«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств» по сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михеева Ольга Сергеевна

Литературное чтение."Хрупкий мир чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miheeva_o.s.urok_1.doc356.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок литературного чтения в 3 классе

«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств»

по сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель  урока:

 Ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.

Задачи  урока:

  1. Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.
  2. Осуществить анализ сказки.

Логические универсальные действия. Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

  1. Дать характеристику героев сказки, их поступков

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).

  1. Выявить отношение автора к героям сказки.
  2. Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
  3. Направить воспитательный акцент на различие между добром и злом, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Закреплять навыки работы с текстом.
  2. Развивать умение работать в группе.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, электронная презентация «Великий сказочник», портрет Г.Х.Андерсена, «зелёный дуб» из бумаги,  иллюстрации к сказке, учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Свиридова В.Ю.

Ход урока:

1.Введение в урок

(Музыка из мультфильма «Оловянный солдатик».) - Какие чувства вы испытали слушая эту музыку.

В одной и той же мелодии мы одновременно услышали радость и грусть нежность и тревогу. Наверное, потому, что у каждого человека на Земле свой мир чувств.

А каков он ---этот мир чувств. Ответить на этот вопрос ,нам помогут герои  сказки Ганса .Х .Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Да. Это Андерсен.

Давайте познакомимся поближе с этим удивительным человеком. И наверное его мир чувств – нашел отражения в его героях.

И каждый его литературный герой со своими мыслями и переживаниями.

Природа –она всегда вызывает умиление, каждый  раз открывает мир по своему по разному. И вот этот могучий дуб, поможет нам пережить чувства героев произведения Ганса Х. Андерсана.

Я предлагаю вас сорвать по одному волшебному листочку, прочитать отрывок так, чтобы мы могли понять чувства которые переживает герой сказки.

Произведения Андерсена затронули сердца  разных народов мира, и по этому герои сказок живут и сейчас рядом с нами.

«-Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!»

Принцесса на горошине

«Собака и не заметила, что крупа сыпа-лась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгну-ла с принцессой. Поутру король и коро-лева сразу узнали, куда ездила принцесс-са, и солдата посадили в тюрьму»  

Огниво

«Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына»  

Дюймовочка

«Вообще каждая из сестёр была в восторге от того, что видела в первый раз, - всё было для них ново  и поэтому нравилось; но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома, на дне, лучше»  

Русалочка

«Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше»  

Гадкий утёнок

2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена

Перед анализом  сказки Андерсена мы посмотрим слайды о его жизни и творчестве. Смотрите внимательно, вам предстоит отвечать на интересные вопросы.

Ролик (про Г.Х.Андерсана).

Глядя на портрет сказочника, скажите пожалуйста ,как вы думаете какой это человек?

Да. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

Годы жизни Андерсена Он прожил 70 лет.

Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.  

Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.

Несмотря на то, что семья    была бедной, у маленького Ганса не было   недостатка в игрушках.

 Чего только  не делал ему   отец! И картинки с превращениями и двига-ющиеся мельницы,  и  кивающие го-ловами              самодельные куклы.  И даже настоящий кукольный театр.

 Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельны-ми куклами.

Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Наверно, придумы-вал бы сказку про мыльный пузырь. Или фантазировал, куда пузырь полетит

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании.

Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте, каково было будущему писателю в детской гимназии?

Неуютно из-за насмешек одноклассников.

Но актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником.

При его жизни  сказки были переведены  на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира.

Ганс Христиан Андерсен сочинил  более 170 сказок, 770 стихотворений,

6 романов и множество пьес.

Этой Международной премией были награждены многие детские писатели. Первой была Элеонор Фарджон. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С.Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.

3.Работа по теме урока

Дома Вы прочитали сказку «Стойкий оловянный солдатик»

Понравилась Вам сказка?

Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Рассмотрите эти две прекрасные иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?

Иллюстрация №1 оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев.

Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Почему мир чувств такой хрупкий и такой прочный?

Почему же в сказке Андерсена печальный конец?

В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло.

Почему герои гибнут?

Мы постараемся ответить на эти вопросы при анализе сказки.

В начале сказки мы знакомимся с её героями. Какими?

Мальчик, его игрушки: солдатики, танцовщица

Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Кто. Они ведут себя, как живые. Думают,разговари-вают

Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Радости.

Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

«Ах, оловянные солдатики!» «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».

Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсен? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.

У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испор-ченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солда-тик тоже нравится «с этим произошла замечательная история».

Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».

Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

«Вот бы мне такую жену…»

Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но пережи-вает, что ей будет неуютно с ним

Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

Наверно солдатик чувствует себя не достойным красави-цы, боится с ней сразу познакомить-ся. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.

Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?

Гадкий утёнок, среди других птиц; Дюймовочка среди жуков; Русалочка среди людей

Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также,  как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заме-тила бедного солдата?

А может быть она и не собиралась его замечать. Может она была гордячкой и счита-ла ниже своего достоинства обращать внима-ние на всяких солдатиков.

Наверно она была просто скромной. Ей солдатик тоже понравился. Она заметила его, ведь его не положили в коробку вместе с другими (его забы-ли за табакеркой). И она скромно любовалась им тоже, его прямой осанкой, его мундиром. Но её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

4.  Физкультминут-ка

Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек.

Дети стоя показывают «живые фигуры».

Какая игрушка вам не нравится?

Чёрный тролль из табакерки.

Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Он угрожает солда- тику. «Чего гля-дишь, куда не надо»

Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Наверно троллю красавица сама нравится.

Наверно тролль считает себя «крутой» игруш-кой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам неза-чем смотреть на неё.

Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

Злые мысли.

Злые, некрасивые поступки.

Такие люди часто встречались в жизни Г.Х.Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?

Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

Какие испытания проходит солдатик?

Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораб-лике, темнота под-мостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Как проходил эти испытания солдатик?

Он переживал, боялся, но всё -таки стойко выно-сил все испытания.

Подтвердите словами из текста.

«Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стой-ко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».

Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Переживает за него. Называет его «беднягой».

Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?

Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…»

Какие слова говорят о силе любви между нашими героями?

 « …был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».

Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств.

Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?

«Вдруг один из мальчиков…».  Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.

Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».

Этот мальчик наверно был дру-гом, знакомым на-шего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спо-койный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.

Может ему не понравилось, что солдатик без ноги.

Может ему не понравилось, что другие восхищают-ся игрушкой-путешественником, а на него внимания не обращают.

Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Ему жарко. Но даже здесь он любит: «ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал»

Что же барышня?

Ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику.

Андерсен восхищается красавицей, опечален её гибелью. Найдите подтверждение в тексте.

«Как бабочка, порхнула» Такие нежные слова мо-жет подобрать человек, которому нравится герой «Вспыхнула разом и – конец!». Это тире поставлено не зря. Оно показыва-ет силу пережива-ния автора.

Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Победила.

В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал др.пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное.

Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок  есть и положительные черты и отрицательные.

А как же объяснить слова, которые взяты афоризмом к сказке?

СИНКВЕЙ

Работа в группах

Ребята, я Вам предлагают составить синквей по героям сказки. Для этого капитану команды надо выбрать героя (картинки с изображением танцовщицы, солдатика, крысы, тролля перевернуты на столе)

Капитаны команд зачитывают получившиеся синквейны

Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Им завидовали. Они не понрави-лись другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях«проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.

Итог урока.

Почему мир чувств человека называют и хрупким, и прочным?

Мир чувств называют прочным, потому что он не боится никаких испытаний, не боится смерти, а хрупким, потому что человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.

Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Мир наших чувств очень хрупкий, и в тоже время прочный.

Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки

Просмотр клипа

Домашнее задание

Каждой группе придумать кроссворд к одной из сказок Г.Х.Андерсена

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

Сценарий урока чтения "Почему Г.Х.Андерсен назвал сказку "Стойкий оловянный солдатик?"

Данный урок проводится в 3 классе по программе " Школа 2100". Заранее произведение дети прочитывают дома. В процессе  более глубокого изучения произведения на уроке у учащихся формируются умения ...

Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи  урока:·         Рассказа...

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....

Класс 1 -2 класс «Начальная школа XXІ века» Тема урока: Сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик " ,татарская сказка « Три сестры».

1кл-создать условия для ознаком­ления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солда-гик», для развития навыков чтения.2кл- создать условия для ознаком­ления с татарской народ...