Исследовательская работа "А вы интересуетесь историей своих прадедов?"
проект по чтению (3 класс)

Борисова Алена Андреевна

Подготовила материал ученица  МБОУ "СОШ №4" Ширко Светлана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа421.01 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

 «А вы интересуетесь историей своих прадедов?»

Номинация

«Моя малая родина» (история, краеведение, мировая художественная культура)

Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов)

Ширко Светлана Романовна

Фото автора (коллектива авторов) размером

5х4 см

C:\Users\User\Desktop\СВЕТА ФОТО.jpg

Территория, населенный пункт

Красноярский край

г. Назарово

Наименование образовательного учреждения

МБОУ «СОШ №4»

Класс

Место выполнения работы

МБОУ «СОШ №4»

Руководитель

Борисова Алена Андреевна

e-mail, контактный телефон

garmatina.alena@mail.ru, 89831683606

Введение

История – это память, которая обогащает своим опытом каждое новое поколение, это особая память великих подвигов людей. Нужно внимательно изучать эту историю, так как за событиями стоят отдельные люди, семьи, целые династии.

Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история семьи – это частичка истории нашего города, и нашей страны.

Достойный пример нашей семьи - это моя прабабушка Быкова Светлана Михайловна родилась 16.02.1930 года (Приложение.1. Рисунок 1). Сейчас моей прабабушке 88 лет. Она была ещё совсем ребёнком, когда началась Великая Отечественная Война, но страшные события тех лет навсегда врезались в её сердце и разум!

Проблема исследования: мало кто из моих друзей и знакомых интересуется историей своих предков, знает о подвигах наших земляков-сибиряков.

Я с малого возраста слушала  рассказы своей прабабушки о войне и с гордостью могу сказать, что немало чего знаю о подвигах наших земляков - сибиряков.

Поэтому тема 91-ой СД, которая была сформирована в г. Ачинске в 1939 году, стала для меня очень близка. (СД была сформирована из  Ачинцев, Назаровцев, жителей Минусинска, Красноярска, Абакана…)  

Основная гипотеза исследования:

Достойным человеком не рождаются, а становятся. В течение всей жизнедеятельности человека формируются основные качества личности человека, работника, гражданина страны, патриота   малой родины.

Я считаю, что знать историю своих предков, изучать свои корни, должен каждый, иначе мы не сможем построить своё будущее, не опираясь на своё прошлое.

Актуальность: актуальность исследования в том, что собранный материал позволяет узнать больше о земляках - сибиряках, оставивших след в истории нашего города, края.

Объект исследования: Прабабушка Быкова Светлана Михайловна

Предмет исследования: Биография прабабушки Быковой Светланы Михайловны

Целями моей работы являются: исследовать жизненный и профессиональный путь моей прабабушки Быковой Светланы Михайловны, дела всей ее жизни – истории формирования и фронтовой путь 91-ой стрелковой дивизии.

Для достижения поставленных целей,  я   в своей работе буду использовать  следующие  задачи:

1.   Собрать сведения о биографии прабабушки.

2.   Выяснить, что повлияло на становление мировоззрения и отношения к исследованию истории 91-ой стрелковой дивизии у моей прабабушки.

3.  Привести и проанализировать факты из биографии моей прабабушки, связанные с историей 91-ой стрелковой дивизии.

4.  Определить вклад в историю родного края.

Основными методами исследования являются

-  наблюдение  и анализ  биографического описания, т. е. анализ фактического материала (использование сравнения и описания данных, имеющихся по теме, которые   позволят помочь реконструировать картину жизни и деятельности прабабушки);     

-  комплексная  обработка имеющейся информации и её классификации содержания книги собственного издательства прабабушки;

Источники:

При написании работы мною были исследованы различные источники по теме:

-семейный архив и  рассказы Быковой Светланы Михайловны;

-материалы из фонда библиотеки на базе школы №8 г. Ачинска;

-книга Быковой Светланы Михайловны «Дорогами отцов и дедов», 2010 год;

Практическая значимость работы.

Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только жителям города, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.

Основная часть

В 1968 году Светлана Михайловна стала создателем поискового клуба «Факел» (на базе школы №8 г Ачинска) (Приложение.1. Рисунок.2.), где она более 40 лет проработала учителем географии и параллельно была руководителем поискового клуба вплоть до 2006 года. Чуть позднее ей же был создан музей Боевой Славы 91-ой СД (так же на базе школы №8 г. Ачинска)

Так вот что я узнала из рассказов моей бабули и из материалов клуба «Факел» ( всю информацию собирали по крупицам ребята - члены этого клуба во главе с руководителем почти 40 лет!!! Они делали запросы во все военные архивы страны, записывали воспоминания уцелевших воинов, неоднократно совершали походы по местам боёв 91-ой СД  и др.)

В г. Ачинске в 1939 году была сформирована 91-ая СД, которая принимала участие в двух войнах: с белофиннами в 1940г и с фашистской Германией в 1941 году. (Приложение.1. Рисунок.3.)

Командовал сибирской дивизией полковник Лебеденко Никита Федотович (родился 28 мая 1899г)

Очень тяжело сложилась судьба сибирской дивизии, её отправили на Западный фронт оборонять г. Смоленск, где развернулись особенно ожесточённые бои. Из Государственного Комитета Обороны поступил приказ: «Смоленск нельзя отдать врагу,- это будет преступлением, равным измене Родине!» И они не отдали, выстояли! Затем были жесточайшие сражения под г. Ярцево на реке Вопь… и окружение под  Вязьмой…

На долю нашей сибирской дивизии выпали первые, самые трудные дни и месяцы войны (сибиряки долго сдерживали фашистов на подступах к Москве) с превосходящими во много крат силами немцев.

68 дней и ночей непрерывных боёв за Смоленск и Ярцево!

12 дней окружения фашистами в «Вяземском котле»!

Но наши земляки стояли насмерть, сотни и тысячи воинов 91-ой дивизии прошли через фашистские концлагеря… и большинство из них погибли.

Из окружения вышли лишь 300 солдат и офицеров…

Лежат теперь в земле смоленской наши сибиряки…

Осталась лишь память о них - фронтовые письма…

Письма военных лет – они бережно хранились в сумочках и шкатулках у вдов и детей той далёкой войны. Как их ждали! Их зачитывали до дыр… Следопыты «Факела» смогли разыскать некоторые из них (исторические документы величайшей ценности!)

Теперь они бережно хранятся в музее Боевой Славы, их не решаются выставить напоказ в подлинном виде, в витринах – только копии. Их 36…, прабабушка показывала мне их трясущимися от сильного волнения руками – они из войны…

Анна Михайловна Тихонова (жена дяди моей прабабушки и мать Георгия Михайловича Тихонова, очень известного в нашем городе солиста мужской вокальной группы «Энергетик»- умер в сентябре 2016г) осталась одна с тремя детьми поле ухода мужа на фронт. Она успела получить от него (дяди моей прабабушки) несколько фронтовых треугольничков.

Вот первое письмо: а в нем всего несколько строчек (Приложение.2.)

- Итого, поисковый клуб «Факел» отыскал из 91-ой дивизии 483 воина – живых и погибших, 57 вдов и родных, собран материал о 179-ти фронтовиках Ачинска, Назарово, Красноярска, воевавших в других дивизиях.

-Всего: 719 человек!

Вывод:

-Я очень горжусь подвигами наших земляков – сибиряков и конечно своей любимой прабабушкой Быковой Светланой Михайловной, которая написала и издала книгу: «Дорогами отцов и дедов» в 2010 году (материал для которой собирался ей и ребятами - следопытами долгих 40 лет!) (Приложение.1. Рисунок.4.)

-Силами неравнодушных людей, по неоднократной просьбе Светланы Михайловны, был установлен памятник-стелла в память о 91-ой СД в г. Ачинске

-Запущен трамвай с оформлением: «Слава героям Ачинцам», который курсирует по городу уже несколько лет.

- В 2015 году Светлана Михайловна награждена званием «Народный герой Красноярского края»

-Музей Боевой Славы 91-ой СД действует по сей день и мы с ребятами нашего класса планируем посетить его, чтобы увидеть всё своими глазами.

Очень хочется мне, чтобы как можно больше жителей нашего края знали и помнили своих героев.

«Это забыть нельзя!» - говорит со слезами на глазах моя бабушка…, да и сама я, теперь твёрдо в этом убеждена!

Приложение.1.

Рисунок.1.

Рисунок.2.

Рисунок.3.

Рисунок.4.

Приложение.2.

«Мой адрес: Действующая Красная армия, полевая почта,489 – 740 ГАП, 8 батарея, Тихонову В. Пишите чаще. Папа»

Вот последнее: «Добрый день, здравствуйте родители, жена и дети Володи…   Владимир был в плену у немцев, где был замучен и заморен с голоду и помер в августе 1943года. Я это знаю потому, что он лежал со мной рядом на койке…

                                                           Василий Гринберг»

09.09.1941г «Дорогая Лиза! Я жив. Здоров и нахожусь рядом со своими однополчанами: Ивановым, Павловым и Пуцило. Не беспокойся обо мне…я бью врага …, а ты, - моя боевая подруга, работай в госпитале в Ачинске, ухаживай за каждым раненым, как за своим ребёнком. Они нужны нам на фронте.

                                          Целую крепко, твой Коля»

Из письма майора 91-й СД, Фёдора Павловича Гудкова:

29.07.1941г «Добрый день Лёля, Боря и Галочка. Привет с фронта. Сегодня пользуясь некоторым затишьем, занялись письмами к родным. Пишу и я… Я жив и здоров, только беспокоюсь за вас, но я рад, что вы живёте в Ачинске, не видя ужасов бомбёжки. Живите, не скучайте, что же делать, вся страна поднялась на войну… Не отказывайте себе в питании…»

Письмо не окончено, Фёдор Павлович с фронта не вернулся, пропал без вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе"Почему нужно знать историю своей страны"

Эссе по теме "Почему нужно знать историю своей страны?"    Работа выполнена учениками 3.5 класса МАОУ "Лицей №36" города Саратова ....

История своего имени

Окружающий мир 1 класс...

"Я знаю историю своей Родины» классный час 4 класс

Классный час «Я знаю историю своей Родины»для учащихся 4 классов. Форма проведения: игра « Брейн-ринг»Цель:  формирование патриотического воспитания, расширение кругозора обучающи...

Рекомендации родителям "Как познакомить детей с историей своей семьи"

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные тра...

Проект Тема: «В названии каждой улицы история своя» " История улицы Т.В. Красикова д.Сухоноска"

Деревня Сухоноска - наша малая родина. Это большая деревня, где есть все необходимое для жизни: школа, детский сад, библиотека, амбулатория и много  домов.  Эти здания находятся на разных ул...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

изучение истории страны через метод погружения в истории своей семьи в начальной школе.

Изучать историю своей семьи необходимо, потому что именно она даёт повод для гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же , как деды. Каждый, кто узнает о про...