Анализ произведений
методическая разработка по чтению (2 класс)

Татьянина Анна Муратовна

Анализ произведений по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proizvedeniy.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Интонация стихотворения характеризуется сочетанием экспрессивной лексики и тона спокойных и серьезных размышлений. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Композиционно стихотворение делится на строфы. В 1-ой строфе говорится о “иве”, во 2-ой – о “струе”. Эти два лирических образа находятся во взаимодействии: ива склонилась над водой… Каждая строфа из себя представляет пятистишие (квинтет), в нем рифмуются строки в следующем порядке: первая, третья и четвертая строка рифмуются между собой, а вторая - с пятой.

Четырехстопный ямб, в каждой строке присутствует пиррихий. По расположению ударений наблюдается рифма мужская (2, 5 строка) и женская (1, 3, 4 строки). По расположению в строках перекрестная рифма сочетается с парной (3, 4 строка).

Из приемов звукописи активно используется аллитерация. Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующая закономерность. Повтор Ш ( [ што], клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет), [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. В строке “Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей…” слышен лепет ручейка в этом шепчущем повторе “хоть”. Эпитеты, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета: дрожащими листами или одно из впечатлений о предмете, беглая струя, жадными устами – используются только в 1–ой строфе при описании образа ивы. Там же мы видим и олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного: ива “ловит”, “устами”, струя “беглая”, “бежит”, “смеется”, лист “томится”. В первой строфе преобладают существительные и прилагательные, во второй – глаголы. Первая строфа состоит из двух вопросительных предложений, вторая – из одного сложного предложения с несколькими рядами однородных членов – сказуемых. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение.

“Ива” и “струя” расстаются с ролью детали пейзажа и приобретают статус знаков, за которыми стоит целое явление в создаваемом автором мире. В склонении ветвей, в данном случае “макушки” традиционно содержатся два смысла – стремление защитить и преклонение перед чужим горем. Следовательно, ива – знак страдания всеобщего, безмерного и сострадания. Образ ивы ассоциируется с жизнью человека: “белая” полоса чередуется с “черной”, невзгоды с радостями. Но человек не должен склонять голову (макушку) перед жизненными проблемами. В данном случае слово “макушка” с ударением на первом слоге является однородным со словами “маковка” (церкви), которая устремлена в небо, в вечность.

Второй образ “ над водами” (с ударением на первом слоге) представляет из себя символ “времени”, столь безжалостного над человеком: каждый день, каждая секунда приближает человека к единственно возможному концу – смерти. Как бы человек не пытался “словить жадными устами” бегущую струю, но она “смеется над тобой…”. Время- это категория вечная, постоянная, жизнь человека – категория непостоянная, частичка вечного.

Настоящее время глаголов, имеющих значение движения, активного действия, указывает на постоянство данного явления – течения времени.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Везде автор показывает сходства природы и человека, их общность происхождения, значит, и общие проблемы и пути их решения, взаимное чувство поддержки (они всегда находятся вместе), общие проявления неидеальности – описывается схваченный с натуры образ и раскрываются некоторые философские истины. Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Ранней лирике Тютчева (стихотворение “Что ты клонишь над водами…” относится к раннему периоду творчества) свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки)

Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны.

Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая — лишь короткая вспышка.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном. . . 
Час тоски невыразимой!. . 
Все во мне, и я во всем!. .

Его поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

В стихотворении Тютчева тонко замечена осенняя красочность, на начальном этапе. Его особая манера выражать чувства в лирических строках, раскрывать образ яркой красочности, уникальных нарядов осени. Вместе с поэтом, мы восхищаемся первозданной красотой окружающей нас живой и неживой природы родных просторов. И совместно с красавицей - осенью прощаемся с последними тёплыми днями, навевающими грустную боль в груди.

Этот период очень мал, но тем более дорог нам, мы наслаждаемся каждой минутой, каждым мгновением подаренным нам природой. Наслаждаемся спокойной тишиной, пёстрыми разнообразными пятнами в ковре, лёгких "накидках" различных кустарников и деревьев. Дни хрупки и сравнимы с драгоценным «хрусталём». За ним следуют длинные, тяжёлые дни зимы, голодные и суровые дни. Наполненные последними радостными мгновениями в природе, радующие глаз незабываемые тёплые деньки.

Наступает окончание работ на полях. В окружающей обстановке царит спокойствие и необыкновенная лёгкость. Но, в нашей душе уже давят грустное предчувствие приближающихся долгих морозных дней. Напоминающее, что нужно подготовиться к зиме.

После жаркого, знойного лета, особенно тонко мы замечаем нежный тёплый ветерок и лёгкое прикосновение последнего тепла. И в этот момент мы получаем от окружающей природы последний подарок - тонкую красочность и удивительные яркие, словно смешанные на палитре расцветки убранства деревьев, ковров из различных цветов и расцветок листьев, богатого, сочного, полезного урожая.

В эти моменты человеческая душа и природная сливаются в едином трепете бытия последних «лучезарных» периодов.

Итак, начало осени – сентябрь, богатейший и прекраснейший по всей нашей земле. Многие поэты, художники, писатели наслаждаются и передают всю прекрасную композицию осеннего убранства.

С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли. Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле.

Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то,что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое. И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.

Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки, от этого интонация становится более плавной. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим. Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая. Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало. Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени. Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку. Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон чудес, что природа близка вам, что вы с нею связаны кровным родством, у нее те же мечты, те же радости и печали. Каждый, читая это стихотворение ощутит красоту и гармонию мира.

А.А.Фет « Я пришел к тебе с приветом…»

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизной. При помощи простых и образных фраз Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра, безмятежного и окрашенного в радужные тона благодаря тому, что именно в этот момент происходит встреча автора с возлюбленной. Он пришел не на свидание, а лишь для того, чтобы пожелать своей избраннице доброго утра и " рассказать, что солнце встало". Очарование девушкой, к которой поэт испытывает самые нежные чувства, смешивается с восхищением красотой окружающего мира, который неторопливо пробуждается, готовится к предстоящему дню и " весенней полон жаждой".

Именно созвучие чувств и ощущений приводит поэта в столь благодушное расположение духа, он готов рассказать о своей любви не только избраннице, но и всему миру, который , как кажется автору, обещает стать весьма благодарным слушателем.
В этом стихотворении три поэтических предмета - природа, любовь и песня. Они тесно сплетены и образуют фетовскую вселенную красоты.

природа" Рассказать, что лес проснулся/ Весь проснулся, веткой каждой,/Каждой птицей встрепенулся..."
любовь" Рассказать, что с той же страстью,/ Как вчера, пришел я снова,/ Что душа все так же счастью / И тебе служить готова."
песня" Что не знаю сам, что буду/ Петь - но только песня зреет".

Опорными слова данного стихотворения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев, счастье, песня. По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании - радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.
Фет  - поэт любви, ему удалось передать удивительное состояние лирического героя, настроение передается и читателю. Чувства лирического героя самые возвышенные. Внутреннее состояние находится в гармонии с природой и окружающим миром в целом. Пришла весна: 
" лес весенней полон жаждой", яркое солнце " по листам затрепетало", и в душе лирического героя - пробуждение: в каждом звуке, в каждой ветке он находит что - то радостно - томное, ему " отовсюду... весельем веет". И вот он пришел к своей возлюбленной, чтобы рассказать о том, что переполняет его, чтобы поделиться своим счастьем. 
Для лирического героя это весеннее утро - праздник, рождение чего - то нового, светлого, - ожидание счастья. Ликование природы - ликование в душе. Кажется, что слышишь пение птиц, шелест весенней листвы, ощущаешь теплое прикосновение солнечных лучей и дуновение ласкового ветерка. Фету удалось передать настроение лирического героя, его герой в полной гармонии с природой, он ощущает себя частью прекрасного светлого мира, в его сердце - любовь. Лирический герой счастлив от того, что может подарить своей возлюбленной не только свою любовь, но и утро, тепло яркого солнца, свежесть проснувшегося леса.

В стихотворении 4 строфы: первые две - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу - этот прием называется психологическим параллелизмом.

1 четверостишие - о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет " горячий" придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка " по листам затрепетало" вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света.

2 четверостишие. Энергия солнечного света разбудила лес, который весь проснулся. Это пробуждение передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные весенним настроением. Эти не пейзажная зарисовка, а впечатление лирического героя.

3 четверостишие. Энергия света, радости, полученной от энергии солнца, переливаются в энергию чувств лирического героя: " Что душа все так же счастью/ И тебе служить готова"

4 четверостишие. Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье. Когда душа поет - ум молчит.
Фет придавал большое значение концовке, считал, что в концовке должна сосредотачиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такая концовка стихотворения " Я пришел к тебе с приветом...". Она подлинно завершает лирический сюжет: любовь и радость заканчивается песней. Песня - это высший взлет, высшая точка радости. Для песни нет слов, но она уже есть и просится наружу.Смысл финала вытекает из всего содержания и ставит в нем последнюю точку.

Фет - тончайший лирик, он способен уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. И в этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую А. Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодии ( в каждом четверостишии свою) - весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти отдельные мелодии сливаются  в одну - мелодию юной души, окрыленной любовью.
Как художник красками, Фет словами рисует пейзаж: читатель может представить себе и яркую зелень весеннего леса, пляшущие по листве солнечные блики, слышать щебет птиц... Все языковые средства помогают создать образную систему стихотворения, передать настроение. 
Эпитеты " весенней жаждой", " горячий свет"), олицетворения  ( "лес проснулся", " солнце по листам затрепетало"), метафоры ( " песня зреет", " душа счастью служит готова") создают праздничное настроение счастья, рождения новой жизни, рождения любви. Благодаря приему аллитерации ( повторения звуков  - с - ,  - в-  ) читатель не только представляет яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышит шелест весеннего леса, почувствовать прикосновение ветерка. Лексика стихотворения поддерживает весеннее  радостное настроение: " затрепетало", " встрепенулось", " весельем веет". 

Все стихотворение - одно предложение. Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувства человека. Цельности стихотворения способствуют и повторы слов - " рассказать", " проснулся", " каждой" ( скрепляю воедино поэтический текст, придавая всему стихотворению ощущение единства)а многократное повторение союза что и придает стихотворению плавность. А перенос логического ударения на последнее слово ( оно переносится с предпоследнего стиха на последний стих) - петь и выделяет главное смысловое слово стихотворения: любовь и радость жизни вызывают в душе человека песню.

Использование двусложного размера - хорея и женской рифмы создает особую песенную мелодику, благодаря чему стихотворение музыкально, в нем - нежность, мягкость.
Стихотворение цельное: все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Стихотворение " Я пришел к тебе с приветом..." без преувеличения можно назвать гимном любви, который наполнен удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой. Чувства поэта ничем не омрачены и настолько возвышенны, что заставляют по - настоящему восхищаться каждой строкой этого произведения. При этом порывистый и динамичный ритм стихотворения, контрастирующий с его содержанием, создает ощущение стремительности мгновения, которое постарался запечатлеть автор, и подчеркивает его скоротечность. Однако этот короткий миг жизни, наполненный счастьем, навсегда останется в русской поэзии как символ искренности и душевной красоты, которыми обладал А. А. Фет.

А.А.Фет «Первый ландыш»

Поэт говорит о первом ландыше, вырвавшемся из-под снега. О пробуждении природы после зимней спячки.

Стихотворение состоит из трех строф.

В первой строфе создается образ самого первого цветка – ландыша. Фет говорит о его девственности, нетронутости. О его чистоте, которую еще не испортили ни непогода, ни человек. Употребляя слово «девственная» поэт, возможно, сравнивает цветок с девушкой. Как она прекрасна! И никто еще не касался ее. Румянец на щеках, отражение лучиков солнца в блестящих глазах. Это скрытое сравнение – метафора. Стихотворение начинается с риторического обращения: « О первый ландыш!». Поэт сам радуется этому цветку и хочет обратить внимание читателя на это проявление весны. ведь как прекрасно начало весны, когда природа просыпается, птицы радостно щебечут, сидя на деревьях! В первой строфе используется олицетворение: «ты просишь», эпитет «душистая чистота», чтобы показать красоту цветка. Поэт использует аллитерацию – повторение звуков [ш] и [н]. Эти звуки употреблены и в слове «ландыш». Автор еще раз обозначает тему стихотворения. 

Строки во второй строфе начинаются с риторического восклицания. Смысл этих восклицаний заключается в том, что Афанасий Фет восторгается этим ландышем, этим временем года. Употребляет метафору ландыш – «подарок воспламеняющей весны». Весну поэт изображает с помощью эпитетов «луч весенний ярок», «воспламеняющей весны». Весна воспламеняет чувства людей, да и животных. Коты мяукают, их называют «мартовскими котами», им тоже, как и людям хочется любви.

В третьей строфе появляется образ девы, которая хочет вернуть мужа. И от бессилия, от невозможности это сделать ей печально. Во всех трех строфах и в названии стихотворения встречается слово «первый».

Таким образом, Фет хотел подчеркнуть начало: начало весны, первый луч, первый раз.

Елена Благинина «Посидим в тишине»

В самом начале произведения «Посидим в тишине» мы видим такую картину: усталая мама легла отдохнуть, а ее маленькая дочка сидела рядом и не хотела играть, чтобы не разбудить свою любимую мамочку. Игрушки маленькой девочки тоже молчали, так как маленькая хозяйка с ними не играла.

В комнате было очень тихо, однако вдруг на подушке, на которой спала мама, появился маленький лучик солнца. Он начал задорно бегать и танцевать по подушке. Девочка не выдержала и сказала лучику. что она хочет также прыгать и плясать как и он, а не сидеть без движений.

Ей очень хотелось вслух прочитать стих, играть с юлой, петь песенку, однако мама спит, и тревожить ее было бы плохим поступком. Лучик, выслушав девочку, сделал круг по стене, а потом остановился на ее лице, и тихо шепнул ей, что раз мама спит, то они с девочкой посидят в тишине.

Главная героиня стихотворения «Посидим в тишине»

Главная героиня стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» — маленькая девочка, которая очень сильно любит свою маму. Она, как и все дети хочет играть и прыгать, однако понимает, что мама проснется от шума. Мы видим, какая главная героиня добрая и хорошая, она заботиться о своей маме, и не может ее огорчать.

Ведь очень часто дети не думают о том, что их родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И дети, также как и главная героиня стиха «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если дети не будут мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с ними в самые разнообразные игры.

В.А.Осеева «Сыновья»

Рассказ Валентины Осеевой "Сыновья" рассказывает от трех женщинах. две женщины хвалили своих сыновей, а третья молчала, ей нечего было сказать. Женщины набрали воды и понесли воду домой, их встречали их сыновья. Те, которых хвалили стали показывать, что они умеют, а сын женщины, которая промолчала, помог матери занести воду в дом.

Главная мысль рассказа "Сыновья" учит любить, уважать и помогать своей маме. Не нужно ничем хвалиться, надо взять и помочь и тогда слова будут не нужны.

К рассказу "Сыновья" подходит пословица

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Настоящее добро проявляется делами, а не словами, маме требуется помощь, чтобы она не просто любила своего ребенка, но еще и гордилась им.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Немного о том, о чем эта басня:

дед уже по своей старости ел неаккуратно и уронил тарелку, невестка и сын ругали старика, перестали сажать его за стол и стали кормить из деревянной лоханки.

Внук деда, видя все это, стал делать из дерева лоханку. Когда родители спросили, что он делает, он ответил, что готовит лоханку для родителей, чтобы кормить их в старости из нее, тогда им стало стыдно за свое поведение и они стали относится к старику уважительно.

Басня учит одной из Божьих заповедей (пятой по счету)

«почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе»

Наш долг по отношению к родителям или другим старикам как минимум относиться к ним с уважением. А уж забота о своих родителях эта наша обязанность.

Своим детям мы должны показать достойный пример, ведь они же его произведут и по отношению к нам.

Пословица, которая подойдет к этой басне и которая раскрывает мораль басни:

Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе

или в библейской интерпретации:

как хочешь чтоб с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними,

Хотя в этой басне не дед стал отвечать на брань невестки, а ее сын дал обоим родителям намек на их неуважительное отношение к отцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы анализа произведений, характеристики героев

Материал содержит план анализа стихотворения, план работы над рассказом, планы анализа сказки и басни, отзывы о прочитанной книге, план рассказа о герое....

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Литературно-методический анализ произведения "Гадкий утёнок"

Литературно-методический анализ произведения "Гадкий утёнок"...

Конспект урока по литературному чтению "Анализ произведения Д. Биссета "Хочешь, хочешь, хочешь..."

В данном конспекте показан анализ произведения Д. Биссета. Ученики знакомятся с творчеством Д. Биссета и приходят к выводу, что фантазировать и говорить неправду - это не одно и тоже. Сказка носит поу...

Задания для анализа произведения "Как я ловил человечков" Б. С. Житкова.

Материал по литературному чтению для 4 класса содержит вопросы, помогающие проанализировать произведение "Как я ловил человечков" Б. С. Житкова....

Анализ произведений для учащихся начальной школы

Анализ произведений для учащихся начальной школы...