Конспект урока "Гласные буквы Я я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лопатина Лариса Валерьевна

Литературное чтение, 1 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные буквы Я,я

Цели:Образовательные:

-продолжить формировать умение находить в словах букву Я;- знать, какие звуки она обозначает;- читать слова с этой буквой;- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Задачи-продолжить знакомство с буквой Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать любовь к Родине.

Формировать УУД:

Умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализиовать, классифициовать звуки и буквы.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Оборудование- презентация, набор индивид.схем для звукового разбора, видеоролик о России, песня, видео-физминутка, Азбука, раб.тетрадь.

                                                     Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Давайте поприветствуем наших уважаемых  гостей, улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

 1)звуки бывают гласные  и… (согласные)

   твёрдые  и…(мягкие)

   звонкие   и…(глухие)      

 2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

 3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные..     ( а,о,ы,у).

5)После мягких согласных пишутся гласные…     (я, и, е)

 Какие буквы мы называем хитрыми или особенными? ( Е-Я)

                                                          Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3.. Речевая разминка.

  Чистоговорка

4.На доске слова.  -Работа в парах

1. - Подумайте, посовещайтесь друг с другом и дайте нам ответ- Сколько в каждом слове

слогов.( соедините стрелкой)

-Ученики по одному ищут и называют  слова ,которые состоят из 1,2,3-х слогов и соединяют с цифрой  

 НА ДОСКЕ- (мяч, пять, ряд) ( яблоко, рябина, пятница) ( ящик, язык, пятно) 

2.- В каких словах находится хитрая- особенная буква? )Почему?( обозначает два звука)

3.-О чем говорили на прошлом уроке? Предлагаю посмотреть видео (ВИДЕО)

Стихотворение о Родине

5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Послушайте загадку.

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» МАЯК (Слайд 2)

6.С.112 Работа по учебнику.

-Что изображено на иллюстрации?

-Что плывет по морю?

-Кто кружит над палубой корабля?

-Кто знает, для чего нужен на море маяк?

-А теперь мы прочитаем рассказ "Маяк".  С.112( дети читают)

- Что такое маяк и для чего он нужен? (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам)

- Произнесите слово МАЯК по слогам.    

 -Сколько в слове слогов?  (2 слога)

-Произнесет только первый слог.?( ма )   Произнесите второй слог ?(як)

-Составьте звуковую схему слова. (СЛАЙД)

-Сколько в слове букв ? -Сколько звуков? Почему в слове звуков больше, чем букв?

-Слияние  какого согласного звука с гласным вы слышите после 1 слога? [Й и А]

 Какой согласный звук примыкает к нему? [ К ]

7.Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Остальные на местах

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран

8.Физминутка.-видео

9.Продолжение работы над буквой Я

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)

И сегодня она королева нашего урока..

А теперь давайте вспомним , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным варианто

10.Работа по учебнику с.112, чтение слов

11. Продолжение изучения новой буквы.

-Прочитаем дружно слоги на  с.113.( слайд )

-Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

-Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

 -Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

-Что делает буква Я с согласными?(смягчает их)

12. Физминутка.

        А я вам приготовила сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд 

   Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

            С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

            Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились? Что нового о ней узнали ?– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?– Вы сегодня все молодцы!– Спасибо за урок.– Урок окончен.

Составим таблицу верных и неверных утверждений. Красный –зеленый светофор

Вопросы

+

-

Маяк – это башня с сигнальными огнями.

да

   Маяк сигналит  людям об опасности.

нет

Маяк указывает путь к берегу

да

В слове маяк 4 буквы и 4 звука.

нет

Сказка про букву Я

        Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Буква Е в начале слова" 1 класс

интегрированный урок по обучению грамоте и письма в 1 классе...

Конспект урока "Буквы Ш, ш" и презентация к уроку

Задача  урока состоит не только в том, чтобы ввести новую букву, но и в том, чтобы познакомить с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в слоге [шы]....

Конспект урока "Буква Ш, звук [ш] по ФГОС.1 класс

Конспект урока "Буква Ш" по ФГОС, литературное чтение 1 класс....

Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")

Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....

Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"

урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:Предметные: уметь выделять и ...