Читательский дневник
методическая разработка по чтению (2 класс)

Володина Анастасия Мироновна

На сегодняшний день уровень сформированности навыка смыслового чтения у младших школьников оставляет желать лучшего. Над этой проблемой ведётся работа уже не один год: разработка программ, рекомендаций, введение "Смыслового чтения" во внеурочную деятельность, но все же это направление работы остается для педагогов приоритетным, так как без умения осмысленно читать успешность школьника под угрозой. 

Одним из средств формирования читательской грамотности является читательский дневник - тетрадочка, куда ребенок после прочтения того или иного литературного произведения должен занести данные по определенному плану. 

Видимо, мне не хватает педагогического опыта, но, на мой взгляд, такой формат напрочь отбивает желание читать. 

Мы с моей коллегой Ириной Павловной Мубараковой решили придумать так называемую альтернативу читательскому дневнику. Мы создали свой читательские дневник. Да, это не ново. В магазинах в широком ассортименте продаются подобные тетради, НО учителю придется свыкаться с однотипными заданиями, определенным списком литературы.  Для начала мы отобрали список внеклассной литературы на учебный год, затем начали придумывать задания для каждого произведения. 

Задания к каждому произведению занимают один лист формата А4. Такая тетрадь отлично умещается в скоросшивателе.

Будем рады, если кому-то наша задумка понравится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»https://e-libra.ru/files/books/2019/02/27/492048/i_104.jpghttps://e-libra.ru/files/books/2019/02/18/427805/cover.jpg

Жанр: __________________________
Астрид Линдгрен – всемирно известная
шведская писательница.

«Может, она и не всегда умеет себя прилично вести.
Но у нее доброе сердце, а это куда важнее». («Пеппи Длинныйчулок»).

Словарная работа

Смеркаться - __________________________________________________________________
Фабрика -
_____________________________________________________________________
Скверный - ____________________________________________________________________
От корки до корки -
_____________________________________________________________
Фланель - _____________________________________________________________________
Лоханка -
____________________________________________________________________

1.Перечисли героев сказки._______________________________________________________
______________________________________________________________________________

2.Чем похожи Бертиль и Ниссе? Чем отличаются? Заполни таблицу.

Бертиль

Сходства

Ниссе

Слова для справок: маленький, хозяйственный, отзывчивый, стеснительный, добрый, одинокий, самостоятельный, находчивый, благодарный.

3.Пронумеруй картинки в хронологической последовательности. Озаглавь каждую часть
( иллюстрацию), составь план.
https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/kroshkanilskarloson/kroshkanilskarloson5.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/kroshkanilskarloson/kroshkanilskarloson4.jpghttps://i.pinimg.com/originals/bd/a1/5e/bda15e72bf146d019330a7ac34419ba0.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/kroshkanilskarloson/kroshkanilskarloson6.jpghttp://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/05/Kartinki_5076_30032749.jpg

                                                                                                   


________                  _________                 _________                      _________                   __________

                   
План:
1)___________________________
2)___________________________
3)___________________________
4)___________________________
5)___________________________

4. Придумай и запиши 4 «Тонких вопроса».
Как____________________________________________________________________________?

Где____________________________________________________________________________?

У кого __________________________________________________________________________?

Почему_________________________________________________________________________?

5. Придумай и запиши 2 «толстых» вопроса.

1)Что было бы, если ______________________________________________________________?

2)______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________?

6. Выбери и обведи номера тех пословиц, которые подходят к этой сказке.

1) Человек без друзей, что дерево без корней.
2) Хороший друг всегда приходит вовремя.
3) Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.
4) У семи нянек дитя без глазу.

7. О чем эта сказка? ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

8. В чём заключается основная мысль этой сказки? ___________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________.

9. Понравилась ли тебе сказка? Напиши свое мнение._________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

10. Сделай иллюстрацию к эпизоду знакомства Бертиля и Ниссе.



Предварительный просмотр:

                                                    https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1668923/pub_5d8296f174f1bc00ad2c9faf_5d829d0598930900ae0fb959/scale_1200https://pbs.twimg.com/media/D9vk1neXsAAc666.jpg

Словарная работа

Гул - ____________________________________________________________________________

Натрудил - ______________________________________________________________________

Жилковатый - ___________________________________________________________________

Смычок - _______________________________________________________________________

Рассекает - _____________________________________________________________________

1.Рассмотри картинки, подпиши названия животных.https://img.lookmytrips.com/images/look6da5/big-58b553daff9367636b03b6bd-58b70f0f84b06-1cbe3of.jpghttps://photoclub.by/images/main56/565619_main.jpghttps://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2015-11/1447418836_5.jpghttp://animalphoto.ru/images/photos/medium/7a2042074428bfc37146654403559418.jpg


_______________              _________________           _____________________

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888987/pub_5d48014aa06eaf00ad223d13_5d4807234e057700adcdeac9/scale_1200http://animalphoto.ru/images/photos/medium/f59f2dce45d9c51af4b17b959a9901cb.jpg


_________________            _______________              __________________

2.Как поёт дятел? Подтверди свой ответ предложением из текста. ______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О ком идёт речь?
«Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил — зато сам своей песнею доволен…» - ___________________________________________________________

«Трёт себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает…» - __________________

«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка…» - _________________________________________

4.Задай 3 «тонких» вопроса и запиши их.

Кто_____________________________________________________________________________

Как_____________________________________________________________________________

Что_____________________________________________________________________________

Почему_________________________________________________________________________

5.Придумай и запиши 2 «толстых» вопроса.
1)Что было бы, если_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Прочитай. Добавь недостающие пункты плана.

       План пересказа

1)Много певцов в лесу
2)Лягушачье пение.
3)____________________
4)Песня выпи.
5)_____________________
6)_____________________
7)Жужжание шмеля
8)Стрёкот саранчи
9)_________________________

7.О чём эта сказка?_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что хотел сказать автор, написав это произведение? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Выбери подходящие пословицы. Обведи номер.

1) Насильно мил не будешь.
2)Про всякого зверя своя песня поётся.
3) По работе и оплата.
4) Не умеешь – не берись.



Предварительный просмотр:

Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
Жанр: ________________________.

https://pbs.twimg.com/media/DrKgVMnWkAAFgwF.jpg:large

Словарная работа

Дюйм- мера длины, равная 2 см 5 мм .
Скиллинг-
денежная единица в Дании.
Тина –
скопление живущих в воде растений (водорослей).
Солидный-
серьезный, не легкомысленный.
Степенный- рассудительный, серьезный.

1.К какому жанру относится произведение «Дюймовочка». Обоснуй ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие еще произведения Г.Х. Андерсена тебе известны? Напиши их названия.
___________________________________________________________________________

3.Перечисли героев сказки. ____________________________________________________
___________________________________________________________________________

4. Рассмотри картинки. Пронумеруй события в правильной последовательности.

                                                  https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d509164db2/1126090_18.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d509164db2/1126090_8.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d509164db2/1126090_11.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d509164db2/1126090_3.jpeg

5. О ком или о чём эта сказка? ________________________________________________
___________________________________________________________________________

6. Выбери пословицы, которые подходят к сказке «Дюймовочка». Объясни свой выбор

1.Насильно мил не будешь.
2.Поспешишь – людей насмешишь.
3.Друг познается в беде.
4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Составь 3 «тонких вопроса» к сказке.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8.Составь два «толстых вопроса».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты думаешь, какую главную мысль автор хотел донести до читателя, написав эту сказку? Напиши свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Эдуард Николаевич Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

             

Жанр_______________________________________________________________________

Словарная работа

Разногласия - ___________________________________________________________________
Чебурахнуться - _________________________________________________________________
Шапокляк - ____________________________________________________________________

1.Перечисли героев сказки. _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

2.Прочитай высказывание. Напиши имя героя, которому принадлежит эта фраза.

«Хорошими делами прославиться нельзя» - _____________________________

Чебурашка медленно шёл по тёмной улице. Все в городе давно спали и вокруг не было ни души. Но вдруг прямо над Чебурашкой, на высоком дереве, послышался какой-то шорох.
— Кто там? — спросил он.
— Это я, — ответил ему тоненький голосок.
И Чебурашка разглядел в ветвях свою старую знакомую.
— А что вы там делаете?
— Висю. Уже два часа.  
Какую старую знакомую встретил Чебурашка?________________________________________


«Слушай Гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня» - ____________________________

«Мы не хотим в живой уголок. Мы хотим в пионеры» - _________________________________

«Когда я был маленьким крокодилом, я никогда не лазил по пожарным лестницам… Еще хорошо, что мы успели…» __________________________________________________________

3. Придумай 4 «тонких» вопроса и запиши их.
Кто_____________________________________________________________________________

Где ____________________________________________________________________________

Почему_________________________________________________________________________

Что_____________________________________________________________________________

4.Придумай и запиши 2 «толстых» вопроса.

Что было бы, если ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Объясните, почему _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5.Соедини героя с его чертами характера. Будьте внимательны, есть лишние черты!https://pbs.twimg.com/media/D0sIqYEXQAErYU2.jpg

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            http://printonic.ru/uploads/images/2016/05/11/img_57330f2959de0.jpghttp://cdn01.ru/files/users/images/55/c0/55c0406c9a4ec9c7edea0f1dda651442.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения ...

Читательский дневник

Инструкция по ведению читательского дневника поможет и вам и вашим родителям видеть уровень развития ребенка...

Роль «Читательского дневника» в жизни младшего школьника

После просьбы одной мамы на нашем последнем родительском собрании о том, можно ли просто читать книги, а родители будут писать списки, я задумалась: а понимают ли они всю пользу так...

Читательский дневник "Читаем сказки Вильгельма Гауфа"

Отзывы детей прочитанных сказок в стихотворной форме....

Памятка "Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень). Читайте - и будьте счастливы!...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....