Литературная игра " В гостях у зимних сказок"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Лаврова Лидия Петровна

Приобщение  учащихся  к чтению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_v_gostyah_u_zimney_skazki.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра  « В гостях у зимней сказки»

Цели: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формирование умения работать в группе, высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника; формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса.

Оборудование: книги со сказками, рисунки с изображением зимы, разрезанные на части, снежки (6 штук), 3 мишени, 3удочки, 3 баночки с узким горлышком, изображение Снегурочки на основе, разделённой на секторы, з листа, разделённых на секторы без рисунка, искусственные цветы фиалок или вырезанные из цветной бумаги, иллюстрации прочитанных сказок, жетоны разного цвета.

Заранее дети получили задание.

В январе пройдёт литературная игра. Мы вспомним зимние сказки и их героев. Победителем может стать только внимательный читатель. Прочитай сказки: “Морозко”, “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, В. Даль “ Старик – годовик”.

Ход игры

Выставка книг и рисунков

1. Представление команд

2. Конкурс скороговорщиков “Из первых уст”

В зимний холод всякий молод

Каждая команда должна проговорить по очереди скороговорку. Побеждает команда, которая быстро и чётко проговорит.

3. Загадки старика – годовика

Прочитать сказку “ Старик – годовик” В.Даля и ответить на вопросы. Каждая команда отвечает на 1 вопрос

4. Конкурс “Зимняя мозаика

Каждая команда должна собрать рисунок из частей

5. Конкурс “Загадки Зимушки – зимы”

Скатерть бела весь свет одела.(снег)

Мостится мост без досок, без топора, без клина.(мороз)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Назовите-ка, ребятки,

Месяцы в моей загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год (декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это? (январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Чтоб не мёрзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят. (Рукавицы)

Бегут по дорожке

Доски на ножке. (Лыжи)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днём – домой. (Валенки)

6. Конкурс “Попади метко в цель” (по 3 человека от команды)

На доске закреплены мишени, в которые нужно попасть. За каждое попадание – жетон

7. Литературная викторина “Зимние сказки”

Угадайте сказку по иллюстрации (“Лисичка – сестричка и серый волк”)

Как лисе удалось добраться до рыбы старика? (Притворилась мёртвой, старик её сам на воз положил, хотел старухе воротник на шубу привезти)

Сколько рыбок дала волку лиса? (Ни одной)

Назовите место зимней рыбалки. (Прорубь

Как долго рыбачил волк? (Всю ночь)

Что заставило волка убежать с места рыбалки? (Утром бабы пошли за водой, стали бить волка коромыслом. Волк еле убежал)

Как лисе удалось обмануть волка во второй  раз ?

Сказала, что её люди побили так, что у неё мозги выступили. На самом деле на голове у неё было тесто)

 Что приговаривала лиса, когда волк вёз её? (“Битый небитого везёт”)

 8. Конкурс “Необычная рыбалка” (по 1 человеку от команды)

Для игры нужны 3 удочки, на леску каждой удочки прикрепить большой гвоздь, 3 баночки с узким горлышком. Необходимо опустить гвоздь в горлышко бутылки. Оценивается быстрота и точность выполнения задания

Какой сказочный герой с ёлки на ёлку поскакивал, поскакивал да потрескивал? (Морозко)

О ком так говорили: “Надо правду сказать, девочка была золото: :в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи она каждый день слезами умывалась” ( О падчерице)

Кто так говорил: “ Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Да не вези к родным в тёплую хату, а в чистое поле на трескуч мороз”? (Мачеха)

Кто отвёз свою дочь зимой в чистое поле на верную гибель? (Отец) Какой вопрос трижды задавал Морозко? (“Тепло ли тебе, девица?”) Почему Морозко одарил падчерицу? (Полюбились Морозке её ласковые речи, сжалился он над ней) Кто предсказывал богатство падчерицы? (Собачка)

Почему старуха в лютый мороз отправила родную дочь в чистое поле? (Завидовала падчерице, хотела, чтобы её дочь одарили)

Что отвечала старухина дочь на вопрос Морозко? (“Убирайся ты! Иль ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!”)

Угадай по описанию: А собою она беленькая, как снег, глазки, как незабудочки; светло-русая коса до пояса, одного румянца только нет вовсе...” (Снегурочка”)

У кого жила Снегурочка? (У старика и старухи)

Как появилась Снегурочка у старика и старухи? (Вылепили из снега)

В какое время года грустила Снегурочка? (Весной)

На какой праздник пригласили девушки с собой Снегурочку? (Иванов день)

Куда же делась Снегурочка? (Прыгнула в огонь и потянулась вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и полетела в высоту поднебесную)

Угадай сказку по иллюстрации (“Зимовье зверей”) Какого животного не было в этой сказке: бык, баран, гусь, коза, петух, свинья? (Коза)

Кто из зверей предложил избу строить? (Бык)

Кто из зверей первым пришёл проситься в дом к быку? (Баран)

Кто из героев говорил: “А по мне хоть какие морозы, я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую”? (Свинья)

Кто угрожал хозяину дома выщипать мох из стен избы, если тот не впустит его? (Гусь)

Кто из диких зверей решил съесть зимовавших в лесу домашних животных? (Волк, лиса и медведь)

Чем закончилась сказка? (Бык с товарищами до сих пор в избушке поживают и горя не знают)

В какой сказке девочке зимой удалось нарвать фиалок, собрать землянику и яблоки? (“Двенадцать месяцев”)

Назовите четвёртого лишнего персонажа сказки: Мария, Январь, Елена, Мороз Иванович. (Мороз Иванович)

Как звали падчерицу, и как звали родную дочь женщины, ответьте, прослушав отрывок. “...И в то время, как Елена целыми днями наряжалась и гуляла, Мария должна была делать всю домашнюю работу: убирать комнаты, стряпать, стирать, шить, прясть, работать в поле, ходить за коровой.” (падчерица – Мария, родная - Елена)

Назовите героев по описанию: “Вокруг костра на двенадцати камнях сидели двенадцать братьев. Трое из них были совсем седые, трое помоложе, следующие трое ещё моложе, а трое младших были прекраснее всех остальных” (Двенадцать месяцев)

Какой месяц был главным среди братьев – месяцев? (Январь)

Какой месяц помог Марии принести фиалки? (Март)

Благодаря какому месяцу Мария смогла набрать землянику? (Помог Июнь)

Какой месяц взял жезл и помог Марии набрать яблок? (Сентябрь)

Почему Елена отправилась сама в лес? (Мария принесла только два яблока, а Елене хотелось ещё яблок. Она решила сама найти яблоньку и обтрясти её всю.)

Что заставило мачеху отправиться в лес?( Пошла искать свою дочь Елену.)

Удалось ли Елене найти зимой яблоки? (Нет. Она была неприветлива, груба с братьями – месяцами. Она замёрзла в лесу)

10. Конкурс “Собери букет фиалок”

Как известно, Марии в сказке удалось зимой набрать букет фиалок. На нашей воображаемой полянке тоже появились фиалки. Приглашаю по одному человеку из каждой команды. Определим, кто из вас больше цветов наберёт.

Подведение итогов

Номинации:

“Внимательный читатель” (1 место, 2 место, 3 место) (определяется по количеству жетонов)

“Самый смекалистый” (Определяется по количеству жетонов)

“Самый ловкий” (Определяется по количеству жетонов)

“Художник – иллюстратор” (Награждаются ребята, проиллюстрировавшие прочитанную сказку)

Команда – победитель игры “В гостях у зимних сказок” (Жетоны всех участников команды суммируются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра" В гостях у сказки"

Данная презентация может использоваться как на уроке литературного чтения, так и на классном часу....

Литературная игра "В гости к сказке"

Внеклассное мероприятие способствует развитию интереса к литературе....

Литературная игра В гостях у Буратино

Вашему вниманию предлагается презентация литературной викторины по произведению АТолстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино...

Литературная игра «В гостях у сказки»

Участникам литературной игры предлагается отправиться в гости к любимым сказкам....

Литературная игра " В гости к дедушке Корнею"

Литературная игра-конкурс для учащихся 1-х классов посвящена творчеству К.Чуковского, сопровождается яркой красочной презентацией.  На мероприятии дети кратко знакомятся с биографией К.Чуко...

Литературная игра "По дорогам русских народных сказок"

Литературная игра рекомендуется для 2-3 классов. Это командная игра, требующая предварительной подготовки (чтение сказок). Интересные задания, заставляют ребят мыслить креативно....

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».Цель: обобщить знания по прочитанным с...