В.В.БИАНКИ «МУЗЫКАНТ» « ШКОЛА РОССИИ»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения В. В. Бианки "Музыкант"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 26.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В.В.БИАНКИ «МУЗЫКАНТ» « ШКОЛА РОССИИ»
учитель начальны классов МИРОНЮКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
г. Петропавловск - Камчатский
МАОУ «Средняя школа № 36»
Конспект урока литературного чтения (по УМК «Школа России») составлен с использованием приёмов формирования смыслового чтения при работе с текстом, а также с учетом учащихся с ОВЗ
Класс: 2
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- образовательная: познакомить учащихся с рассказом В.В.Бианки «Музыкант»;
- развивающая: развивать речь, мышление, интерес к изучению природы;
- воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.
Ход урока
Организационный момент. СЛАЙД 1
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
«Доброе утро!».
Всем доброе утро!!!
Артикуляционная разминка. СЛАЙД 2
- Поём голосом.
Поём шёпотом.
Укололи иголочкой громко.
- Работа над пословицей. (Доска)
Дружно негрузно, а врозь хоть брось.
а) составить
б) прочитать
в) что получилось
г)как вы понимаете эту пословицу?
Что значит негрузно? (легко, нетрудно)
Ребята, эта пословица будет девизом нашего урока.
СЛАЙД 3
3.Чистоговорка
Ук –ук-ук, ук –ук- ук
В лесу звонкий слышен звук
Ул-ул-ул,ул-ул-ул
Кто - то щепку потянул.
а)прочитать хором медленно;
упражнение «Буратино»;
прочитать быстро;
б)ребята, о чём эта чистоговорка?
в)попробуйте предположить подходит ли эта чистоговорка к нашему уроку?
- Какие трудности возникли?
Можем мы сказать, о чём идёт речь?
А чтобы ответить на этот вопрос, что надо сделать? (продолжить работу)
Какой раздел мы начали изучать?
Как вы понимаете его название?
Сегодня мы продолжим работу с этим разделом и познакомимся с новым произведением, но прежде мы проверим выполнение домашнего задания.
4.Прверка д.з.
- Что было задано на дом?
*Определить жанр произведения.
*Работа над сюжетом.
*Провести исследование.
Это произведение – сказка.
Это произведение – рассказ.
Это произведение – стихотворение.
*Игра на внимание. (анаграмма)
-А теперь, ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала..
прочитать словами, как есть
потом всё предложение, а потом поиск предложения в тексте
*Работа над сюжетом.
Что такое сюжет?
Из каких частей состоит?
Чтение по сюжету.
- Какое исследование вы должны были провести?
В произведениях каких жанров животные могут обладать чертами, присущими человеку?
Ответы обучающихся:
- Басня (И.А Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
- Сказка (Б.Житков «Храбрый утёнок» (читали на прошлом уроке))
- Рассказ (М.Пришвин «Ребята и утята»)
- Стихотворение (В.Берестов «Кошкин щенок»)
Странные существа – в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. (Н. Сладков)
- А кто они братья наши меньшие? И как нужно к ним относиться? (Это животные, проживающие рядом с человеком и в дикой природе. К ним нужно относиться бережно - не пугать, не разорять гнёзда, заботиться о домашних питомцах и т.д.)
Какое правило мы должны помнить, приходя в лес?
Не навреди!!!
5. - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством знаменитого детского писателя, а кто это мы сможем узнать, разгадав ребус…(ребус на доске закрывает портрет)
Доска (портрет писателя В.В.Бианки)
БИОГРАФИЯ
Мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. Эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
Работа с выставкой книг.
- Я предлагаю рассмотреть выставку книг В. Бианки.
- В этих книгах собраны истории и приключения героев В. Бианки. Истории вымышленные и те, которые происходили на самом деле.
А вот с каким произведением В.В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете разгадав кроссворд.
А теперь давайте вместе вспомним прочитанные произведения о братьях наших меньших и их авторов. И узнаем с каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
- «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
-Кто произнёс эти слова? (муравей)
- Собрала утяток мама,
И отправилась в поход.
Путь из леса на свободу
Прямо к озеру ведёт.
- Кто мама маленьких утят? ( уточка)
- Она так страшно стрекотала,
К тарелке утром прилетала.
Но к храбрецу она попалась,
С поломанным крылом осталась.
-Кто остался с поломанным крылом? (стрекоза)
- «Кошка, помоги нам репку дергать!» Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж, нам осталось только одно: позвать (мышку)».
Кого позвала кошка?
- Темнота вокруг настала,
От чего же страшно стало?
Кто- то топает – топ…топ…
Кто – то шлёпает – шлёп… шлёп…
Пробежал, свернулся в шар.
Кто же это, ты узнал? (Ёжик)
- Жил – был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая …(собака).
- Был у кошки сын приёмный
Не котёнок, а (щенок).
- Он храбрец – молодец,
Хоть ещё совсем птенец.
Он не маленький цыплёнок,
Просто смелый он …(утёнок)
Так какое произведение мы будем сегодня читать?
Тема урока?
СЛАЙД 4
Тема урока: «Знакомство с произведением Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»
Цели урока:
- Хорошо, ребята! Правильно.
- Кого называют музыкантом?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
СЛАЙД 5 Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (ответы детей) Верно, ребята, это медведь
- А как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет медведь?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет. Мы должны познакомиться с произведением, прочитать его и подумать).
Проблемный вопрос:
- Почему Виталий Бианки назвал своё произведение «Музыкант»?
- Как связаны понятия медведь и музыкант?
Можем мы ответить на поставленный вопрос?
Что у нас возник? (проблемный вопрос)
- Мы должны познакомиться с произведением.
- Но, прежде чем мы продолжим урок, давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
И вперёд, назад шагнуть.
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь присядем тише, ( Сесть на корточки)
Словно в норках мыши.
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Потянулись, улыбнулись
И к работе все вернулись.
Работать над произведением
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?
(предположения детей)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кого вы видите?
- Как вы думаете, что делает медведь?
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
- Почему вы так считаете?
Работа в парах.
- В произведении В. Бианки “Музыкант” вам встретятся слова, лексическое значение которых необходимо уточнить.
Словарная работа (карточки). Соедините слово с его лексическим значением.
Медвежатник – край леса.
Завалинка – человек, занимающийся сельским хозяйством.
Колхозник - невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – тонкая пластинка, отколотая от дерева.
Щепка - охотник на медведей.
Выявление трудностей и их причины.
Устанавливается лексическое значение слов.
СЛАЙД 6 (проверка)
5. Чтение нового произведения.
6. Проверка первичного восприятия.
*Понравился ли вам рассказ?
*Смогли мы определить о чём пойдёт речь?
* Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).
*Вспомните проблемный вопрос. Можем ли мы теперь ответить на него?
*Ребята, как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле?
* Кого автор называет музыкантом?
- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.
- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?
- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.
- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?
(Слушаются ответы учащихся).
- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.
Пословицы о природе.
Тест
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4) Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5) Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя;
- Как поступил старик?
- Почему?
- Определите жанр произведения.
- Найдите в рассказе “Музыкант” один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.
- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.
- “Дзенн” - это звукоподражание.
Работа в группах. Выбор капитана.
Выбор конвертов с заданиями на доске.
План-задание для 1 группы:
- 1. Прочитайте текст по цепочке.
- 2. Выберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.
План-задание для 2 группы:
- 1.Прочитайте текст по цепочке.
- 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.
План-задание для 3 группы:
- 1. Прочитайте текст по цепочке.
- 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.
План – задание для 4 группы:
- 1.Прочитайте текст по цепочке.
- 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.
Прикрепите свои иллюстрации к доске. (Капитаны)
Давайте определим очерёдность, т. е. составим картинный план.
Как озаглавили?
План закрыт на доске, по мере озаглавливания открываются пункты плана.
План:
1 часть - Старый медвежатник любил музыку.
2 часть - Старик пошёл охотится на медведя.
3 часть - Медведь - Музыкант.
4 часть - Охотник пожалел медведя.
10. Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.
- С каким его произведением познакомились?
- Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
- Давайте вернёмся к нашей чистоговорке. Подходит ли она к теме урока ?
- О ком в ней говорится?
- Так кто, этот кто – то?
- Какое слово мы можем вставить в нашу чистоговорку?
- Прочитайте, что получилось?
- Какой девиз был на уроке?
Дружно негрузно, а врозь хоть брось.
- Кто работал дружно?
- Кому дружба помогла справиться с трудностями?
-Какие были трудности?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 13) (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик).
Оценить детей.
(слайд) Спасибо за урок! Д/з работа по сюжету (краткий пересказ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.
Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России», Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».Урок №51 стр.142-145 (уч.) Цель урока: научиться составлять подробный пересказ произведен...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...
Урок по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки "Музыкант". УМК "Школа России"
Форма урока: урок изучения нового материала. Тема: В.В.Бианки "Музыкант". Выработка умений работать с текстом. Прилагается яркая презентация....
Конспект урока литературного чтения по теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе. УМК «Школа России»
Конспект урока литературного чтенияпо теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе.УМК «Школа России»...
Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .
Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....
- Мне нравится (1)