Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
-Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;
-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока а.Джиджихабль.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания литературного чтения в 1 классе:
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1класс
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
- осознавать цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
- читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
- различать понятия добро и зло, на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
- отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
- сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
- отличать прозаический текст от поэтического;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
- называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
- находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
- использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
Содержание программы
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
В соответствии с рекомендациями МО и Н РА 10 - 15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова РА на основе творческой деятельности, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям адыгейской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей РА, развитие читательской культуры. Потребности в самостоятельном чтении художественных произведений адыгейских писателей.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период (4часа) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода (22 часа) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) (4 часа) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Жили-были буквы (4 часа)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.
Сказки, загадки, небылицы (10 часов)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
Апрель, апрель. 3венит капель! (4часа)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
И в шутку и всерьез (6 часов)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
Я и мои друзья (6 часов)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
О братьях наших меньших (6 часов)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Виды речевой деятельности:
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Обучение грамоте:
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со става слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков бук вами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую щей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Формы организации учебных занятий
Программа предусматривает проведение традиционных, комбинированных и обобщающих уроков.
Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:
- фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
- работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
- работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;
- индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Виды учебной деятельности
- работа с учебником;
- работа с дополнительной литературой;
- работа с раздаточным материалом;
- учебные ролевые и дидактические игры;
- создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез;
- экскурсии, наблюдения;
- опыты;
- творческие задания;
Особое место в овладении данным курсом отводиться работе по формированию самоконтроля и самопроверки. На уроках ознакомление с новым материалом и для закрепления пройденного материала практикуется использование ЭОР.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Лабора торные работы | Экскур сии | К/работы | К/ срезы |
1. | Добукварный период | 4 | ||||
2. | Букварный период | 22 | ||||
3. | Послебукварный период | 4 | ||||
1. | Жили, были буквы | 4 | ||||
2. | Сказки, загадки, небылицы | 10 | ||||
3. | Апрель, апрель, звенит капель | 4 | ||||
4. | И в шутку, и всерьез | 6 | ||||
5. | Я и мои друзья | 6 | ||||
6. | О братьях наших меньших | 6 | ||||
Итого: | 66 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол. ч | Дата План | Дата Факт | ||||||
Добукварный период | 4 | |||||||||
1. | Устная и письменная речь Предложение и слово. | 1 | ||||||||
2 | Слово и слог.Ударение. | 1 | ||||||||
3 | Звуки в окружающем мире иречи.Гласные и согласные звуки. | 1 | ||||||||
4 | Как образуется слог. Повторение –мать учения. | 1 | ||||||||
Букварный период | 22 | |||||||||
5 | Гласный звук [а]. Буква А а. Гласный звук [о]. Буква О о. | 1 | ||||||||
6 | Гласный звук [ы]. Буква Ыы Гласный звук [и]. Буква И и. | 1 | ||||||||
7 | Гласный звук [у]. Буква Уу. | 1 | ||||||||
8 | Звуки [н], [н,]. Буква Нн Звуки [с], [с,]. Буква Сс | 1 | ||||||||
9 | Звуки [к], [к,]. Буква К к. Звуки [т], [т,]. Буква Т т. | 1 | ||||||||
10 | Звуки [л], [л,]. Буква Л л. | 1 | ||||||||
11 | Звуки [р], [р,]. Буква Р р. Звуки [в], [в,]. Буква В в. | 1 | ||||||||
12 | Гласная буква Е е. Буква е – показатель мягкости согласного звука. | 1 | ||||||||
13 | Звуки [п], [п,]. Буква Пп. Звуки [м], [м,]. Буква М м. | 1 | ||||||||
14 | Звуки [з], [з,]. Буква Зз. | 1 | ||||||||
15 | Звуки [б], [б,]. Буква Б б. Звуки [д], [д,]. Буква Д д. | 1 | ||||||||
16 | Буква Яя, обозначающая два звука [й,а]. Буква я – показатель мягкости согласных звуков. | 1 | ||||||||
17 | Звуки [г], [г,]. Буквы Г г. Звук [ч,], буквы Ч ч. | 1 | ||||||||
18 19 | Ь-показатель мягкости согласных . Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. | 1 | ||||||||
20 | Звук [ш]. Буква Ш ш. Звук [ж]. БукваЖж. | 1 | ||||||||
21 | Буква ё, обозначающая два звука [й,о]. Буква ё – показатель мягкости согласного звука. Звук [й,]. Буква Й й. | 1 | ||||||||
22 | Звуки [х], [х,]. Буквы Хх. Буква ю- показатель мягкости согласного звука. | 1 | ||||||||
23 | Звук [ц]. Буква Ц ц. | 1 | ||||||||
24 | Гласный звук [э].БукваЭэ. Звук [щ].Буква Щщ. | 1 | ||||||||
25 | Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф ф. | 1 | ||||||||
26 | Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. | 1 | ||||||||
Послебукварный период(4 часа) | ||||||||||
27 | Как хорошо уметь читать. В.Б. Берестов «Читалочка» | 1 | ||||||||
28 | Наше Отечество. | 1 | ||||||||
29 | В.В.Бианки «Первая охота»,С.Я.Маршак «Угомон». | 1 | ||||||||
30 | А.Л.Барто «Помощница» С. В.Михалков «Котята» | 1 | ||||||||
Жили, были буквы | 4 | |||||||||
1 | В. Данько «Загадочные буквы». | |||||||||
2 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | |||||||||
С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «а» поётся, а «б» нет». | ||||||||||
3 | Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». | |||||||||
4 | И. Гамазкова «Кто как кричит?». Е. Григорьева «Живая азбука». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | |||||||||
Сказки. Загадки. Небылицы.(10 ч) | ||||||||||
5 | Е. Чарушин. «Теремок». | |||||||||
6 | Русская народная сказка «Рукавичка». | |||||||||
7 | Загадки. Песенки. | |||||||||
8 | Русские народные потешки. Небылицы. | |||||||||
9 | Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни». | |||||||||
10 | Сказки А. С. Пушкина | |||||||||
11 | Русская народная «Петух и собака». | |||||||||
12 | Из старинных книг. | |||||||||
13 | Разноцветные страницы. | |||||||||
14 | Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». | |||||||||
Апрель, апрель! Звенит капель…(4 ч) | ||||||||||
15 | А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Травка зеленеет…». А. Майков «Весна». | |||||||||
16 | Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». | |||||||||
17 | Е. Трутнева «Когда это бывает?». И. Токмакова «К нам весна шагает…» | |||||||||
18 | В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». | |||||||||
И в шутку и всерьёз(6 ч) | ||||||||||
19 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | |||||||||
20 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | |||||||||
21 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор лютика и жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» | |||||||||
22 | К. Чуковский «Телефон». | |||||||||
23 | М. Пляцковский «Помощник». | |||||||||
24 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | |||||||||
Я и мои друзья (6 ч) | ||||||||||
25 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | |||||||||
26 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». | |||||||||
27 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». | |||||||||
28 | И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я.Аким «Моя родня» | |||||||||
29 | С. Маршак «Хороший день». | |||||||||
30 | М. Пляцковский «Сердитый дог буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «находка». | |||||||||
О братьях наших меньших(6 ч) | ||||||||||
31 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…» | |||||||||
32 | В. Осеева «Плохо». И. Токмакова «Купите собаку». | |||||||||
34 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | |||||||||
35 | В. Берестов «Лягушата». В Лунин «Никого не обижай». | |||||||||
36 | С. Михалков «Важный совет». Д. Харм «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».Обобщение изученного. Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...