В.В.БИАНКИ «МУЗЫКАНТ» « ШКОЛА РОССИИ»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Миронюкова Елена Николаевна

Конспект урока литературного чтения В. В. Бианки "Музыкант"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx26.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                В.В.БИАНКИ «МУЗЫКАНТ» « ШКОЛА РОССИИ»

             учитель начальны классов                    МИРОНЮКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

                                                                                                 г. Петропавловск - Камчатский

                                                                                                  МАОУ «Средняя школа № 36»

 Конспект урока литературного чтения (по УМК «Школа России») составлен с использованием приёмов формирования смыслового чтения при работе с текстом, а также с учетом учащихся с ОВЗ 

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с рассказом В.В.Бианки «Музыкант»;
  • развивающая: развивать речь, мышление, интерес к изучению природы;
  • воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.

 Ход урока

Организационный момент. СЛАЙД 1

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться:

«Доброе утро!».

Всем доброе утро!!!

Артикуляционная разминка. СЛАЙД 2

  1. Поём голосом.

Поём шёпотом.

Укололи иголочкой громко.

  1. Работа над пословицей. (Доска)

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

а) составить

б) прочитать

в) что получилось

г)как вы понимаете эту пословицу?

Что значит негрузно? (легко, нетрудно)

Ребята, эта пословица будет девизом нашего урока.

СЛАЙД 3              

 3.Чистоговорка

                Ук –ук-ук, ук –ук- ук

              В лесу звонкий слышен звук

              Ул-ул-ул,ул-ул-ул

                Кто - то щепку потянул.

а)прочитать  хором медленно;

 упражнение «Буратино»;

прочитать быстро;

б)ребята, о чём эта чистоговорка?

в)попробуйте предположить подходит ли эта чистоговорка к нашему уроку?

- Какие трудности возникли?

Можем мы сказать, о чём идёт речь?

А чтобы ответить на этот вопрос, что надо сделать? (продолжить работу)

Какой раздел мы начали изучать?

Как вы понимаете его название?

Сегодня мы продолжим работу с этим разделом и познакомимся с новым произведением, но прежде мы проверим выполнение домашнего задания.

4.Прверка д.з.

- Что было задано на дом?

*Определить жанр произведения.

*Работа над сюжетом.

*Провести исследование.

Это произведение – сказка.
Это произведение – рассказ. 
Это произведение – стихотворение.

        *Игра на внимание. (анаграмма)

-А теперь, ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала..

прочитать словами, как есть

потом всё предложение, а потом поиск предложения в тексте

*Работа над сюжетом.

Что такое сюжет?

Из каких частей состоит?

Чтение по сюжету.

- Какое  исследование  вы должны были провести?

В произведениях каких жанров животные могут обладать чертами, присущими человеку?

Ответы обучающихся:

- Басня (И.А Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

- Сказка (Б.Житков «Храбрый утёнок» (читали на прошлом уроке))

- Рассказ (М.Пришвин «Ребята и утята»)

- Стихотворение (В.Берестов «Кошкин щенок»)

Странные существа – в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. (Н. Сладков)

- А кто они братья наши меньшие? И как нужно к ним относиться? (Это животные, проживающие рядом с человеком и в дикой природе. К ним нужно относиться бережно - не пугать, не разорять гнёзда, заботиться о домашних питомцах и т.д.)

Какое правило мы должны помнить, приходя в лес?

Не навреди!!!

5. -  Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством знаменитого детского писателя, а кто это мы сможем узнать, разгадав ребус…(ребус на доске закрывает портрет)

Доска  (портрет писателя В.В.Бианки)

БИОГРАФИЯ

Мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. Эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.

Работа с выставкой книг.

- Я предлагаю рассмотреть выставку книг В. Бианки.

- В этих книгах собраны истории и приключения героев В. Бианки. Истории вымышленные и те, которые происходили на самом деле.

А вот с каким произведением В.В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете разгадав кроссворд.

А теперь давайте вместе вспомним прочитанные произведения о братьях наших меньших и их авторов. И узнаем с каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке.

  1. «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!»

-Кто произнёс эти слова? (муравей)

  1. Собрала утяток мама,

И отправилась в поход.

Путь из леса на свободу

Прямо к озеру ведёт.

- Кто мама маленьких утят? ( уточка)

  1. Она так страшно стрекотала,

К тарелке утром прилетала.

Но к храбрецу она попалась,

 С поломанным крылом осталась.

-Кто остался с поломанным крылом? (стрекоза)

  1. «Кошка, помоги нам репку дергать!» Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж, нам осталось только одно: позвать (мышку)».

Кого позвала кошка?

  1. Темнота вокруг настала,

От чего же страшно стало?

Кто- то топает – топ…топ…

Кто – то шлёпает – шлёп… шлёп…

Пробежал, свернулся в шар.

Кто же это, ты узнал? (Ёжик)

  1. Жил – был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …(собака).

  1. Был у кошки сын приёмный

Не котёнок, а (щенок).

  1. Он храбрец – молодец,

Хоть ещё совсем птенец.

Он не маленький цыплёнок,

Просто смелый он …(утёнок)

Так какое произведение мы будем сегодня читать?

Тема урока?

СЛАЙД  4  

Тема урока: «Знакомство с произведением Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»

Цели урока:

- Хорошо, ребята! Правильно.

- Кого называют музыкантом?

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

СЛАЙД 5   Отгадайте загадку:

 Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(ответы детей) Верно, ребята, это медведь

- А как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет медведь?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет. Мы должны познакомиться с произведением, прочитать его и подумать).

 Проблемный вопрос:

- Почему Виталий Бианки назвал своё произведение «Музыкант»?

- Как связаны понятия медведь и музыкант?

Можем мы ответить на поставленный вопрос?

Что у нас возник? (проблемный вопрос)

- Мы должны познакомиться с произведением.

- Но, прежде чем мы продолжим урок, давайте немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встанем, надо отдохнуть,          (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть.      ( Сжимание и разжимание пальцев)

И вперёд, назад шагнуть.
Поднимайте ручки вверх,          (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики,              (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Волк озирается кругом,           (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем.           влево – вправо)
Теперь присядем тише,           ( Сесть на корточки)
Словно в норках мыши.

Ну а мишка косолапый,           (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы           ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе,             ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А лисята, как проснуться,       (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться,        (Потянуться руками вверх)

Потянулись, улыбнулись

И к работе все вернулись.

Работать над произведением

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

(предположения детей)

  • Рассмотрите иллюстрацию.
  • Кого вы видите?
  • Как вы думаете, что делает медведь?

-          Как вы думаете, каким будет рассказ  грустным или веселым?

  • Почему вы так считаете?

Работа в парах.  

- В произведении В. Бианки “Музыкант” вам встретятся слова, лексическое значение которых необходимо уточнить.

Словарная работа (карточки). Соедините слово с его лексическим значением.

Медвежатник –                   край леса.

Завалинка –                         человек, занимающийся сельским хозяйством.

Колхозник -                         невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка –                             тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Щепка -                                охотник на медведей.             

Выявление трудностей и их причины.

Устанавливается лексическое значение слов.

СЛАЙД 6 (проверка)

5. Чтение нового произведения.

6. Проверка первичного восприятия.

*Понравился ли вам рассказ?

*Смогли мы определить о чём пойдёт речь?

* Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).

*Вспомните проблемный вопрос. Можем ли мы теперь ответить на него?

*Ребята, как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле?

* Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Пословицы о природе.

Тест

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

-  Как поступил старик?

- Почему?

- Определите жанр произведения.

- Найдите в рассказе “Музыкант” один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- “Дзенн” - это звукоподражание.

Работа в группах. Выбор капитана.

Выбор конвертов с заданиями на доске.

План-задание для 1 группы:                  

  • 1. Прочитайте текст по цепочке.
  • 2. Выберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.

План-задание для 2 группы:

  • 1.Прочитайте текст по цепочке.
  • 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.

План-задание для 3 группы:

  • 1. Прочитайте текст по цепочке.
  • 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.

План – задание для 4 группы:

  • 1.Прочитайте текст по цепочке.
  • 2. Подберите отрывок к иллюстрации, озаглавьте.

        Прикрепите свои иллюстрации к доске. (Капитаны)

Давайте определим очерёдность, т. е. составим картинный план.

Как озаглавили?

План закрыт на доске, по мере озаглавливания открываются пункты плана.

План:

1 часть - Старый медвежатник любил музыку.
2 часть - Старик пошёл охотится на медведя.
3 часть - Медведь - Музыкант.
4 часть - Охотник пожалел медведя.

10. Подведение итогов урока

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

- С каким его произведением познакомились?

- Как в нём отражается характер творчества этого писателя?

- Давайте вернёмся к нашей чистоговорке. Подходит ли она к теме урока ?

- О ком в ней говорится?

- Так кто, этот кто – то?

- Какое слово мы можем вставить в нашу чистоговорку?

- Прочитайте, что получилось?

- Какой девиз был на уроке?

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

- Кто работал дружно?

- Кому дружба помогла справиться с трудностями?

-Какие были трудности?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 13) (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик).

Оценить детей.

(слайд)  Спасибо за урок!  Д/з работа по сюжету (краткий пересказ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России», Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».Урок №51 стр.142-145 (уч.) Цель урока: научиться составлять подробный пересказ произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Бианки "Музыкант"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...

Урок по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки "Музыкант". УМК "Школа России"

Форма урока: урок изучения нового материала.  Тема: В.В.Бианки "Музыкант". Выработка умений работать с текстом. Прилагается яркая презентация....

Конспект урока литературного чтения по теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе. УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтенияпо теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе.УМК «Школа России»...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....