Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Сорокина Елена Евгеньевна

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literat_chtenie_4_ch_v_1-m_3_ch.-_vo_2-m_1a_klass.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новосельская основная общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

________________Антонова Т.А.

Приказ №_____

от «_____»______________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

1 а  класс

                                                             

               Составитель: Сорокина Елена Евгеньевна,

                                              учитель начальных классов

 высшей  категории

2019 г.

Введение

  Рабочая программа по литературному чтению  для 1-го класса Новосельской ООШ  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. с изменениями от 18 мая 2015 г.), авторской программы  по литературному чтению, разработанной Климановой Л.Ф., Горецким  В.Г., Головановой М.В. и др.  -  «Программы по учебным предметам»,  М.: Просвещение, 2014., системы «Школа России», на основе учебного плана МОУ Новосельская ООШ.

   Авторская программа будет реализована в полном объёме, изменений в её содержание не внесено.

  Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горецкий В.Г., Азбука. 1  класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.  

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2016;

Бойкина М.В., Виноградская Л.А.. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М.: Просвещение, 2019.

  Начальным этапом изучения литературного чтения в 1 классе является курс «Обучение чтению». (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др. Его продолжительность 23 учебные недели (92 ч).  40 ч отведено на предмет «Литературное чтение». (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)

   Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.                                                                                                                                                                                                                                                              

  Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:                                                                                                                                                                                        • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                   •  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;                                                                                                                                                                                                                                                  •обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование  представлений о добре и зле;  уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.                                                                                                                                

      Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской  деятельности как средства самообразования. Читательская  компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью  духовной потребности в книге и чтении.                                                                              

   Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»,   в особой мере влияет на решение следующих  задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.                                                                                                                                                              2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.                                                                     3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.                                                                                                                                                                 4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

     Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. На начальном этапе формирования обеспечен приоритет стихотворных ( с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.

1. Планируемые результаты обучения предмета

  В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Личностные результаты:

  У  ученика  будут сформированы:

  • уважительное  отношение к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
  • чувства гордости за свою Родину, её историю, людях, её населяющих;
  • своя принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
  •  интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Ученик получит  возможность для формирования:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов;  
  • осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).                                                                                                                                                          

Метапредметные результаты:                                                                                                                                                                                                            регулятивные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ученик научится:

  • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Ученик  получит возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ученик  научится:  

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Ученик  получит возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).                                                                                                                                                                                                                                 

коммуникативные:                                                                                                                                                                                                                

Ученик научится:    

  •  отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
  • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Ученик  получит возможность научиться:  

•слушать собеседника;

•определять общую цель и пути ее достижения;

•осуществлять взаимный контроль;

•адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

•разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

•координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:    

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  •   анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки,  

сопоставлять их с отгадками;

  •   читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную    

  мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Ученик  получит возможность научиться:  

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Ученик научится:    

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Ученик  получит возможность научиться:  

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Ученик научится:    

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Ученик  получит возможность научиться:  

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

     В соответствии с учебным планом МОУ Новосельская ООШ  на изучение литературного чтения  в 1 -м  классе отводится 115 часа (4 часа в неделю в первом полугодии и 3 ч в неделю во втором полугодии, 33 недели). Рабочая программа предусматривает обучение литературному чтению в объёме 4 часа/ 3 часа в неделю  в режиме пятидневной учебной недели на базовом уровне «Ученик научится» и повышенном уровне «Выпускник получит возможность научиться».

   Организация образовательного процесса в 1-ом классе будет строиться с учетом рекомендаций Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» и Письма Минобразования РФ от 20.04.2001 N408/13-13 «Рекомендации об организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Контрольно – оценочная деятельность учителя будет осуществляться в соответствии с рекомендациями Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». В основу оценочной деятельности учителя будет положен комплексный уровневый подход и критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. В 1классе - домашние задания даваться не будут. Комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов будет реализована также в рамках накопительной системы оценки – Портфолио ученика.

2.Содержание  учебного предмета

                                     

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

 Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.    Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

 Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

 Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств

выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их    

значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

 Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

№  п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Обучение чтению

92 ч

2

Подготовительный этап

16ч

3

Букварный (основной) период

58ч

4

Послебукварный период

18ч

5

Литературное чтение

23ч

6

Жили – были буквы

4 ч

7

Сказки, загадки, небылицы

4 ч

8

Апрель, апрель! Звенит капель…

3 ч

9

И в шутку и всерьёз

4 ч

10

Я и мои друзья

5 ч

11

О братьях наших меньших

4 ч

Итого

115 ч.

3. Календарно – тематическое планирование

(Обучение грамоте - 92 часа и литературное чтение – 23 ч.)

урока

Тема

Часов

Дата

План

Факт

Обучение чтению - 94 ч.

Подготовительный этап -20 ч.

1

 «Азбука» — первая учебная книга.

1

02.09

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

03.09

3

Слово и предложение.

1

04.09

4

Предложение. Слово. Слог.

1

05.09

5

 Слог и ударение.  Деление слов на слоги. Ударение.

1

09.09.

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

10.09

7

Звуки в словах. Слог – слияние

1

11.09

8

Слияние   согласного   и   гласного звуков. Слог слияние (закрепление)

1

12.09

9

Закрепление знаний о звуках. Знакомство с алфавитом. Повторение и обобщение.

1

16.09

10

 Гласные буквы А, а ,звук [а].

1

17.09

11

Гласные буквы А, а ,звук [а].

1

18.09

12

Звук [о], буквы О, о.  

1

19.09

13

Звук [о], буквы О, о.

1

23.09

14

Звук [и], буквы И, и.  

1

24.09

15

Звук [и], буквы И, и.

1

25.09

16

Гласный звук [ы], буква ы.

1

26.09

17

Гласный звук [ы], буква ы.

1

30.09

18

Гласный звук [у], буквы У, у.

1

01.10

19

Гласный звук [у], буквы У, у.

1

02.10

20

Закрепление пройденного материала.

1

03.10

Букварный (основной) период – 57 ч.

21

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. 

1

07.10

22

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.

1

08.10

23

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

1

09.10

24

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

1

10.10

25

  Согласные звуки к, к’, буквы К, к. 

1

14.10

26

  Согласные звуки к, к’, буквы К, к. 

1

15.10

27

Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

1

16.10

28

Согласные звуки т, т, буквы Т, т

1

17.10

29

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

1

21.10

30

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

1

22.10

31

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.  

1

23.10

32

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р

1

24.10

33

  Согласные звуки в, в’, буквы В, в.  

1

05.11

34

 Согласные звуки в, в’, буквы В, в.

1

06.11

35

Гласные буквы Е, е.  

1

07.11

36

Гласные буквы Е, е.

1

11.11

37

  Согласные звуки п, п’, буквы П, п.  

1

12.11

38

 Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

1

13.11

39

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

1

14.11

40

 Согласные звуки м, м’, буквы М, м. 

1

18.11

41

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

1

19.11

42

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

1

20.11

43

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

1

21.11

44    

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.  

1

25.11

45

Повторение и обобщение материала.

1

26.11

46

 Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. 

1

27.11

47

 Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. 

1

28.11

48

Гласные буквы Я, я.

1

02.12

49

Гласные буквы Я, я..

1

03.12

50

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

1

04.12

51

 Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.  

1

05.12

52

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

1

09.12

53

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Сочетание ЧА – ЧУ.

1

10.12

54

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.  

1

11.12

55

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Разделительный мягкий знак.  

1

12.12

56

Разделительный мягкий знак.

1

16.12

57

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

17.12

57

 Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

18.12

58

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

1

19.12

59

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.  

1

23.12

60

Гласные буквы Ё, ё.

1

24.12

61

Гласные буквы Ё, ё.

1

25.12

62

Звук й’, буквы Й, й. Чтение слов с буквами Й, й.

1

   26.12

63

Звук й’, буквы Й, й. Чтение слов с буквами Й, й.

1

09.01

64

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

1

13.01

64

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

1

14.01

65

Гласные буквы Ю, ю.

1

15.01

66

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

1

20.01

67

 Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц

1

21.01

68

Закрепление материала.

1

22.01

69

 Гласный звук э, буквы Э, э.  

1

27.01

70

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.  Многозначность слов.        

1

28.01

71

Буквы Щ, щ.  

1

29.01

72

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Чтение слов с буквами Ф ф.

1

03.02

73

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

04.02

74

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

05.02

75

 Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».  

1

10.02

76

Чтение текстов. К. Ушинский. «Наше Отечество».

1

11.02

77

Чтение текстов. В. Крупин «Первоучители словенские»

1

12.02

78

Сказки А. Пушкина

1

25.02

Послебукварный период – 17 ч.

79

Л. Толстой. Рассказы для детей.

1

26.02

80

К. Чуковский. "Телефон", "Путаница".

1

02.03

81

В. Бианки. Первая охота.

1

03.03

82

С. Маршак "Стихотворения".

1

04.03

83

Стихотворения А. Барто.

1

09.03

84

С. Михалков "Котята".

1

10.03

85

Б. Заходер. "Два и три"

1

11.03

86

Проект "Живая азбука"

1

16.03

87

Проверим свои знания.  ПРАЗДНИК «Прощание с Азбукой»

1

17.03

88

Вводный урок. Знакомство с учебником

1

18.03

89

С. Чёрный «Живая азбука».

1

30.03

90

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Звукопись

1

31.03

91

Г. Сапгир «Про Медведя» Выразительное чтение

1

01.04

92

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

02.04

90

Урок- обобщение по теме «Жили-были буквы»

1

06.04

91

Е. Чарушин «Теремок».

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

07.04

92

Русская народная сказка «Рукавичка»

Загадки, песенки, потешки.

      1

08.04

Литературное чтение  1  класс – 23 ч

18.03

93

Александр Сергеевич Пушкин «Ветер, ветер…»

«Белка песенки поет…

1

13.04

94

Урок- обобщение. «Сказки, загадки, небылицы»

1

14.04

95

Сказки авторские и народные. «Петух и собака» «Гуси-лебеди» Главная мысль сказки

1

15.04

96

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков  «Весна».

1

17.04

97

Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

1

20.04

98

И. Токмакова «Ручей»

1

21.04

99

Урок -обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

1

23.04

100

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».  Г. Кружков «Ррры!»

1

27.04

101

Н. Артюхова «Саша-дразнилка» Заголовок

1

28.04

102

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» .

О. Григорьев «Стук».            

1

29.04

103

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский "Помощник".

1

30.04

104

М. Пляцковский «Помощник».                                                  

1

07.05

105

Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» Т.Собакин «Веселые стихи»

1

08.05

106

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок»

1

11.05

107

В. Орлов «Кто первый?»,

С. Михалков «Бараны»

1

12.05

108

 И. Пивоварова «Вежливый ослик»,  Я. Аким  «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».

1

14.05

109

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин        «Про дружбу».

1

18.05

110

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

1

19.05

111

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

1

20.05

112

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,   И. Токмакова «Купите собаку»

1

22.05

113

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».

1

25.05

114

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай»,          С. Михалков «Важный совет»

1

26.05

115

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1

28.05

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Учебно – методический комплект:

1. Горецкий В.Г., Азбука. 1  класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.  

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2016;

3. Климанова Л .Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение 1 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019 .

4. Бойкина М.Б., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 1 класса. М.: Просвещение, 2019.

5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс.- М.:  «Вако» 2019г.

                                                               Печатные пособия:                                                                                                                                                                                                                               1. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.                                                                                                                                 2. Иллюстрированные материалы.

                                                      Технические средства обучения:                                                                                                                                                                                                                               1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.                                                                                                                                                                            2. Персональный компьютер.                                                                                                                                                                                                                                 3.Проектор.                                                                                                                                                                                                                                                                   4. Сканер, принтер.

                                                            Экранно-звуковые пособия:                                                                                                                                                                                                                                             1. Слайды соответствующего содержания                                                                                                                                                                                             2. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения                                                                                                                                                      3. Климанова Л .Ф.  и др.  Русский  язык. 1  класс.  Электронное приложение.

                                                      Лист  корректировки

Дата

Тема урока

Причина ,по которой урок не проведен

Как будет ликвидировано

отставание

Примечание

   СОГЛАСОВАНО                                                                       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                                            

   Протокол заседания МО                                                           Зам. директора по УВР                          

                                                                                                                                           «_____»_____________2019 г.                                                 «____»____________2019 г.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   ___________  Сорокина Е.Е.                                                     ____________ Скрипник М. М.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...