Обучение грамоте (литературное чтение). Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

УМК"Перспектива".Вид урока: урок «открытия» нового знания. Цель: знакомство  обучающихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (литературное чтение)

 

Вид урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.

Цель: знакомство  обучающихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

сформировать понятие о слоге как о части слова;

уметь делить слово на слоги;

знать значение слога.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение слушать и слышать друг друга; умение работать в парах.

Основные понятия

Слово , слог, звук

Межпредметные связи

Окружающий  мир, математика (способы деления целого на части)

Ресурсы:

Азбука, с.38, лоток с  фишками, презентация, карточки-сигналы

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

 

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент.

Слайд № 1

Проверка рабочих мест.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте.

Мы продолжаем путешествие по миру знаний.

Подготовка рабочего места.

Читают стихотворение на экране.

Регулятивные:умение контролировать свою готовность к уроку;

Личностные: чувство необходимости учения;

2 этап.

Речевая зарядка

Слайд № 2

1. Артикуляционная разминка

Упражненения : «часики», «хомячок»,                     « пёрышко»

2. Скороговорка.

- Произнесите медленно, но громко.

-Тихо, но быстро

«На траве дрова…

3. Работа над интонацией

Усиление голоса

а-а-а-А-А-А

-Какие звуки произнесли?

-Докажите

- Сколько гласных звуков?

Устно отвечают на вопросы

3 этап. Актуализация знаний.

Слайд № 3

 - В каком городе побывали на прошлом уроке?

-  Каких встретили волшебников?

- Что узнали о них?

- С какими звуками они дружат?а

Устно отвечают на вопросы

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

Слайд № 4

- Расскажите на какие две группы делятся звуки.

- согласные бывают…

Вспоминают и рассказывают всё о звуках

 

Звуковой анализ слова

Слайд № 5

Просит отгадать загадку:

В воде купался, а сух остался.(гусь)

Выполните  с помощью фишек звуковой анализ слова «гусь»

Учитель:- Какие правила работы  с фишками надо помнить?

Просит найти звуки в лотке и выложить звуковую схему на столе

-Кто выполнит задание на интерактивной доске?

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Читают, отгадывают загадку

Вспоминают и формулируют правила работы с фишками.

 

 Один ребёнок работает с интерактивной доской.

Дети помогают интонировать и выделять звуки,

выкладывают

фишками слово ,считают гласные.

 

Физминутка

Предлагает физминутку «Хомка»

Осуществляют профилактику утомления, придерживаются здорового образа жизни

 

4 этап. Введение в тему.

Приглашает ученика и предлагает рассказать о своём увлечении ( хоккей)

-Егор расскажи о своём увлечении.

-Какие предметы необходимы для этого вида спорта?

- Из чего сделана клюшка?

-Какую форму имеет шайба?

Слушают рассказ

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 Коммуникативные:

входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

 Индивидуальная работа в тетрадях

Просит нарисовать звуковую схему  слова «шайба» в тетради.

Проверка с помощью фишек у доски

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Выполняют задание и проверяют у доски

5 этап.

Выдвижение гипотезы и практическая проверка.

 Предлагает разыграть

ситуаю на стадионе.

Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Егора в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать)

Учитель: - Сколько слышите частей в слове?

Просит назвать части по – другому.

Учитель: - А знаете ли как называют эти части?

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя

«Ша-йбу!»

Называют части слогом

9 этап. Работа по теме урока.

Слайд № 6

Просит назвать тему урока

Учитель: - Как же звучит тема урока?

Демонстрирует слайд, просит обосновать название

Демонстрирует слайд

Вывод: Слог – это часть слова.

 Вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу

Называют тему урока: “Слог”

Читают слайд, обосновывают:

- слог – часть слова;

- из слогов составляют слова;

 

Слайд № 7,8,9

Слайд №10

-Как разделить слова на слоги:

Показывает слайды

-Позвать, подставить ладонь к подбородку, а затем прохлопать.

Тренировка с подсчётом гласных.

-Могут ли быть слоги без гласных, а без согласных?

Гласные—наши « помогалочки»

Сколько в слове гласных, столько и слогов

Вывод:

Чтобы слоги посчитать.
Надо гласные узнать,
С каждой гласной связан слог
Вот и весь о них урок!

Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Произносят слова по слогам.

Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв

 10 этап. Физминутка для глаз

Слайд №11

Осуществляют профилактику утомления, придерживаются здорового образа жизни

 

11 этап. Первичное закрепление.

 Работа по учебнику с. 56

- Прочитайте предложения.

Работа в парах.

-Помогите позвать Машеньке на помощь дедушку и бабушку. Посчитайте количество слогов проверьте себя по учебнику.

- Какие знаки помогают делить слова по слогам (тире и «лодочки»)

Соотносят рисунки
и схемы. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах. Моделируют слова при помощи схем

Обдумывают и отвечают

 Регулятивные:

усваивать принципы саморегуляции и сотрудничества

 

Слайд № 12

-Посмотрите на образец звукового анализа слова «белка».

-Перепишите в тетрадь, «посадите» первый слог в «лодочку», второй…

-Кто из животных помогал нам достичь целей урока?

-Сколько слогов в их названиях?

-Что вы узнали нового о словах7

- Прочитайте вывод.

 

Выполняют работу в тетради.

Воспроизводят по памяти информацию

Читают вывод

 

11 этап.  Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Слайд № 19

Просит продолжить предложения:

- Я понял, что...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Мне захотелось...

- У меня получилось... 

Отвечают на итоговые вопросы урока; осмысливают свои действия; оценивают свою работу на уроке

Продолжают предложения

Личностные:

позитивная самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

Русский язык 1 класс Тема Слово и слог. Деление слов на слоги

Урок: русский язык.Тема: Слово и слог. Деление слов на слоги.Цель: формировать умения различать слог и слово, делить слова на слоги.Задачи:Обучающая: -различать слово и слог; определять количество сло...

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...