«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств» по сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств»
по сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Цель урока:
Ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.
Задачи урока:
- Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.
- Осуществить анализ сказки.
Логические универсальные действия. Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Дать характеристику героев сказки, их поступков
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).
- Выявить отношение автора к героям сказки.
- Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
- Направить воспитательный акцент на различие между добром и злом, на утверждение общечеловеческих ценностей.
Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
- Закреплять навыки работы с текстом.
- Развивать умение работать в группе.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, электронная презентация «Великий сказочник», портрет Г.Х.Андерсена, «зелёный дуб» из бумаги, иллюстрации к сказке, учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Свиридова В.Ю.
Ход урока:
1.Введение в урок | (Музыка из мультфильма «Оловянный солдатик».) - Какие чувства вы испытали слушая эту музыку. В одной и той же мелодии мы одновременно услышали радость и грусть нежность и тревогу. Наверное, потому, что у каждого человека на Земле свой мир чувств. А каков он ---этот мир чувств. Ответить на этот вопрос ,нам помогут герои сказки Ганса .Х .Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». | Да. Это Андерсен. |
Давайте познакомимся поближе с этим удивительным человеком. И наверное его мир чувств – нашел отражения в его героях. И каждый его литературный герой со своими мыслями и переживаниями. Природа –она всегда вызывает умиление, каждый раз открывает мир по своему по разному. И вот этот могучий дуб, поможет нам пережить чувства героев произведения Ганса Х. Андерсана. | ||
Я предлагаю вас сорвать по одному волшебному листочку, прочитать отрывок так, чтобы мы могли понять чувства которые переживает герой сказки. Произведения Андерсена затронули сердца разных народов мира, и по этому герои сказок живут и сейчас рядом с нами. | ||
«-Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!» | Принцесса на горошине | |
«Собака и не заметила, что крупа сыпа-лась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгну-ла с принцессой. Поутру король и коро-лева сразу узнали, куда ездила принцесс-са, и солдата посадили в тюрьму» | Огниво | |
«Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына» | Дюймовочка | |
«Вообще каждая из сестёр была в восторге от того, что видела в первый раз, - всё было для них ново и поэтому нравилось; но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома, на дне, лучше» | Русалочка | |
«Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше» | Гадкий утёнок | |
2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена | Перед анализом сказки Андерсена мы посмотрим слайды о его жизни и творчестве. Смотрите внимательно, вам предстоит отвечать на интересные вопросы. Ролик (про Г.Х.Андерсана). | |
Глядя на портрет сказочника, скажите пожалуйста ,как вы думаете какой это человек? | Да. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд. Годы жизни Андерсена Он прожил 70 лет. | |
Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника. Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова? | Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков. | |
Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ганса не было недостатка в игрушках. Чего только не делал ему отец! И картинки с превращениями и двига-ющиеся мельницы, и кивающие го-ловами самодельные куклы. И даже настоящий кукольный театр. | ||
Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельны-ми куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри? | Наверно, придумы-вал бы сказку про мыльный пузырь. Или фантазировал, куда пузырь полетит | |
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте, каково было будущему писателю в детской гимназии? | Неуютно из-за насмешек одноклассников. | |
Но актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений, 6 романов и множество пьес. | ||
Этой Международной премией были награждены многие детские писатели. Первой была Элеонор Фарджон. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С.Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто. | ||
3.Работа по теме урока | Дома Вы прочитали сказку «Стойкий оловянный солдатик» Понравилась Вам сказка? | |
Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка? | Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы. | |
Рассмотрите эти две прекрасные иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное? | Иллюстрация №1 оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. | |
Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика. | ||
Почему мир чувств такой хрупкий и такой прочный? Почему же в сказке Андерсена печальный конец? В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при анализе сказки. | ||
В начале сказки мы знакомимся с её героями. Какими? | Мальчик, его игрушки: солдатики, танцовщица | |
Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что? | Кто. Они ведут себя, как живые. Думают,разговари-вают | |
Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика? | Радости. | |
Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство. | «Ах, оловянные солдатики!» «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их». | |
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсен? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы. | У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испор-ченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солда-тик тоже нравится «с этим произошла замечательная история». | |
Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу? | Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он». | |
Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика? | «Вот бы мне такую жену…» Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но пережи-вает, что ей будет неуютно с ним | |
Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь». | Наверно солдатик чувствует себя не достойным красави-цы, боится с ней сразу познакомить-ся. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней. | |
Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других? | Гадкий утёнок, среди других птиц; Дюймовочка среди жуков; Русалочка среди людей | |
Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос. | Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заме-тила бедного солдата? А может быть она и не собиралась его замечать. Может она была гордячкой и счита-ла ниже своего достоинства обращать внима-ние на всяких солдатиков. Наверно она была просто скромной. Ей солдатик тоже понравился. Она заметила его, ведь его не положили в коробку вместе с другими (его забы-ли за табакеркой). И она скромно любовалась им тоже, его прямой осанкой, его мундиром. Но её воспитание не позволяло ей познакомиться первой. | |
4. Физкультминут-ка | Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек. | Дети стоя показывают «живые фигуры». |
Какая игрушка вам не нравится? | Чёрный тролль из табакерки. | |
Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте. | Он угрожает солда- тику. «Чего гля-дишь, куда не надо» | |
Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо? | Наверно троллю красавица сама нравится. Наверно тролль считает себя «крутой» игруш-кой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам неза-чем смотреть на неё. | |
Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась? | Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали. | |
И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»? | Злые мысли. Злые, некрасивые поступки. | |
Такие люди часто встречались в жизни Г.Х.Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему? | Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба). | |
Какие испытания проходит солдатик? | Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораб-лике, темнота под-мостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы. | |
Как проходил эти испытания солдатик? | Он переживал, боялся, но всё -таки стойко выно-сил все испытания. | |
Подтвердите словами из текста. | «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стой-ко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно». | |
Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите. | Переживает за него. Называет его «беднягой». | |
Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями? | Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…» | |
Какие слова говорят о силе любви между нашими героями? | « …был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом». | |
Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств. Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев? | «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь. | |
Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!». | Этот мальчик наверно был дру-гом, знакомым на-шего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спо-койный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет. Может ему не понравилось, что солдатик без ноги. Может ему не понравилось, что другие восхищают-ся игрушкой-путешественником, а на него внимания не обращают. | |
Солдатик горит в огне. Что он чувствует? | Ему жарко. Но даже здесь он любит: «ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал» | |
Что же барышня? | Ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику. | |
Андерсен восхищается красавицей, опечален её гибелью. Найдите подтверждение в тексте. | «Как бабочка, порхнула» Такие нежные слова мо-жет подобрать человек, которому нравится герой «Вспыхнула разом и – конец!». Это тире поставлено не зря. Оно показыва-ет силу пережива-ния автора. | |
Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла? | Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал др.пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу. | |
Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные. А как же объяснить слова, которые взяты афоризмом к сказке? | ||
СИНКВЕЙ | Работа в группах Ребята, я Вам предлагают составить синквей по героям сказки. Для этого капитану команды надо выбрать героя (картинки с изображением танцовщицы, солдатика, крысы, тролля перевернуты на столе) | Капитаны команд зачитывают получившиеся синквейны |
Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? | Им завидовали. Они не понрави-лись другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях«проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев. | |
Итог урока. | Почему мир чувств человека называют и хрупким, и прочным? | Мир чувств называют прочным, потому что он не боится никаких испытаний, не боится смерти, а хрупким, потому что человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели. |
Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Мир наших чувств очень хрупкий, и в тоже время прочный. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки | ||
Просмотр клипа | ||
Домашнее задание | Каждой группе придумать кроссворд к одной из сказок Г.Х.Андерсена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
I. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Интегрированный урок русского языка и литературы....
конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...
Сценарий урока чтения "Почему Г.Х.Андерсен назвал сказку "Стойкий оловянный солдатик?"
Данный урок проводится в 3 классе по программе " Школа 2100". Заранее произведение дети прочитывают дома. В процессе более глубокого изучения произведения на уроке у учащихся формируются умения ...
Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи урока:· Рассказа...
Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии деятельностного подхода....
Класс 1 -2 класс «Начальная школа XXІ века» Тема урока: Сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик " ,татарская сказка « Три сестры».
1кл-создать условия для ознакомления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солда-гик», для развития навыков чтения.2кл- создать условия для ознакомления с татарской народ...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе...