Урок литературного чтения в 5 классе для детей с трудностями в обучении Л. Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: Л.Н.Толстой. Акула
Тип урока: изучение нового материала
Время реализации урока: 45 минут
Цель урока: Развивать технику чтения, умение анализировать и составлять характеристику героя произведения.
Задачи урока:
- Познакомить с произведением.
- Содействовать познавательной активности;
- создать условия для
-развития навыков чтения,
-умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения
- организовать ситуации
-для взаимодействия через групповую и парную работу.
- для развития коммуникативных способностей учащихся;
- Способствовать
- развитию умения выделять и анализировать информацию.
- формированию любви к близким.
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» 5 класс
(часть 2), авторы В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, модель корабля, карточки с заданиями.
На уроке использовались интерактивные формы организации учащихся: работа в группах постоянного состава, работа в группах сменного состава, парная работа; интерактивные приемы: " Интервью", "Толстые и тонкие вопросы", "Синквейн", прием "Обмен мнениями", "прогнозирование по опорным словам", прием "Моделирование". Проводилась работа по развитию зрительного и слухового восприятия; пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
в 5 классе с трудностями в обучении
ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи»
учитель – дефектолог Дорожей Л.Г.
Тема урока: Л. Н. Толстой. Акула
Тип урока: изучение нового материала
Время реализации урока: 45 минут
Цель урока: Развивать технику чтения, умение анализировать и составлять характеристику героя произведения.
Задачи урока:
- Познакомить с произведением.
- Содействовать познавательной активности;
- создать условия для
-развития навыков чтения,
-умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения
- организовать ситуации
-для взаимодействия через групповую и парную работу.
- для развития коммуникативных способностей учащихся;
- Способствовать
- развитию умения выделять и анализировать информацию.
- формированию любви к близким.
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» 5 класс
(часть 2), авторы В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, модель корабля, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационное начало.
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности путем создания эмоциональной обстановки.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Прием « Приветствие» -Поздороваемся разными способами -Сядет тот, чье полное имя или фамилия начинается с гласного звука; со звонкого согласного звука Диктант пространственных действий -На уроке я предлагаю отправится .. А куда, вы мне ответите, если будете внимательно слушать меня и составите слово из частей . 1 часть находиться и т.п… | Все стоят возле парт Садятся на свои места, называя свои имена и фамилии Следуют устным указаниям учителя Составляют слово из частей. ( путешествие) |
- Речевая разминка
Задача: Содействовать развитию читательских навыков.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Но перед тем, как начать путешествие и провести урок чтения, проведем речевую разминку. -Прочитайте самостоятельно стихотворение на доске. Подумайте, куда отправимся? Я рисую море, -Подумайте, как бы мог прочитать этот человек с такой мимикой, т.е. выражением лица.( показ картинок лиц с различной мимикой) Вывод: получилось ? Почему. К..рабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали. -Прочитайте скороговорку про себя и скажите, на каком виде транспорта отправимся? - Какая буква пропущена в слове корабль? Можно ли ее проверить. Прочитайте жужжащим чтением 1 минуту. Постарайтесь читать без ошибок и быстро. -У кого лучше получилось? Почему? | Читают написанное на доске стихотворение. Определяют место путешествия (море) Читают с разной интонацией. Делают вывод о полученных результатах. Читают скороговорку. Определяют вид транспорта для путешествия. Читают. По очереди читают быстро. Делают вывод. |
- Лексическая работа
Задача: уточнить значение новых слов и выражений. Актуализировать полученные ранее знания. Способствовать умению работать в паре.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
( прием «моделирование) В произведении встретятся новые слова. Уточним их значение. Актуализация знаний Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. А насколько точные знания об Африке, я проверю в игре «да-нет» Уточним значение выражений, которые встретятся вам при чтении. Поработайте в паре. Соедините выражение в левом столбике с его значением в правом: устроили купальню, замерли от страха, раздался ропот, открытое море Проверка в парах. | С доски читают слова. Определят местонахождение предметов на судне. Закрепляют на модели корабля. Выполняют действия: согласны-руки вверх, не согласны- приседают. Работают в паре. Стрелками соединяют выражение в левом столбике с его значением в правом |
- Объявление темы, постановка основных задач урока
Задача: подвести учащихся к постановке основных задач урока, определить их значимость. Содействовать познавательной активности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А как называется рассказ, который мы будем читать, вы узнаете, вспомнив названия геометрических фигур. Посмотрите вокруг. Найдите фигуры с буквами внутри. Первая буква находится… - Какие задачи поставим перед собой на уроке? Предположите. Ведь чтение без размышления - скучное развлечение- гласит китайская пословица А что мы знаем об акуле? Более точные сведения нам предоставит наш специальный корреспондент. Прием « интервью» Прогнозирование по опорным словам. Подумайте, что может произойти в рассказе с таким названием и с такими словами и выражениями? Как можно проверить ваши предположения? | Следуют указаниям учителя. Составляют слово « акула» Предполагают стоящие задачи. Ученик читает доклад об акулах. На доске появляются картинки с изображением акул. После рассказа ученик задает вопросы к собеседникам. Высказывают свои предположения. |
- Первичное восприятие
Задача: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения, сопереживанию героям, эмоциональному отклику на прочитанное;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Предлагаю послушать рассказ. -Подумать, какие чувства он у вас вызвал. Чтение под музыку. -Что вы почувствовали? -У кого совпали предположения о содержании рассказа? | Слушают произведение. Рассказывают о пережитых чувствах Определяют угаданный прогноз. |
Вторичное восприятие
Задача: Создать условия для развития навыков чтения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Сейчас мы будем читать рассказ по частям. -Посмотрите на план. Сколько частей будет в рассказе? Прочитайте название каждой части. При чтении нам надо определить границы каждой части, т. е. узнать, где начинается и заканчивается каждая часть. Читаем цепочкой по абзацам. | Читают план. Определяют количество частей. Читают цепочкой по абзацам. |
- Анализ произведения
Задача: Создать условия для развития умения самостоятельно ставить вопросы и подтверждать свои ответы текстом произведения.
Содействовать развитию речи, умению анализировать прочитанное.
Организовать ситуацию для взаимодействия через групповую и парную работу.
Способствовать развитию умения выделять и анализировать информацию.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Работа в группах постоянного состава. Задание №1 - Для более полного понимания содержания рассказа и анализа поступков героев предлагаю поработать в группах. - Объединитесь в группы по цвету. - Распределите роли в группах. Кто спикер, организатор, писарь. Организаторы групп возьмите первое задание. Я беру тайм- аут, а вы самостоятельно задайте вопросы. 1 группа задает вопросы к 1 части2 тонких и 2 толстых вопроса. 2 группа ищет4 тонких вопроса вопросы во 2 части, 3 группа- задает 2 тонких и 2 толстых вопроса – в третьей. Задание №2 -выполнив второе задание, мы составим характеристику героев произведения. 1 группа работает по 1 части, 2 по второй, 3- по третьей. Первая группа:
Вторая группа
Берегись бед, пока их нет. 3 группа
Не зная броду, не суйся в воду. Работа в группах сменного состава. Прием «Обмен мнениями». -Чтобы закончить словесные портреты главных героев, обменяемся мнениями. -Распределитесь в группы по номерам. С собой возьмите карточки с таким же номером. Задание: 1 группа: дайте характеристику мальчикам. 2 группа: дайте характеристику артиллеристу. 3 группа
| Объединяются в группы по цвету. Распределяют роли в группах. Кто спикер, организатор, писарь. Дети составляют вопросы и задают их участникам других групп. Работают в постоянных группах На карточке № 1 выбирают и подчеркивают черты характера, которые подходят к мальчикам. На карточке № 2 записывают черты характера артиллериста. Объясняют друг другу смысл пословиц. Меняются местами в соответствии с номерами. Работают в группе сменного состава. Выполняют задание на карточках. Спикер дает ответ от всей группы. |
- Подведение итогов. Рефлексия.
Задачи: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала.
Сохранить эмоциональное состояние учащихся для последующих уроков.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вывод: Так кто же главный герой рассказа? -Подумаем, как сказать об этом удивительном человеке в нескольких словах? Составим синквейн. Отец предложение Итог – Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? - Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. -Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение. - Вы согласны? -Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё! -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок. Домашнее задание. По выбору учащихся: 1) краткий пересказ рассказа по плану; 2) творческий пересказ текста от имени мальчика Оценивание | Коллективно составляют синквейн. Ответы детей. – Любить и ценить своих близких и друзей! – Не делать необдуманных поступков; – Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-653147-1440438623.jpg)
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-781374-1460554879.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе интегрированного обучения и воспитания для учащихся, обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме: «Тайное становится явным». В.Драгунский
Материал включает конспект урока с приложениями....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188533-1573761631.jpg)
Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России
Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-1219108-1581695624.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/19/picture-1484393-1695092049.jpg)
Технологическая карта урока литературное чтение, 4 класс, с применением технологии личностно-ориентированного обучения, с презентацией
Тема урока:"Русская народная сказка "Крошечка-Хаврошечка"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/13/picture-1530083-1723545134.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс "Писатели - детям"
Конспект урока литературного чтения поможет обобщить и закрепить знания ребят по разделу "Писатели - детям"...