Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по чтению 2 класс ШКОЛА РОССИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 87.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________________/________________/ ФИО Протокол №___от «___»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ№1 __________________ /______________/ ФИО «____» _______________20___г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ СОШ№1 __________________/________________/ ФИО Приказ № ____ от «___» _______________ 20__ г |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Екатериновка Саратовской области»
Программа учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс
Учителей Шмельковой Светланы Николаевны, I квалификационной категории;
Макушиной Татьяны Алексеевны, I квалификационной категории;
Донец Веры Викторовны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №___ от
«___»___________20__г
2017-2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные
Учащиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания
и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения,
иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения
в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и миро-
вой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен,
в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;
- приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели
чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о про-
читанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно - познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.
В результате изучения литературного чтения
ученик должен знать:
- названия, содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- наизусть 5-7 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- 3-4 народные сказки, уметь их пересказать;
- 5-8 пословиц и поговорок, понимать их смысл;
ученик должен уметь:
- пересказывать текст;
- различать жанры художественной литературы (сказка, басня, рассказ),
- различать сказки народные и литературные;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов по программе |
1 | Самое великое чудо на свете | 1 ч |
2 | Устное народное творчество | 14 ч |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 ч |
4 | Русские писатели | 10 ч |
5 | О братьях наших меньших | 8 ч |
6 | Из детских журналов | 7 ч |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 7ч |
8 | Писатели детям | 11 ч |
9 | Я и мои друзья | 7 ч |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 5 ч |
11 | И в шутку и в серьез | 11 ч |
12 | Литература зарубежных стран | 12 ч |
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (14часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (10ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (8 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б. Заходера, И.Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е. Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (7 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 7 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А. Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (11ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л. Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (7 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (5 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьёз (11 ч)
Весёлые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, И. Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в неделю.
Календарно-тематическое планирование литературного чтения.
№ урока | Тема урока | Дата урока | |
план | факт | ||
Самое великое чудо на свете Знакомство с учебником. Старинные и современные книги. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Напутствие читателю Р. Сефа. | 04.09 | ||
Устное народное творчество. Русские народные песни. Потешки и прибаутки. | 05.09 | ||
Устное народное творчество.Считалки и небылицы – малые жанры. Устное народное творчество. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки | 07.09 | ||
Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры | 08.09 | ||
Устное народное творчество.Пословицы и поговорки. | 11.09 | ||
Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | 12.09 | ||
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 14.09 | ||
Внеклассное чтение. Русские народные сказки | 15.09 | ||
Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 18.09 | ||
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 19.09 | ||
Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 21.09 | ||
Внеклассное чтение. Русские народные сказки | 22.09 | ||
Русская народная сказка «Каша из топора» | 25.09 | ||
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 26.09 | ||
Русская народная сказка «Гуси-лебеди», | 28.09 | ||
Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 29.09 | ||
А. Шибаев «Вспомни сказку» .Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 02.10 | ||
Люблю природу русскую. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной» | 03.10 | ||
Лирические стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила» | 05.10 | ||
Внеклассное чтение. Сказки русских писателей | 06.10 | ||
А.Фет «Ласточки пропали» | 09.10 | ||
Лирические стихотворения А.Толстого «Осень» и С.Есенина «Закружилась листва золотая» | 10.10 | ||
Лирические стихотворения В.Брюсова «Сухие листья» и И. Токмаковой «Опустел скворечник» | 12.10 | ||
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов об осени | 13.10 | ||
Средства художественной выразительности. В.Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» | 16.10 | ||
М.Пришвин «Осеннее утро» | 17.10 | ||
Г.Сапгир «Считалочка». Проверим себя и оценим свои достижения. | 19.10 | ||
Внеклассное чтение. Произведения М.М.Пришвина. | 20.10 | ||
Русские писатели А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 23.10 | ||
Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | 24.10 | ||
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | 26.10 | ||
Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина | 27.10 | ||
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | 07.11 | ||
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». | 09.11 | ||
Внеклассное чтение. Мама – главное слово | 10.11 | ||
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». | 13.11 | ||
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 14.11 | ||
Л.Н.Толстой «Филиппок» | 16.11 | ||
Внеклассное чтение. Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского | 17.11 | ||
Л.Н.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». | 20.11 | ||
Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек- стайка». Проверим себя и оценим свои достижения | 21.11 | ||
О братьях наших меньших. Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска..», | 23.11 | ||
Внеклассное чтение. Рассказы о животных. В.Бианки, Н.Сладков. | 24.11 | ||
Веселые стихи о животных. И.Пивоварова «Жила-была собака», В.Берестов «Кошкин щенок» | 27.11 | ||
М.Пришвин «Ребята и утята». | 28.11 | ||
Е.Чарушин «Страшный рассказ». | 30.11 | ||
Внеклассное чтение Произведения Е.Чарушина | 01.12 | ||
Б.Житков «Храбрый утенок» | 04.12 | ||
В.Бианки «Музыкант» | 05.12 | ||
В.Бианки «Сова». | 07.12 | ||
Внеклассное чтение. Произведения Б. Житкова | 08.12 | ||
Разноцветные страницы. С. Брезкун. Проверим себя и оценим свои достижения | 11.12 | ||
Из детских журналов. Запуск проекта « Мой любимый детский журнал». Д.Хармс «Игра». | 12.12 | ||
Д.Хармс «Вы знаете». | 14.12 | ||
Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 15.12 | ||
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи» | 18.12 | ||
Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 19.12 | ||
Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя». | 21.12 | ||
Внеклассное чтение. Весёлые стихи Д.Хармса, А.Введенского, Ю.Владимирова | 22.12 | ||
Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | 25.12 | ||
А Введенский «Лошадка». Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | 26.12 | ||
Люблю природу русскую. Зима Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. .Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» | 28.12 | ||
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. | 29.12 | ||
Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», | 15.01 | ||
С.Есенин «Поет зима…» . С.Есенин «Береза» | 16.01 | ||
РНС «Два мороза». | 18.01 | ||
Внеклассное чтение. Русские народные сказки | 19.01 | ||
С.Михалков «Новогодняя быль». | 22.01 | ||
А. Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 23.01 | ||
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 25.01 | ||
Внеклассное чтение. Стихи А.Л. Барто | 26.01 | ||
Писатели – детям К.И.Чуковский «Путаница» ,К.И.Чуковский «Радость». | 29.01 | ||
К.И.Чуковский «Федорино горе» | 30.01 | ||
С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 01.02 | ||
Внеклассное чтение. Произведения С.Я.Маршака | 02.02 | ||
С.В.Михалков «Мой секрет». С.В.Михалков «Сила воли» | 05.02 | ||
С.В.Михалков «Мой щенок» | 06.02 | ||
А.Л. Барто «Веревочка» | 08.02 | ||
Внеклассное чтение. С.В. Михалков « Книги о детях» | 09.02 | ||
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». | 12.02 | ||
Н.Носов «Затейники» | 13.02 | ||
Н.Носов «Живая шляпа» | 15.02 | ||
Внеклассное чтение. Произведения Н.Н.Носова. | 16.02 | ||
Н.Носов «На горке» | 19.02 | ||
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 20.02 | ||
Я и мои друзья Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской , В.Лунин «Я и Вовка» | 22.02 | ||
Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 26.02 | ||
Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 27.02 | ||
В.Осеева «Волшебное слово» | 01.03 | ||
Внеклассное чтение. Произведения В.Осеевой. | 02.03 | ||
В.Осеева «Хорошее». | 05.03 | ||
В.Осеева «Почему». | 06.03 | ||
Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша», В.Орлов «На печи». Проверим себя и оценим свои достижения. | 08.03 | ||
Внеклассное чтение Главное слово- мама | 09.03 | ||
Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки. Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды».А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 12.03 | ||
А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот». | 13.03 | ||
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». | 15.03 | ||
Внеклассное чтение. Стихи о весне | 16.03 | ||
Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел». | 19.03 | ||
Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза».Проверим и оценим свои достижения | 20.03 | ||
И в шутку и всерьёз Знакомство с названием раздела. Б.Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям» | 22.03 | ||
Внеклассное чтение. Произведения Б. Заходера | 23.03 | ||
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 05.04 | ||
Внеклассное чтение. Все-все-все Алана Милна | 06.04 | ||
Э.Успенский «Чебурашка» | 09.04 | ||
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | 10.04 | ||
В.Берестов «Знакомый», «Путешественники» | 12.04 | ||
Внеклассное чтение. Творчество Успенского | 13.04 | ||
В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 16.04 | ||
Г.Остер «Будем знакомы» | 17.04 | ||
Драгунский «Тайное становится явным» | 19.04 | ||
Внеклассное чтение. Творчество Г.Остера | 20.04 | ||
.Драгунский «Тайное становится явным» | 23.04 | ||
Драгунский «Тайное становится явным» Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. Запуск проекта «День Победы – 9 мая» | 24.04 | ||
Литература зарубежных стран Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | 26.04 | ||
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 27.04 | ||
Внеклассное чтение. Литературные сказки зарубежных писателей | 30.04 | ||
Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 03.04 | ||
Ш. Перро «Кот в сапогах». | 04.05 | ||
Внеклассное чтение. Произведения о войне. Защита проекта «День Победы – 9 мая» | 07.05 | ||
Ш. Перро «Кот в сапогах». | 08.05 | ||
Ш. Перро «Красная шапочка». | 10.05 | ||
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 11.05 | ||
Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро | 14.05 | ||
Э. Хогарт «Мафин и паук». | 15.05 | ||
Э. Хогарт «Мафин и паук». | 17.05 | ||
Э. Хогарт «Мафин и паук». | 18.05 | ||
Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей. Сказки Г. Андерсена, братьев Гримм | 21.05 | ||
Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник». | 22.05 | ||
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.. О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | 24.05 |
8. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий Литературное чтение Рабочие программы 1-4 М.: Просвещение , 2014
2. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012
3. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2014 - 2016
4. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» (CD)
Приложение к программе
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Виды контроля | Формы контроля | Количество работ |
Текущий | чтение произведений чтение наизусть пересказ текста | в течение учебного года |
Тематический | тесты | 9 |
Итоговый | проверка техники чтения | 4 |
Критерии оценивания.
2 класс (итог)
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного.
В I полугодии читает плавно, целыми словами; темп чтения не менее 35 слов в минуту.
Во 2 полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам (трудными сложными являются непонятные неизвестные слова и слова, содержащие слоговые трудности более 4 слогов; различные стечения согласных.), со скоростью не менее 50 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;
- правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;
- твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Примечание. Произведения, которые предусматриваются программой для обязательного заучивания наизусть во II, III и IV классах, проверяются учителем по мере их заучивания в течение года с выставлением оценки в журнале по каждому заученному тексту.
Эти оценки учитываются при выставлении годовых отметок.
Оценка «4»ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного;
В I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам); темп чтения не менее 30 слов в минуту;
Во II полугодий читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам) со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя;
В I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;
Во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и предложениями:
- пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2»ставится ученику, если он:
- слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя;
В I полугодии читает по буквам и слогам, темп чтения не менее 20 слов в минуту;
Во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью не менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...