Конспект по литературному чтению "По страницам сказок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тапленкина Оксана Валентиновна

Актуальность: Для современной школы особо значима проблема эстетического воспитания детей и сказки хороший помощник в этом. На сказках легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки  справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Такие методы, как чтение, беседы, игра,  приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Цели: образовательные: Закрепить знания по сказкам; развивать познавательную активность, расширять словарный запас; приобщить  детей к литературе, как искусству слова; воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, уметь работать самостоятельно и дружно, согласованно, в  команде; формировать у учащихся доброе взаимоотношение, внимание, чуткость по отношению друг к другу; прививать навыки культурного общения.

Задачи: развивать воображение, сообразительность, мышление, речь; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

Ожидаемые результаты: Личностные УУД: осознание значимости сказок, их поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения одноклассников. Проявлять позитивное отношение к чтению сказок и желание создавать (придумывать) сказку. Предметные УУД: повторение и усовершенствование знаний по сказкам. Познавательные УУД: умение соотносить вопросы с содержанием произведения,  искать  и  находить  нужную  информацию; формировать способность принимать и сохранять поставленную цель и задачи. Регулятивные УУД: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников, слушать и вступать в диалог в коллективном обсуждении проблемы;

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 1-2 класс

Форма проведения: игровая

Направление внеурочной деятельности : классный час

Методические приёмы:  словесный, иллюстрированный, демонстрационный, практический.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, видео «В гостях у сказки», музыкальные фрагменты из сказок, иллюстрации к сказкам в виде пазлов; классная библиотека; наглядные сказочные предметы и герои сказок, листы по кол-ву детей и цветные карандаши, песочные часы.

Предварительная работа: рисунки  детей на тему «Рисуем сказку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По страницам сказок

Актуальность: Для современной школы особо значима проблема эстетического воспитания детей и сказки хороший помощник в этом. На сказках легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки  справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Такие методы, как чтение, беседы, игра,  приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Цели: образовательные: Закрепить знания по сказкам; развивать познавательную активность, расширять словарный запас; приобщить  детей к литературе, как искусству слова; воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, уметь работать самостоятельно и дружно, согласованно, в  команде; формировать у учащихся доброе взаимоотношение, внимание, чуткость по отношению друг к другу; прививать навыки культурного общения.

Задачи: развивать воображение, сообразительность, мышление, речь; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

Ожидаемые результаты: Личностные УУД: осознание значимости сказок, их поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения одноклассников. Проявлять позитивное отношение к чтению сказок и желание создавать (придумывать) сказку. Предметные УУД: повторение и усовершенствование знаний по сказкам. Познавательные УУД: умение соотносить вопросы с содержанием произведения,  искать  и  находить  нужную  информацию; формировать способность принимать и сохранять поставленную цель и задачи. Регулятивные УУД: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников, слушать и вступать в диалог в коллективном обсуждении проблемы;

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 1-2 класс

Форма проведения: игровая

Направление внеурочной деятельности : классный час

Методические приёмы:  словесный, иллюстрированный, демонстрационный, практический.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, видео «В гостях у сказки», музыкальные фрагменты из сказок, иллюстрации к сказкам в виде пазлов; классная библиотека; наглядные сказочные предметы и герои сказок, листы по кол-ву детей и цветные карандаши, песочные часы.

Предварительная работа: рисунки  детей на тему «Рисуем сказку».

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Сказочная страна», дети входят в класс.

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте ребята!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

- Ребята, наверно вы догадались, чему будет посвящено на нашем занятии? (ответы детей)

-Вы любите читать  сказки? (ответы детей)

-Что такое сказка? (ответы детей)

Учитель: - Сказки – это целый волшебный мир. Мы слышим их с самого раннего детства. Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В них совершаются самые невероятные чудеса. Читая сказки, можно много узнать о жизни и культуре разных народов. Они очень поучительны, поэтому  они очень важны для нас. А  знаете ли вы, откуда к нам пришли сказки и  герои сказок? (ответы детей)

Учитель: - Сказки, как и их герои,  пришли к нам из глубокой древности. Со времён, когда славяне были язычниками, верили в бога солнца РА и в других богов, тогда и появлялись различные сказки с их загадочными персонажами.  Сегодня, все вместе, мы отправимся в гости к сказочным персонажам и узнаем о них много нового и интересного. А поможет нам в этом   Волшебная книга  «Славяне: мифы и предания», которая расскажет нам о героях сказок. У меня есть волшебный сундучок, в котором хранится  Волшебная  книга, давайте её достанем. Ой, что случилось, некоторые странички моей волшебной книжки, совсем пусты, а слова со страничек куда-то подевались? Что же делать, ребята? (предложения детей)

Учитель: - Для того, чтобы книжка смогла нам рассказать о героях, нам нужно срочно вернуть странички  на место. Для этого нам необходимо попасть в сказку.

2. Целеполагание и мотивация.

Заставка передачи «В гостях у сказки» с песней «Там, на неведомых дорожках» и нарезкой из фрагментов любимых сказок. Музыка В.Дашкевича.

Учитель: - Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. Но  в сказке нас могут ждать не только чудеса, но и опасные приключения.  Для того, чтобы зло не одолело нас,  нужно работать сплоченной и дружной  командой. Вспомним  правила  работы в команде. (ответы детей).

Учитель: - А девиз одной дружной команды знаете? («Один за всех и все за одного»). Определимся с капитаном команды, который нас поведёт в путешествие. Каким должен быть капитан? (выбирают капитана). Так как команда наша очень большая, капитану нужен помощник. (ребята выбирают помощника капитана).

Учитель: - В сказку просто так не попадёшь, волшебная страна находится за семью морями и высокими холмами, поэтому нам нужен транспорт, чтобы туда добраться. У нас есть на выбор три транспортных средства: воздушный шар, корабль и машина. Транспорт выбран.(ребята дружно выбирают) .

Учитель:- Сказка приглашает и ждёт нас. Но попасть туда не так просто. Чтобы вы не заблудились, я вручаю капитану сказочную карту. Помощник капитана – берёт транспорт, а каждый из вас получает пригласительный билет. На обратной стороне вашего билета, есть правила, которым нужно следовать в сказочной стране. Прочитайте и в путь.

1.Следуя по сказочной стране, нельзя оставлять без присмотра транспортное средство,  нельзя терять  пригласительный билет,  так мы не сможем вернуться  в школу.

2.Внимательно слушать задания. Отвечать, поднимая руку и не кричать.

3.Внимательно следить за временем, на каждую остановку даётся 3 минуты. Разобраться со временем нам помогут  песочные часы.

4.Прежде чем, следовать дальше, вы должны наклеить полученную страничку из книги на маршрутную карту, на доске.

5. Всего нужно собрать 5 страничек.

III. Основная часть.

1 Остановка- Интеллектуальная.  Царство Кощея Бессмертного (К.Б.). Что приготовил нам К.Б.? В течении 3 минут  нужно ответить на вопросы. 1.На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка) 2.Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино) 3.Какой сказочный герой придумал хранить свою смерть на конце иглы, а иголку в яйце и т.д. (Кощей Бессмертный) 4.Что всегда побеждает в сказках? (Добро) 5.Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка? (Лягушка) 6.Как звали доктора, который отправился в Африку спасать больных зверей? (Айболит) 7.Как звали хлебобулочное изделие, которое удачно сбежало и от бабушки, и от дедушки, и от…(Колобок)

Молодцы. Забираем страницу из нашей книги, читаем и узнаём всё о К.Б., клеем  и отправляемся дальше.

2 Остановка - Волшебная библиотека. Здесь царствует Баба-Яга (Б.Я.). Все книги разбросала. Ребята, что такое библиотека? Зачем мы приходим в библиотеку? Как в библиотеке быстро найти нужную книгу? (ответы детей)  Баба-Яга навела здесь жуткий беспорядок. Наша задача навести порядок.

1.Ребятам предлагается набор книг(5-6 сказок) и одна  энциклопедия. Необходимо найти книгу с другой полки, объяснить свой выбор.

2.Назвать 3 сказки, в которых встречается слово ТРИ.

3.Выполнить волшебную разминку.

            Мы три раза хлопнем громко,

Мы три раза топнем громко,

Прыгнем в высоту три раза

И покружимся три раза.

 Молодцы. Забираем страницу из нашей книги, читаем и узнаём всё о Б.Я., клеем  и отправляемся дальше.

3 Остановка - Картинная галерея. В гостях у  трёхголового Змея Горыныча (З.Г.).

Учитель:- Ребята, что такое картинная галерея и зачем люди туда приходят? Вы большие молодцы, то же приготовили красивые рисунки по сказкам, и галерея у вас получилась просто замечательная. Видно З.Г. тоже пришёл полюбоваться картинами, но три головы помешали ему аккуратно всё рассмотреть, и он порвал некоторые произведения искусства. Наша задача восстановить картины и назвать сказку, которая на ней нарисована. (Ребята собирают пазлы и называют сказки). Молодцы. Забираем страницу из нашей книги, читаем и узнаём всё о З.Г., клеем  и отправляемся дальше.

4 Остановка в гостях у Кикиморы. Музыкальный киоск.

Учитель:-Видно очень музыку любит наша барышня, если собрала у себя целую фонотеку из сказок. Чтобы узнать  об этой дамочке больше и получить нашу страничку из книги, нам нужно отгадать каким сказкам принадлежат мелодии. (Ребята слушают мелодию и называют сказку). Молодцы. Забираем страницу из нашей книги, читаем и узнаём всё о К., клеем  и отправляемся дальше.

5 Остановка у Домового (Д). Художественная.

Учитель:- Домой большой шутник и выдумщик. Он привыкает к своему одному дому и не любит покидать его. У домовых есть свой Новогодний праздник- с 10 на 11 февраля. У вас в классе наверняка тоже есть маленький ночной хозяин, который бережёт ваш класс. Чтобы получить заветную страничку у Домового, нам нужно придумать и  нарисовать сказочного героя или сказочный предмет, дать ему название. (Ребята придумывают  и рисуют). Молодцы. Забираем страницу из нашей книги, читаем и узнаём всё о Д., клеем  и отправляемся дальше.

IV. Подведение итогов.

Учитель:- Ребята, посмотрите, пожалуйста, наши пригласительные билеты. Всё ли мы выполнили, ничего не забыли? Ребята проверяют наличие транспорта, билетов.

Нам нужно вернуться в наш класс, откуда мы отправились в наше путешествие. Выполним волшебную разминку перед дорогой.(ребята выполняют)

       

       Мы три раза хлопнем громко,

 Мы три раза топнем громко,

 Прыгнем в высоту три раза

             И покружимся три раза.

Учитель:-Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Мы вернулись в класс. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь, собрать все потерянные странички из нашей книги и узнать много нового.

С какими героями сказок, мы сегодня с вами встретились?(ответы детей). Какой герой вам больше всего запомнился и чем?(Ответы детей)Что  для вас было незнакомым и новым? (ответы детей).Понравилось ли вам наше путешествие? (Ответы детей) А как вы думаете, зачем нам нужны сказки (ответы детей).Что бы вы хотели еще узнать нового и где  мы можем найти ответы на свой вопрос?(ответы детей)

Учитель:- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Я надеюсь, что это путешествие вам понравилось. И помните, что в сказках заключена мудрость народа, и если вы будете читать сказки, то станете умнее и мудрее.  Я возвращаю свою Волшебную книгу в свой волшебный сундучок, до следующего нашего путешествия в сказку. Спасибо большое, Вам ребята, за помощь. А сундучок-то не пустой. Загляните-ка ребята, там награда за наш труд. Ребятам вручаются медальки «Знаток сказок» и сладкий приз.

Список литературы.

1.В. Артёмов. Славяне: мифы и предания. Москва. Издательство Просвещения.2017

2.Интернет ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=VMJ9fJcYpdU

Заставка передачи "В гостях у сказки" с песней из сказки "Там, на неведомых дорожках" и нарезкой из фрагментов любимых сказок. Музыка В.Дашкевича.

3. http://childtoys.ru/stihi-skazki.html «Стихи о сказках и героях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по литературному чтению (3 класс) "По страницам сказок Ганса Христиана Андерсона"

Детям предлагается совершить путешествие по самым известным сказкам Андерсена, в увлекательной форме показать свои знания о героях и произведениях писателя...

Конспект внеклассного мероприятия "По страницам сказок"

Цели: формирование  интереса  к  чтению и обобщение знаний  учащихся о сказках....

Конспект внеклассного мероприятия: «По страницам сказок» (2 класс)

Тема: «По страницам сказок»Цели: учить детей ориентироваться в мире сказок, развивать умение эмоционально откликаться на произведения художественной литературы, вызывать у детей положитель...

Конспект мини-викторины «По страницам сказок К.И. Чуковского» для среднего возраста

Подробный конспект с целью, средствами, способами и разнообразными интересными заданиями для детей. которые помогут закрепить представления о сказках с помощью картинок. предметов. загадок. иллюстраци...

Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока -  в...