Иллюстрации к сказке Б.Окуджавы «Прелестные приключения»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тимофеева ТВ

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»                                                              

Тема. Иллюстрации к сказке Б.Окуджавы «Прелестные приключения»

Тип урока: изучение нового материала («открытия» нового знания)

Цель (конечный знаниевый результат/продукт) -  формирование умений разделять понятия «выдумка» и «обман».

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты (образовательная/обучающая/познавательная задача):   
  • способствовать формированию у обучающихся интереса к сказкам;
  • ввести понятие небылица, фантазёры, выдумка, обман;
  • довести до понимания значение понятий «выдумка» и «обман».

                                                                              

  1. Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
  • познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;
  • регулятивные УУД:
  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; 
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;
  • личностные УУД:
  • оценивать поступки героев сказки, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;
  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

 

  1. Личностные результаты (воспитывающая задача):
  • формирование  морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

 

Оборудование:

  1. Учебник, печатная тетрадь

Учебник «Литературное чтение – 2 класс» (Н.А. Чуракова)

Тетрадь на печатной основе

2) Демонстрационный материал (на доску)

  • Рисунки детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление  доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РИСУНКИ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

ЛУУД:

  • сформировать положительное отношение к уроку, интерес к дальнейшей деятельности.

КУУД:

  • способствовать планированию учебного сотрудничества

Здравствуйте, дети. Садитесь.

 

Фантазия, выдумка вместе живут,

А с ними чудесные тексты нас ждут.

В фантазию автора смело поверь,

И в сказку тогда откроется дверь.

 

 

 

 

 

 

2. Поверка домашнего задания

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,

ЛУУД:

  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

На прошлом уроке вам дано было задание нарисовать одного из героев сказки так, как вы его представляете.

Сегодня я собрала все ваши рисунки и сделала выставку на доске.

Кто желает рассказать о своем рисунке? Рассказать словесный портрет того героя, которого он нарисовал?

Кого ты изобразил(а)? Как ты можешь описать его внешность? Что ты можешь еще рассказать о нем?

 

 

 

 

 

-Вызванный к доске ребенок показывает свой рисунок и рассказывает словесный потрет героя.

 

3.Актуализация опорных знаний и постановка темы, цели

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • составлять ответы на вопросы,

РУУД:

  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; 

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Кому из авторов наиболее ярко удалось изобразить героев?

Страна Вообразилия –

Такую мы все знаем.

С Булатом Окуджавой

Там снова побываем.

Неправда и фантазия –

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

 

 

4. Работа по теме урока

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Откройте учебники на стр.86, продолжим читать сказку по цепочке.

Какую историю поведал Морской Гридиг?

Вы знаете, кто такая Медуза-Горгона?

(Верно,) Медуза-Горгона – легендарный персонаж греческой мифологии, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Ее взгляд превращал человека в камень. Она была убита героем древнегреческих мифов Персеем.

Понравилась ли вам эта история?

Поверили ли ему друзья? Подтвердите словами из текста.

А как вы думаете, такая история могла бы произойти?

Что она вам напоминает?

Прочитайте, какую историю рассказал Крэг Кутенейский Баран.

Друзья поверили ему?

Кто первый усомнился в достоверности этой истории?

В чем он усомнился?

Как вы думаете, почему он первым высказал свое сомнение?

Чья история, по-вашему, интереснее – Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана?

Какими качествами, на их взгляд, они обладают? Найдите подтверждение в тексте.

 

 

-О Медузе-Горгоне

Да/нет

 

 

 

 

 

 

-Да/нет

 

 

 

 

-Небылицу

 

 

 

-Гридиг

 

-Где Крэг мог взять веревку

-Потому что он сам рассказал небылицу про Медузу-Горгону

 

 

 

-Гридиг хитрый, Крэг ловкий

 

5.Физминутка

 

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

 

 

6. Продолжение работы по теме урока

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Прочитаем историю, которую рассказала Добрая Змея по цепочке.

Вам понравился рассказ Змеи?

Каким вы представляете себе КаруДа?

Почему его назвали Невыносимым и Приставучим?

Прочитайте его вопросы. Что можете о них сказать?

Почему Добрая Змея его укусила?

Что вы можете сказать о характере КаруДа?

Прочитайте его имя еще раз и найдите, как автор дает нам понять, что перед нами глупое существо?

Рассмотрите иллюстрации на странице 88 (восемьдесят ВОСЬМОЙ). Как художник изобразил КаруДа?

Какой из рисунков больше всего подходит к характеру КаруДа?

 

 

 

 

 

 

 

 

-она спокойно лежала на пеньке и грелась, а он к ней стал приставать с пустыми вопросами

 

 

-на первом рисунке похож на жабу, на втором – на рыбу, на третьем – на ежа или репейник.

-репейник

 

7. Итог урока. Рефлексия

РУУД:

  • Анализировать полученный результат в соответствии с требованиями;
  • Контроль и самоконтроль;

КУУД:

  • Обсуждать со сверстниками результат выполненной работы.

Какая из рассказанных историй самая смешная?

Как называются такие истории?

Морской Гридиг, Крэг Кутенейский Баран и Добрая Змея – обманщики или фантазеры? Почему?

 

 

-небылицы

-Фантазеры, так как их цель не извлечь выгоду из своего рассказа, а сделать так, чтобы слушателям было смешно и интересно.

 

8. Домашнее задание

 

Пересказать любую историю на выбор.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»        

Тема. Иллюстрации к сказке Б.Окуджавы «Прелестные приключения»

Тип урока: изучение нового материала («открытия» нового знания)

Цель (конечный знаниевый результат/продукт) -  формирование умений разделять понятия «выдумка» и «обман».

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты (образовательная/обучающая/познавательная задача):    
  • способствовать формированию у обучающихся интереса к сказкам;
  • ввести понятие небылица, фантазёры, выдумка, обман;
  • довести до понимания значение понятий «выдумка» и «обман».

                                                                               

  1. Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
  • познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;
  • регулятивные УУД:
  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;  
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;
  • личностные УУД:
  • оценивать поступки героев сказки, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;
  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

  1. Личностные результаты (воспитывающая задача):
  • формирование  морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

Оборудование:

  1. Учебник, печатная тетрадь

Учебник «Литературное чтение – 2 класс» (Н.А. Чуракова)

Тетрадь на печатной основе

2) Демонстрационный материал (на доску)

  • Рисунки детей.

Оформление  доски

РИСУНКИ ДЕТЕЙ

Ход урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

ЛУУД:

  • сформировать положительное отношение к уроку, интерес к дальнейшей деятельности.

КУУД:

  • способствовать планированию учебного сотрудничества

Здравствуйте, дети. Садитесь.

Фантазия, выдумка вместе живут,

А с ними чудесные тексты нас ждут.

В фантазию автора смело поверь,

И в сказку тогда откроется дверь.

 

2. Поверка домашнего задания

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,

ЛУУД:

  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

На прошлом уроке вам дано было задание нарисовать одного из героев сказки так, как вы его представляете.

Сегодня я собрала все ваши рисунки и сделала выставку на доске.

Кто желает рассказать о своем рисунке? Рассказать словесный портрет того героя, которого он нарисовал?

Кого ты изобразил(а)? Как ты можешь описать его внешность? Что ты можешь еще рассказать о нем?

-Вызванный к доске ребенок показывает свой рисунок и рассказывает словесный потрет героя.

3.Актуализация опорных знаний и постановка темы, цели

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • составлять ответы на вопросы,

РУУД:

  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;  

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Кому из авторов наиболее ярко удалось изобразить героев?

Страна Вообразилия –

Такую мы все знаем.

С Булатом Окуджавой

Там снова побываем.

Неправда и фантазия –

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

4. Работа по теме урока

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Откройте учебники на стр.86, продолжим читать сказку по цепочке.

Какую историю поведал Морской Гридиг?

Вы знаете, кто такая Медуза-Горгона?

(Верно,) Медуза-Горгона – легендарный персонаж греческой мифологии, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Ее взгляд превращал человека в камень. Она была убита героем древнегреческих мифов Персеем.

Понравилась ли вам эта история?

Поверили ли ему друзья? Подтвердите словами из текста.

А как вы думаете, такая история могла бы произойти?

Что она вам напоминает?

Прочитайте, какую историю рассказал Крэг Кутенейский Баран.

Друзья поверили ему?

Кто первый усомнился в достоверности этой истории?

В чем он усомнился?

Как вы думаете, почему он первым высказал свое сомнение?

Чья история, по-вашему, интереснее – Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана?

Какими качествами, на их взгляд, они обладают? Найдите подтверждение в тексте.

-О Медузе-Горгоне

Да/нет

-Да/нет

-Небылицу

-Гридиг

-Где Крэг мог взять веревку

-Потому что он сам рассказал небылицу про Медузу-Горгону

-Гридиг хитрый, Крэг ловкий

5.Физминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. 
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. 
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут 
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. 
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! 
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

6. Продолжение работы по теме урока

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы,
  • устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом сказки и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  
  • высказывать своё отношение к героям прочитанной сказки, к их поступкам;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Прочитаем историю, которую рассказала Добрая Змея по цепочке.

Вам понравился рассказ Змеи?

Каким вы представляете себе КаруДа?

Почему его назвали Невыносимым и Приставучим?

Прочитайте его вопросы. Что можете о них сказать?

Почему Добрая Змея его укусила?

Что вы можете сказать о характере КаруДа?

Прочитайте его имя еще раз и найдите, как автор дает нам понять, что перед нами глупое существо?

Рассмотрите иллюстрации на странице 88 (восемьдесят ВОСЬМОЙ). Как художник изобразил КаруДа?

Какой из рисунков больше всего подходит к характеру КаруДа?

-она спокойно лежала на пеньке и грелась, а он к ней стал приставать с пустыми вопросами

-на первом рисунке похож на жабу, на втором – на рыбу, на третьем – на ежа или репейник.

-репейник

7. Итог урока. Рефлексия

РУУД:

  • Анализировать полученный результат в соответствии с требованиями;
  • Контроль и самоконтроль;

КУУД:

  • Обсуждать со сверстниками результат выполненной работы.

Какая из рассказанных историй самая смешная?

Как называются такие истории?

Морской Гридиг, Крэг Кутенейский Баран и Добрая Змея – обманщики или фантазеры? Почему?

-небылицы

-Фантазеры, так как их цель не извлечь выгоду из своего рассказа, а сделать так, чтобы слушателям было смешно и интересно.

8. Домашнее задание

Пересказать любую историю на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

Сказки Пушкина-важнейшая часть всего художественного мира.Лишь художник Владимир Михайлович Конашевич закрепил сказки Пушкина за детьми.Он проиллюстрировал четыре из пяти сказок....

Урок ИЗО "Иллюстрация к сказке Гуси-лебеди" 2 класс

Урок ИЗО "Иллюстрация к сказке Гуси-лебеди" 2 класс...

Выставка иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет... А. С. Пушкин. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина дает ребятам возможность соприкоснуться с настоящим  богатым русским языком, необычны...

Выставка иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет... А. С. Пушкин. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина дает ребятам возможность соприкоснуться с настоящим  богатым русским языком, необычны...

Тестовая работа по рассказу "Прелестные приключения"

Тестовая работа по рассказу "Прелестные приключения"...

конспект урока изобразительного искусства на тему: Иллюстрация к сказке "Сказка о рыбаке и рыбке"

конспект урока изобразительного искусства на тему: Иллюстрация к сказке "Сказка о рыбаке и рыбке"...