Рабочие программы для 1 классов по литературному чтению на родном (татарском ) языке
рабочая программа по чтению (1 класс)

Кирасирова Танзеля Искандяровна

Рабочая программа учебного предмета  Литературное чтение на родном языке  для 1 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

с. Средняя Елюзань

Рассмотрено        Принято                                                  «Утверждаю»

на заседании МО        педагогическим советом        Директор МБОУ СОШ №1

Протокол №        Протокол №        с. Средняя Елюзань

от  28   августа 2017 г.        от 30 августа 2017 г.        ----------------- Гурдина З.Д.

                                                                                                               Приказ №182      от 31.08.2017

Рабочая программа

по родной литературе

в 1- ых классах

Рабочая программа учебного предмета  Литературное чтение на родном языке  для 1 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Для изучения учебного предмета Литературное  чтение   используется учебник   2013 г., “Уку китабы” 1класс, Р.Х. Ягъфарова,  Казан , “Магариф”, 2013г.

Содержание учебника соответствует ФГОС начального общего образования по предмету.

Раздел 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета  

Литературное чтение на родном языке

         Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1.  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,    осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2.  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3.  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  1.  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2.  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4.  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5.  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6.  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование   умения   планировать,   контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  3. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  3. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  2. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,   давать   и    обосновывать   нравственную    оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

•        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи

Раздел 2

Основное содержание учебного предмета Литературное чтение на родном языке

Добро пожаловать! 1ч

Праздник букв

давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью

формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов

Татарские сказки 5ч

 “Хвастливая гусыня”

“Лошадь”

“Шурале”

“Лиса и журавль”

“Алмачуар”

научится читать текст художественного произведения про себя, делиться впечатлен.  по поводу прочитанного;

пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку;

научится находить заглавие, называть автора; различать сказку; 

научится пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления.

Запах весны 5 ч

“Год шагает к весне”

“Солнце” Г.Галиев

 “Наступает  весна” Б. Рахмат

 “Март. Апрель. Май.(“Радуга” журнал)

“Весна” Г.Тукай

научится определять жанр стихотворения; отвечать на вопросы; читать целыми словами с элементами  слогового чтения

научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, различать литературные жанры; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу;

расценивать мотивы поведения героев.

Дом зайца в лесу, а у кошки- дома (11 часов)

“Лошадь"Эдуард Мустафин

 Игра”Кружись- кружись”

 Загадка о знакомстве” Ш . Галиев.

“Самая хорошая”-игра

.”Медведь Аппас”.Р. Батулла.

“Подарок”. М.Агъламов

“Ребёнок и ёж”. Р. Валиева.

“Бабочка и ребёнок.” Г. Тукай.

“Ребенку рыба”.Г. Сабитов

“Мои учителя.” Х. Халиков

Обобщение. “Дом зайца в лесу, а у кошки -дома”

Дорога в хорошую жизнь 11ч

“Дружба” ”. Р. Валиева.

“Гали” ”.  Дардеманд.

“Пять вишень” ”. Ж. Таржеманов  

“Успевай” ”. И. Туктар.

“Сколько дней в неделе?” Ж. Таржеманов  Г. Зайнашева.

“Помогаю” .” Р. Маннан

“Супермальчик” Л. Лероннан.

“Волшебное слово” Ф. Яруллин.

“Дача” Т. Айдидан.

“Три глаза у светофора” ”. Ш. Галиев.

Обобщение. “Хорошая дорога в жизнь”

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительны ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Раздел 3

Тематическое  планирование по литературному чтению на родном языке, 1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

                                  Добро пожаловать!    1ч  

1

Праздник букв..

1

Подбирать стихи на каждую букву. Выразительное чтение стихов.

                                       Татарские сказки 5 ч

2

Хвастливая гусыня.

1

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

3

Буланый конь.

1

4

Шүрале.

1

5

Лиса и журавль..

1

6

Алмачуар.

1

                                              Запах весны 5ч

7

Год шагает по весне. Г.Хасанов

1

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

8

 Солнце .Г.Галиев

1

9

“Весна идет.”Б. Рахмат

1

10

“Март.Апрель.Май.

(“ Радуга” “жур.)

1

11

“Весна .” Г. Тукай

1

12

Конь”. Эдуард Мостафин.

 “Гали и коза”. Г. Тукай.

1

.

Рассказывать истории

из жизни братьев наших меньших. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по планy, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказывания великиx людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

Обобщать полученную информацию по истории создании книг.

Читать возможные аннотации на книги

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

13

“Кружись, кружись -игра”. Р. Батулла

 

1

14

“Загадка для знакомства”.

Ш. Галиев.

1

15

“Самый, самый -игра.”

1

16

“Медведь Аппас”.Р. Батулла.

1

17

“Подарок”. М. Агъламов.

” Ребенок и еж.” Р. Валиева.

1

18

“Бабочка и Муравей”.Р.Валиева

1

19

“Бабочка и ребенок”. Г. Тукай.

1

Выбирать книгу по заданному параметру. Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

20

“ Ребенку рыба”. Г. Сабитов.

1

21

“Мои учителя”. Х .Халиков.

1

22

Обобщение.”Дом зайца в лесу, а у кошки -дома”

1

                             Хорошая дорога в жизнь  11ч

23

Дружба”. Р. Валиева.

1

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказывания великиx людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

на книги

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

24

 “Гали”.  Дардеманд.

1

25

 “Пять вишен”. Ж. Таржеманов.

1

26

“Успевай”. И. Туктар.

1

27

“Сколько дней в неделе?” Г. Зайнашева.

1

28

“Помогаю.” Р. М аннан.

1

29

“Супер мальчик”. Л. Лероннан.

1

30

“Волшебное слово. “Ф. Яруллин.

1

31

“Дачада”. Т. Айдидан.

1

32

“Три глаза у светофора”. Ш. Галиев.

1

33

Обобщение.” Хорошая дорога в жизнь”

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Алифба. 1 класс. / Р.Г.Валитова, С.Г.Вагыйзов. Казан, “Магариф”, 2013.
  2. Уку китабы. 1класс. /Р.Х.Ягъфарова. Казан, “Магариф”, 2013.

Технические средства обучения         Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...

Рабочая программа с КТП по литературному чтению на родном (русском) языке (УМК "Школа России")

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3-А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17часов)

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературной чтение на родном русском языке" для 4 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для 4 класса....

Рабочая программа по учебному предмету: Литературное чтение на родном (русском) языке (2-4 классы)

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» адресована учащимся ОВЗ 2-4 класса ГБОУ «Республиканский Центр Образования» н...