Конспект урока "Гласные буквы Я я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Гласные буквы Я,я
Цели:Образовательные:
-продолжить формировать умение находить в словах букву Я;- знать, какие звуки она обозначает;- читать слова с этой буквой;- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,отвечать на вопросы по содержанию;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Задачи-продолжить знакомство с буквой Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать любовь к Родине.
Формировать УУД:
Умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализиовать, классифициовать звуки и буквы.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Оборудование- презентация, набор индивид.схем для звукового разбора, видеоролик о России, песня, видео-физминутка, Азбука, раб.тетрадь.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
5)После мягких согласных пишутся гласные… (я, и, е)
Какие буквы мы называем хитрыми или особенными? ( Е-Я)
Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
3.. Речевая разминка.
Чистоговорка
4.На доске слова. -Работа в парах
1. - Подумайте, посовещайтесь друг с другом и дайте нам ответ- Сколько в каждом слове
слогов.( соедините стрелкой)
-Ученики по одному ищут и называют слова ,которые состоят из 1,2,3-х слогов и соединяют с цифрой
НА ДОСКЕ- (мяч, пять, ряд) ( яблоко, рябина, пятница) ( ящик, язык, пятно)
2.- В каких словах находится хитрая- особенная буква? )Почему?( обозначает два звука)
3.-О чем говорили на прошлом уроке? Предлагаю посмотреть видео (ВИДЕО)
Стихотворение о Родине
5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Послушайте загадку.
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» МАЯК (Слайд 2)
6.С.112 Работа по учебнику.
-Что изображено на иллюстрации?
-Что плывет по морю?
-Кто кружит над палубой корабля?
-Кто знает, для чего нужен на море маяк?
-А теперь мы прочитаем рассказ "Маяк". С.112( дети читают)
- Что такое маяк и для чего он нужен? (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам)
- Произнесите слово МАЯК по слогам.
-Сколько в слове слогов? (2 слога)
-Произнесет только первый слог.?( ма ) Произнесите второй слог ?(як)
-Составьте звуковую схему слова. (СЛАЙД)
-Сколько в слове букв ? -Сколько звуков? Почему в слове звуков больше, чем букв?
-Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите после 1 слога? [Й и А]
Какой согласный звук примыкает к нему? [ К ]
7.Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Остальные на местах
Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте
А теперь Посмотрите на экран
8.Физминутка.-видео
9.Продолжение работы над буквой Я
Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)
И сегодня она королева нашего урока..
А теперь давайте вспомним , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным варианто
10.Работа по учебнику с.112, чтение слов
11. Продолжение изучения новой буквы.
-Прочитаем дружно слоги на с.113.( слайд )
-Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]
-Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный
-Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
-Что делает буква Я с согласными?(смягчает их)
12. Физминутка.
А я вам приготовила сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд
Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.
VI. Итог урока
– С какой буквой познакомились? Что нового о ней узнали ?– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?– Вы сегодня все молодцы!– Спасибо за урок.– Урок окончен.
Составим таблицу верных и неверных утверждений. Красный –зеленый светофор
Вопросы | + | - |
Маяк – это башня с сигнальными огнями. | да | |
Маяк сигналит людям об опасности. | нет | |
Маяк указывает путь к берегу | да | |
В слове маяк 4 буквы и 4 звука. | нет |
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Буква Е в начале слова" 1 класс
интегрированный урок по обучению грамоте и письма в 1 классе...
Конспект урока "Буквы Ш, ш" и презентация к уроку
Задача урока состоит не только в том, чтобы ввести новую букву, но и в том, чтобы познакомить с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в слоге [шы]....
Конспект урока "Буква Ш, звук [ш] по ФГОС.1 класс
Конспект урока "Буква Ш" по ФГОС, литературное чтение 1 класс....
Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")
Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....
Конспект урока «Буква «г, Г» строчная и заглавная. Письмо слов, предложений с буквой «г».
Коррекционная педагогика...
Конспект урока «Буква «г, Г» строчная и заглавная. Письмо слов, предложений с буквой «г».
Коррекционная педагогика...
Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"
урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:Предметные: уметь выделять и ...
- Мне нравится (1)