цели проекта:
1. Ежедневное проведение 5-минуток чтения на уроках
2. Проверка техники чтения (октябрь, январь, апрель)
3. Ежедневное чтение дома с родителями рекомендуемые произведения
4. Выполнение рисунка на тему «Мой любимый литературный герой»
5. Написание сочинения на тему «Моя любимая книга»
6. Участие в акции «Книга в дар библиотеке»
7. Заполнение читательского дневника
Ребята были разделены на 8 групп. Перед каждой группой ставилась определённая задача.
1 группа «Историки»
Задача: подготовить сообщение о традициях
семейного чтения в далёком прошлом
«Историки» выступили каждый со своим сообщением. После выступлений была оформлена книжка-раскладушка «Традиции семейного чтения в далёком прошлом»
2 группа « Корреспонденты»
Задача: провести опрос детей и родителей класса и
выяснить читательские интересы
По результатам анкеты выяснилось, что родители больше всего любят читать:
- детективы – 13 чел.
- газеты и журналы - 9 чел.
- классическую литературу - 5 чел.
Совместные чтения книг с детьми бывают очень редко.
С помощью «Чудо-дерева» «корреспонденты» узнали, что любят читать ребята в классе:
- рассказы о природе - 10 чел.
- о приключениях - 7 чел.
- энциклопедии - 6 чел.
- о Родине - 5 чел.
- сказки - 3 чел.
- о сверстниках, о дружбе - 2 чел.
3 группа «Социологи»
Задача: составить мониторинг техники чтения учащихся класса
«Социологи» собрали сведения контрольных проверок техники чтения и составили мониторинг. Вот такие получились результаты:
октябрь
на «4» и «5» - 8 чел.
на «3» - 18 чел.
на «2» - 7 чел.
январь
на «4» и «5» - 12 чел.
на «3» – 17 чел.
на «2» – 4 чел.
апрель
на «4» и «5» - 29 чел.
на «3» – 4 чел.
на «2» - нет
4 группа «Оформители»
Задача: оформить выставку рисунков на тему
«Мой любимый литературный герой»
Ребята выбрали лучшие работы и оформили выставку рисунков
5 группа «Фантазёры»
Задача: сочинить стихи, сказки, рассказы и
оформить книжки-малышки
«Фантазёры» сочинили замечательные сказки, стихи, рассказы и представили их в виде книжек-малышек.
6 группа «Литераторы»
Задача: подготовить сообщение о творчестве писателей - юбиляров года
«Литераторы» подготовили сообщения о творчестве писателей - юбиляров года и выступили на уроке внеклассного чтения. После выступлений была оформлена газета «Писатели – юбиляры»
7 группа «Эрудиты»
Задача: составить кроссворд по прочитанным произведениям
По прочитанным произведениям «Эрудиты» составили увлекательный кроссворд, который команды разгадывали на празднике
8 группа «Артисты»
Задача: подготовить инсценировку литературного произведения
Ребята показали интересное выступление из произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
В апреле в классе был проведён праздник «Папа, мама, я – читающая семья».
Участвовало 4 семьи. Ребята также участвовали в командах, как группа поддержки. Родители и дети показали свою эрудицию, знания литературных произведений и творчество писателей, умения быстро отвечать на вопросы и разгадывать кроссворд, кругозор, а также творческие способности. Победителем праздника-конкурса стала семья Червяковых. Праздник прошёл интересно и весело. Он был познавательным и для детей, и для родителей. Была тёплая и добрая атмосфера праздника вокруг книги.
Результаты проекта
К этому празднику дети и родители готовились вместе в течение нескольких месяцев. И результат всей этой большой совместной работы положительный:
- заметно возросла техника чтения учащихся
- дети с чаще посещают библиотеку и грамотно выбирают книги
- больше детей стали читать дома вместе с родителями
Работа над проектом «Папа, мама, я – читающая семья» вызвала у детей активный интерес к жизни собственных родителей, предоставила учащимся возможность лучше узнать их интересы и увлечения, способствовала установлению более близких и теплых отношений между детьми и их родителями, стимулировала творческую активность учащихся, поддержала веру в свои собственные силы и способности, развивала коммуникативные навыки у детей. А, самое главное, эта работа способствовала осознанию значимости роли книги в жизни каждого ребенка и родителя
Презентация проекта
Презентация проекта состоялась:
- на классном часе среди учащихся
- на родительском собрании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Родительское собрание-конкурс ...
Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"
Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...
"Папа, мама, я - читающая семья!"
Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...
Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"
Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...
Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"
разработка классного часа с родителями...
внеклассное мероприятие "Папа, мама, я - читающая семья"
Заседание семейного клуба "Росинка" - бенефис книги...
приложения к внеклассному мероприятию "Папа, мама, я - читающая семья"
Задания, сценка, памятка для родителей, таблица для жюри, загадки для зрителей.....