урок по теме И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Метапредметные
• познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
• коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
• регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
• личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
.
Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».
Ход урока.
1.Этап актуализации знаний:
А)Знакомство с темой урока.
-Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)
-Чему посвящен сегодня урок? (басням)
-Почему вы так думаете? (сцены из басен)
-Какие это басни?
-Кто автор этих басен?
На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд)
Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».
-Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).
-О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)
В) повторение знаний об особенностях басен.
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей ( ирония),
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,
где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,
высмеиваются их пороки,
В басне обязательно есть мораль,
которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.
2.Речевая разминка:
А) Речевые упражнения ( текст на слайде)
Без работы хоть убей, Жить не может муравей. | Над лугом, где пасутся козы, |
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:
-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
А) Создание «Дерева предсказаний»
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд)
Появляются на дереве слова
- о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
- о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
Б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.
В) Формулирование проблемы.
-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (на слайде)
-Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.
4.Этап открытия нового знания:
1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам привычное по 2 парты) и повторение правил групповой работы.
-Работа будет оцениваться по следующим критериям: ( на слайде)
- Как группа распределила работу между собой?
- Внимательны или отвлекаются участники группы?
- Сколько заданий выполнили за урок?
- Как организовано взаимодействие в группе?
- Качество презентации итогов работы?
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
- хорошо (красный жетон)
- есть недочёты (желтый жетон)
- плохо (синий жетон)
чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.
Вспомним правила работы в группе: (на слайде)
- Работай дружно.
- Спокойно высказывай своё мнение.
- Уважай мнение другого.
- Терпеливо выслушивай мысли других.
- Вместе находи правильное решение.
- Капитан определяет выступающего.
2 часть работы: самостоятельная работа в группах.
По пунктам плана памятки по работе с басней.
3 часть работы: оформление презентационного листа.
Группа получает лист для записи ответов на вопросы.
(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)
5.Этап применения нового знания:
-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.
А) Беседа – анализ текста
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске):
Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. | Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. |
-Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )
4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
9. Настали ли нужда и голод для Муравья?
10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?
12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
13. Можно ли его назвать жадным?
14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
15. Как вы относитесь к Стрекозе?
16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
20. Как вы их понимаете?
21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).
-Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
6.Рефлексия. Итог урока:
А) Вывод по проблеме:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
Б) Самооценка
У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.
- если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;
- если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.
Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.
В) Оценивание работы на уроке.
Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.
Г) Домашнее задание.(по желанию)
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
- Чтение басни наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.
Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного) образования VII вида (УМК: «Ш...
Интегрированный урок по математике и развитию речи. Тема урока: Все действия в пределах 100. Насекомые: муравей, божья коровка, стрекоза.
Цель: развитие умений счета в пределах 100; расширение знаний о насекомых.Задачи:-развивать умение решать задачи в 2 действия, устные приемы вычислений, сформировать у детей общее представление о насе...
Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"
Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...
Литература 4 класс.Конспект урока на тему :И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Неделя 3День 2 Урок 2 Тема занятия: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Ссылка:Календарно-тематическое планирование по литературе 4 клас...
Презентация к уроку чтения, проведённого в IV м классе (программа VIII вид вариант 1) Тема урока: И. А. Крылов басня «Стрекоза и муравей».
Презентация к уроку чтения. Тема урока: И. А. Крылов "Стрекоза и муравей"....
Конспект урока чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Конспект урока чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...