Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)
Цуканова Е.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»г. Валуйки
Белгородской области
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (с. 136–138)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные:владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
---|---|---|---|---|---|---|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. – Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. – Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой | Пересказывают произведение М. Пришвина «Ребята и утята».
Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выражают | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Ребята, как называют человека, который пишет рассказы? – Как называют человека, который пишет картины? – А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? О таком человеке | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учи-теля о Е. Ча-рушине. 2. Первичное знакомство с произведением.
3. Словарная работа | См. ресурсный материал.
– Ребята, откройте учебники на с. 136. – Прочитайте название рассказа. – Было ли вам когда-нибудь страшно? Давайте придумаем коллективно рассказ-страшилку. – Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? Читает текст произведения. – Чьё же предположение оказалось более точным? Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом | По цепочке дополняют рассказы друг друга. Отвечают на вопросы.
Следят по учебникам.
Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, работа со словарной статьей | |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Анализ художественного произведения.
2. Деление рассказа Составление плана | а)Чтение рассказа учащимися. – Ребята, понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа? б)Выборочное чтение. – Где находилась дача? Прочитайте. – Что напугало ребят? Прочитайте. – Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в)Работа с иллюстрацией на с. 137. – Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. г) Чтение по ролям. – Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили? – Прочитайте диалог по ролям в парах. – А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят. – На сколько частей можно разделить текст? – Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её. Мальчики остались одни. Странные звуки. Испуганные дети. Родители вернулись. Неожиданная находка. Ёжик остался на даче | Выполняют задания.
Читают вслух.
Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных? – Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину» | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выразительное чтение, вопросы, с. 138 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
Рассказ учителя о Е. И. Чарушине
Много лет назад (в 1901 году) в старинном городе Вятке, ныне г. Киров, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке».
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Писателю замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств, которую закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать книги В. Бианки. Чарушину принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака.
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался «Щур». Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяется в циклы – «Про Томку», «Никита и его друзья» и т. д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Е.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»г. Валуйки
Белгородской области
Тема: Е. ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ» (с. 136–138)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные:владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. – Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. – Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой | Пересказывают произведение М. Пришвина «Ребята и утята». Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выражают | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Ребята, как называют человека, который пишет рассказы? – Как называют человека, который пишет картины? – А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? О таком человеке | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учи-теля о Е. Ча-рушине. 2. Первичное знакомство с произведением. 3. Словарная работа | См. ресурсный материал. – Ребята, откройте учебники на с. 136. – Прочитайте название рассказа. – Было ли вам когда-нибудь страшно? Давайте придумаем коллективно рассказ-страшилку. – Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? Читает текст произведения. – Чьё же предположение оказалось более точным? Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом | По цепочке дополняют рассказы друг друга. Отвечают на вопросы. Следят по учебникам. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, работа со словарной статьей | |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Анализ художественного произведения. 2. Деление рассказа Составление плана | а)Чтение рассказа учащимися. – Ребята, понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа? б)Выборочное чтение. – Где находилась дача? Прочитайте. – Что напугало ребят? Прочитайте. – Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в)Работа с иллюстрацией на с. 137. – Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. г) Чтение по ролям. – Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили? – Прочитайте диалог по ролям в парах. – А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят. – На сколько частей можно разделить текст? – Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её. Мальчики остались одни. Странные звуки. Испуганные дети. Родители вернулись. Неожиданная находка. Ёжик остался на даче | Выполняют задания. Читают вслух. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных? – Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину» | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выразительное чтение, вопросы, с. 138 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Рассказ учителя о Е. И. Чарушине
Много лет назад (в 1901 году) в старинном городе Вятке, ныне г. Киров, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке».
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Писателю замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств, которую закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать книги В. Бианки. Чарушину принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака.
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался «Щур». Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяется в циклы – «Про Томку», «Никита и его друзья» и т. д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"
Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие: видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...
Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.
Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Арбузова С.С. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» города Онеги Архангельской области
Тема: Татарская народная сказка «Три сестры»...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...