Литературное чтение. «Л.Н.Толстой «Ивины». Характеристика героев».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение (УМК «Перспектива»)
Класс: 4 класс
Тема урока: «Л.Н.Толстой «Ивины». Характеристика героев».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: достижение образовательных результатов посредством стратегий текстовой деятельности.
Оборудование:
- учебник
- презентация
-карточки с заданиями
- оценочные листы
Задачи урока:
- формирование первичного представления о понятиях «портрет внешний» и «портрет внутренний»;
- исследование особенностей внутреннего мира героев;
- освоение позиции читателя-исследователя.
Познавательные (УУД):
- осуществлять поиск необходимой информации;
- извлекать необходимую информацию;
- сравнивать по заданным критериям;
- осознанно строить речевое высказывание.
Регулятивные (УУД):
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель и тему урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать в группах по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Личностные (УУД):
- формировать умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
- Вспомните, с героями какого литературного произведения мы ознакомились на прошлом уроке? (повесть «Детство»)
Учитель записывает. Л.Н. Толстой «Детство»
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию. К какой главе эта иллюстрация? («Ивины»)
Пишу («Ивины»).
2. Постановка проблемы.
- Как вы думайте, а почему мы начали урок именно с этой иллюстрации? Ваши предположения.
( Здесь нарисованы герои повести. Мы будем обсуждать поступок детей, как ведут себя герои, что чувствуют, их характер) фиксирую на доске, если будет время
- Если обобщить все наши предположения, то какое слово наиболее полно раскроет героя?
- Вы уже догадались, как звучит тема нашего урока? Да сегодня на уроке мы поговорим о характере героев.
(Характеристика героев)
- Как вы думаете, а для чего мы будем знакомиться с характеристиками героев?
(чтобы вместе с ними переживать, делали выводы, увидеть их внешность, раскрыть их поступки...)
Учитель записывает на доске.
- Давайте сформулируем цель урока?
Цель: составление характеристики героев, чтобы лучше понять их поступки.
3. Включение в систему знаний и закрепление.
- Предлагаю поработать в группах. Перед вами задания, которые помогут раскрыть внутрениий мир героя. Прочитайте задание. Всем понятно. Приступаем к работе.
Группа №1
Задание №1 «Портрет героя в цитатах»
Цель: выберите и приклейте цитаты, которые помогут понять внутренний мир Сергея.
Один участник выскажет общее мнение о герое.
Группа №2
Задание №1 «Портрет героя в цитатах»
Цель: выберите и приклейте цитаты, которые помогут понять внутренний мир Николеньки.
Один участник выскажет общее мнение о герое.
Группа №3
Задание №1 «Портрет героя в цитатах»
Цель: выберите и приклейте цитаты, которые помогут понять внутренний мир Иленьки. Один участник выскажет общее мнение о герое.
(Цитаты даются всем группам одинаковые)
1. «…мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением»
3. «– Пустите меня, я сам! курточку разорвете! – кричала несчастная жертва».
4. «– За что вы меня тираните?»
5. «… с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы»
6. «…он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
»
7. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? »
8. 10. «Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.»
9. «Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка…»
10. - Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает
11. - Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!
12. - Вот баба нюня, -- сказал он, слегка трогая его ногою, -- с ним шутить нельзя..
13.-- Вот хорошо!.. я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.
Портреты с цитатами вывешиваются на доску (группа №1,2,3)
1. Ученик каждой группы читает по одной цитате. Ученики-контролеры от каждой группы помогают учителю проверить цитаты и отмечают на плакате цитату « +»
2. Подводится вывод. Эти цитаты говорят, что герой…..
4. Физминутка.
(Упражнения для глаз)
Внутренний мир героев нам поможет раскрыть следующее задание «Характеристика героев» Вам слово группы 4,5,6.
Карточка для групп №4,5,6
Задание: выберите черты характера, которые помогут понять внутренний мир ___________. (Сергея, Николеньки, Иленьки)
жестокость, Выносливость, заносчивость, добродушие, нерешительность, вежливость, сочувствие, уступчивость, самокритичность,
- Выберите группу защиты: участники, которой докажут характеристики героев словами из текста и участник, который выскажет общее мнение о герое.
План действий.
1. Выходят ученики от 4,5,6 группы. Лист с характеристикой героев прикрепляется к портрету героя.
2. Выбранные учащиеся читают характеристику героя и читают цитату, называют страницу и абзац.
3. Все дети класса следят по тексту.
4. Высказывают свое отношение к герою ученики группы.
- Чему мы научились, выполняя данное задание. ( Учились находить цитаты и черты характера героев.)
- Вы слаженно поработали в группах, представили результаты своей работы. - А теперь оцените свой вклад в общее дело. На столах лежат оценочные листы для каждого из вас. Заполните их.
Оценочный лист для 1,2,3 группы
Поставьте знак « +» если выполнял действия.
Умения и знания | Имя (впиши) |
Читал цитаты | |
Находил нужные цитаты | |
Работал с учебником | |
Высказывал свое мнение | |
Участвовал в защите | |
Приклеивал | |
Понравилось работать в группе? |
Оценочный лист для 4,5,6 группы
Поставьте знак « +» если выполнял действия.
Умения и знания | Имя (впиши) |
Читал цитаты | |
Находил нужные цитаты | |
Работал с учебником | |
Высказывал свое мнение | |
Участвовал в защите | |
Определял характер героя | |
Приклеивал | |
Понравилось работать в группе? |
Давайте вернемся к цели нашего урока.
- Мы достигли поставленной цели? (составили характеристику героя)
- Для чего мы ее составляли?
(Чтобы лучше понять поступки героев).
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Найдите отрывок из главы из текста, где описывается ситуация, изображённая на рисунке.
- Кто нашел отрывок? (С….)
Давайте выразительно прочитаем его ролям.
(чтение отрывка)
- Выскажите свое отношение к данной ситуации?
(ответы детей)
- Какую проблему затрагивает автор в этой ситуации? (жестокость де
- Давайте попробуем определить отношение Л.Н. Толстого к этой ситуации.
Поработаем в группах с текстом повести.
Задание №2 для 1,2,3,4,5,6 группы
- Перед вами отрывок из текста, подчеркните в них слова, которые говорят про отношение Л.Н. Толстого к этой ситуации.
- Выскажите свое мнение.
Отрывки:
1. Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?
2. Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.
3. Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.
4. Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.
5. Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.
6.Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
Каждая группа высказывает свое мнение.
- Мы выслушали все ответы ребят. Как же Л.Н. толстой относится к поступкам героев повести?
(Писатель осуждает поведение героя, нельзя оставаться в стороне, надо защищать слабых.)
Учитель:
Я тоже присоединяюсь к вашему мнению: автор осуждает жестокое обращение детей с Иленькой. И нужна постоянная внутренняя работа, чтобы не было «темных пятен» от осознания собственной жестокости.
5. Рефлексия
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
Учитель выслушивает рассуждения детей.
( Мы рассмотрели характеристику главных героев, обсуждали их поведение.)
Давайте подведем итог нашей работы. Что вы открыли для себя на этом уроке?
Продолжите мысль.
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке мне понравилось …
- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда ….
Закончить наш урок я хочу народной поговоркой.
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
6. Домашнее задание.
Так ли это? Чтобы понять, предлагаю вам ответить письменно на один из вопросов, который покажется вам наиболее интересным. Вопросы перед вами на столе.
1. Можно ли судить человека по внешности?
2. Человек с детства вспоминает свои самые сильные чувства. Какие чувства пережил герой повести десятилетний Николенька?
3. Почему Николенька, находясь в группе сверстников, совершал жестокие поступки?
4. Как воспитать в себе сострадание?
5. Может ли замолчать совесть?
На следующем уроке мы с вами проведем игру «Карусель», где каждый сможет высказать свое мнение.
А сейчас предлагаю вам составить Карту погоды на нашем уроке. Если вам было интересно на уроке, прикрепите солнышко, если не все удалось – солнышко из-за тучки. А если вам было скучно, неинтересно, грустно – прикрепите на карту тучку с дождем.
Посмотрите, какая хорошая погода у нас в класс! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой "Ивины" (УМК "Перспектива")
Урок построен с использованием технологии развития критического мышления....
Паспорт урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула".Характеристика героев.
По новым требованиям ФГОС каждый современный учитель должен уметь конструировать ПАСПОРТ урока. Я показала образец такого паспорта, думаю многим он будет полезен в педагогической практике....
Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России"....
Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»
Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...