Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УМК: «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение 4 класс», учебные страницы 115-118
Тема урока: Л. Н.Толстой «Детство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._tolstoy_detstvo.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
в 4 «Б» классе
по теме: Л. Н. Толстой «Детство».
Подготовила учитель начальных классов
Полякова Ольга Сергеевна
Дата проведения 17.10.2018г.
Конспект урока по литературному чтению в 4 «Б» классе
по теме: Л. Н.Толстой «Детство»
УМК: «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение 4 класс», учебные страницы 115-118
Тема урока: Л. Н.Толстой «Детство»
Цель: знакомство с автобиографической повестью Л. Н. Толстого «Детство»
Задачи:
- закрепить знаний о жизни и творчестве Л. Н. Толстого
- определить произведения по его отрывку
- познакомить с понятиями «трилогия», «повесть», «автобиография»
- проанализировать духовно – нравственные ценности: любовь, уважение, забота.
Оборудование:
Для учителя: портреты писателя в разные годы жизни, толковый словарь.
Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (отрывки произведений Л. Н. Толстого).
Межпредметные связи:
- Русский язык: обогащение словарного запаса, построение логических рассуждений, формулирование выводов.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы работы: учебный диалог, беседа, проблемный вопрос, творческое задание.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Проверьте свою готовность к уроку: на столе учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.
- Откройте рабочие тетради, подпишите число, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб» по плану.
3.Актуализация знаний.
-Сейчас, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
- Назовите имя писателя.
- Верно, это Лев Николаевич Толстой.
Портрет.
Фронтальная работа. (отрывки произведений раздаются нескольким ученикам)
Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются?
« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)
« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)
«…мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
- Чему учат нас произведения Л.Н.Толстого?
4. Учебный диалог.
- А теперь предлагаю вам отгадать шифровку (записана на доске).
ДЕТСТВО (зеркальное отражение слова)
- Что же получилось? (Детство)
- Как вы думаете, как называется произведение, которое мы будем изучать? («Детство»)
- Кто же назовет тему сегодняшнего урока?
Тема урока: Л. Н. Толстой «Детство» (дети записывают в рабочую тетрадь)
- Это одна из трех автобиографических повестей Л. Н. Толстого, которые составляют трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».
- Давайте с вами порассуждаем о значении 3 новых понятий «Трилогия», «Автобиография», «Повесть»
- Сталкивался ли кто- то из вас с этими словами?
- Какое значение они имеют? (ребята высказывают свое мнение)
Трилогия - три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и сюжетом.
Автобиография – рассказ автора о самом себе.
Повесть – жанр литературы, в котором описывается жизнь одного человека, соприкасающаяся с судьбами других людей. Повествование ведется от лица автора или самого героя.
- Подумайте и скажите, какой возраст можно считать детством, отрочеством и юностью. (ребята высказывают свое мнение)
Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.
Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
- А к какому возрасту относитесь вы?
-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? Напоминаю, что это автобиография.
-Л. Н. Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.
5. Постановкой проблемного вопроса.
- Как вы думаете, дороги ли автору его детские воспоминания?
- Почему вы так считаете?
- Выскажите свои предположения о том, какими воспоминаниями из детства мог поделиться с нами Л. Н. Толстой. (ученики высказывают свои предположения)
6. Первичное чтение текста.
- Откройте учебник на странице 115, прочитаем отрывок из повести «Детство»
(Читают несколько человек)
7. Словарная работа.
- В тексте вам встретились вот такие слова. (слова записаны на доске)
- Как вы понимаете их значение?
Лелеять (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).
Наслаждение (высшая степень удовольствия).
Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).
Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).
8. Повторное чтение текста с анализом.
- Прочитаем текст по цепочке.
-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?
-Кто являются действующими лицами?
-Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика?
- Почему Николенька не пошел сразу спать в свою кровать?
- Скажите, кто является самым близким и самый дорогим для каждого из нас человеком? (Мама.)
- Как Николенька называют свою маму? Найдите подтверждение в тексте.
- О чем это говорит? Какие чувства испытывает мальчик к матери?
- Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово? (Мамаn)
- Как вы думаете, почему так? ( Слово французского происхождения)
-Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного сословия, а люди - богатые, состоятельные говорили на иностранных(так было принято).
- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
- Что вы можете сказать о характере Николеньки?
9. Закрепление знаний.
- Л. Н. Толстой делиться с нами самыми сокровенными переживаниями. Воспоминания из детства он хранил в душе до конца своих дней. С какой теплотой и трепетом он вспоминал свою маму. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.
-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!
10. Рефлексия.
- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?
- Что такое трилогия?
- Хорошо! Сейчас оцените свою работу на уроке. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке. Самооценку запишите в тетрадь.
- На уроке для меня было важно….
- На уроке для меня было сложно….
- На уроке для меня было интересно….
Творческое задание.
-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:
Моя мама самая ….
Я желаю моей маме …
- Получившиеся предложения запишите в тетрадь. (ученики по желанию зачитывают свои предложения)
11. Домашнее задание.
- Творческое задание: составить рассказ о своем детстве (7-10 предложения) и записать в рабочую тетрадь.
« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». |
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море… |
« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» |
«…мальчик осмелился и сказал: - Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!... |
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» |
Трилогия | Автобиография | Повесть |
Моя мама самая …. | Я желаю моей маме … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...