Буква ь- показатель мягкости согласных.
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Тема урока: Буква ь- показатель мягкости согласных.
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
Содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход урока
I. Орг. Момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!!!
II. Мотивация учебной деятельности. Игра «Горка» - соберите слова.
Ту, сы, жик, ча, ры, чи.
III. Включение в учебную деятельность
- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.
- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)
- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)
IV. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?
V. Постановка целей и определение темы урока
- Ребята, посмотрите на доску. Мальчик из 1-го класса написать слово ГУСЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «гус» - написано на доске)
- Верно, а нам нужно ГУСЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (сь)
- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (гуси)
- Подходит? (нет)
- Может букву е? (нет)
- Может букву Я? (нет)
- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово ГУСЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!
- А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.
- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.
- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.
Физминутка
VI. Работа по теме урока
- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)
- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй? (ггггг-уууу-сссь)
- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)
- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак.
На что эта буква похожа? ( ответы детей)
- Найдите текст на странице. Чиатем. И запомните чем питается лось.
- Чем питается лось?
- Что насыпали мальчики для лося на пень?
- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.
VII. Закрепление изученного
- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:
пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь
- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?
VIII. Подведение итогов:
- Что вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?
- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.
Рефлексия
- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтую карточку,
- Кому было что-то не понятно – поднимите красную карточку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_bukva_.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буква ь- показатель мягкости согласных.
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
Содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход урока
- Орг. Момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!!!
- Мотивация учебной деятельности. Игра «Горка» - соберите слова.
Ту, сы, жик, ча, ры, чи.
- Включение в учебную деятельность
- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.
- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)
- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)
IV. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?
V. Постановка целей и определение темы урока
- Ребята, посмотрите на доску. Мальчик из 1-го класса написать слово ГУСЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «гус» - написано на доске)
- Верно, а нам нужно ГУСЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (сь)
- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (гуси)
- Подходит? (нет)
- Может букву е? (нет)
- Может букву Я? (нет)
- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово ГУСЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!
- А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.
- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.
- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.
Физминутка
VI. Работа по теме урока
- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)
- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй? (ггггг-уууу-сссь)
- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)
- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак.
На что эта буква похожа? ( ответы детей)
- Найдите текст на странице. Чиатем. И запомните чем питается лось.
- Чем питается лось?
- Что насыпали мальчики для лося на пень?
- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.
VII. Закрепление изученного
- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:
пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь
- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?
VIII. Подведение итогов:
- Что вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?
- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.
Рефлексия
- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтую карточку,
- Кому было что-то не понятно – поднимите красную карточку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....
Презентация Буква Ь– показатель мягкости согласных звуков
Урок обучения грамоте...
Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....
Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."
Конспект по русскому языку к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта). Урок 40 (с. 74 - 75)...
Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"
Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....
Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
Урок по чтению в 1 классе...