Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Данный опыт позволяет  устранить затруднения в практике учителя начальных классов по формированию читательской компетентности младших школьников, опираясь на подбор  наиболее эффективных форм организации урочной и внеурочной  деятельности. А также организуя процесс обучения таким образом, чтобы дети испытывали потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ped._opyt.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

   «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности»

Актуальность и основная идея опыта

       «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»-  это слова Сесиль Лупан  - самой известной мамы в мире, чей опыт воспитания двух собственных дочерей лег в основу методики раннего развития, завоевавшей популярность во всем мире.  И я полностью согласна с этим мнением. Тем более что с появлением компьютера  и Интернета полностью изменилось отношение к книгам и к чтению в целом. Теперь всю информацию можно легко получить, не посещая  библиотек, читальных залов и, даже,  не читая книг. А высказывание Никиты Михалкова о современном мире чтения: « Вы можете все книги закачать в айпад, но запах книги утерян, а надо, чтобы странички шелестели, не мышка кликала», - меня ещё больше заставило задуматься о том, каким же образом прививать интерес к чтению у современных детей.  

     Ещё Тихомиров Д.И.  (05.11.1844–27.10.1915) – педагог, деятель народного образования, издатель и редактор, утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».  А  В.А.Сухомлинский говорил, что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», т.к. учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать  - научимся мыслить! Научимся мыслить - станем успешными и в обучении и в жизни!

      Поэтому,  принимая  первоклашек, я понимала, что одна из важнейших задач, которая стоит передо мной – это научить моих  учеников не только работать с первоисточниками (книгами, журналами, газетами и т.п.). А необходимо с первых дней в школе прививать им любовь к книгам, чтобы они чувствовали потребность в чтении, посещении читальных залов, детских библиотек.  

     Я стала  продумывать и систематизировать всю  работу по приобщению детей к искусству слова,  путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся вечеров совместного чтения,  посещения школьной и городской библиотеки, а также мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение детских театрализованных представлений, просмотра телепередач, с дальнейшим обсуждением увиденного или прочитанного. Только благодаря подобной работе  «формируется личность, владеющая не только современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения».

Но в ходе изучения темы были выявлены следующие противоречия:

- уменьшение количества часов по литературному чтению, начиная с начальной школы -   и необходимостью формирования читательских компетенций;

- снижение интереса к чтению у детей младшего школьного возраста  и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

- наличием в библиотеках, читальных залах собрания лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся,  читающих художественные произведения только по школьной программе.

    Выявление данных  противоречий позволили определить проблему формирования читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности: активизация познавательной деятельности учащихся, способствующая развитию читательского интереса.

Теоретическая база

     К. Д. Ушинский говорил, что на художественное произведение надо смотреть «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», подчеркивая, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

     Для повышения уровня читательской компетентности   обучающихся необходимо включать в учебный процесс педагогические технологии, позволяющие обеспечить позиции компетентностного подхода:

1.Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);

2.Идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);

3.Теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);

          4.Теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

          5.Методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);

      6.Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

     7.Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);

     8.Технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н. Н. Светловская).

  На своих уроках я активно использую:

     -информационно-коммуникативные технологии;

     -технологию проблемного обучения;

     -здоровьесберегающие технологии;

     -деятельностный метод;

     -проектно-исследовательскую деятельность;

      -технологию групповой работы.

Новизна опыта

     Данный опыт позволяет  устранить затруднения в практике учителя начальных классов по формированию читательской компетентности младших школьников, опираясь на подбор  наиболее эффективных форм организации урочной и внеурочной  деятельности. А также организуя процесс обучения таким образом, чтобы дети испытывали потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

        

Технология опыта

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированной  духовной потребностью в книге как средстве познания мира и самопознания.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и  познавательная компетенции.

     Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов.  В рамках этой компетенции формируются следующие читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чём  произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль,   умение апеллировать к источнику знаний.

     Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

     Познавательная компетенция  определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов.            

     Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.  

Основная цель моей работы в направлении формирования читательской компетентности.

Научить:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

На своих уроках и занятиях я использую следующие методы и приёмы для развития читательской компетентности:

• метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение);

• эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы);

• исследовательский метод (подготовка докладов и выступлений, составление плана к своему ответу или докладу, самостоятельный анализ произведения), репродуктивный метод (обзорная лекция учителя, задания по учебнику).

Формы организации урочной и внеурочной деятельности

1.Уроки с использованием ролевых игр.

На этих уроках ученики получают возможность в рамках заданного исторического времени примерять на себя определенную роль (писателя,  путешественника). Такие занятия можно проводить с первого класса.

2. Урок - путешествие.

    Основная задача подобных уроков – найти в книжных источниках  информацию о периоде, в котором было написано произведение, дать возможность мысленно перенестись в данную эпоху, познакомить с особенностями взглядов писателя. Данную форму лучше проводить с четвёртого класса.

3. Урок - издание газеты.

    Учащимся дается задание на дом найти материал  по определённой  теме. Или, из множества материала, предложенного мною, обучающиеся выбирают материал, подходящий к данной теме. Такая работа проводится в малых группах.  И результатом работы становится выпуск газеты, альманаха.  

Приложение 1.

4. Виртуальный музей.

Это форма работы для более подготовленных учащихся (4 класс). Проводится с использованием медиа - ресурсов. Тематику и основную часть наглядных материалов подбираю я  сама. Учащиеся учатся искать информацию в Интернете об архитектуре, музыке, живописи, истории выбранного периода времени. Оценивается умение аргументировать свой выбор, найти необходимую информацию, представить ее кратко и логично.

5. Заочная экскурсия - проводится как в урочное, так и во внеурочное время.  Учащимся  дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики активно участвовали в обсуждении, опираясь на свой читательский опыт. Такие уроки практикуются чаще всего в процессе изучения новых произведений.

6. Урок - творческий зачет  проводится в виде викторин, соревнований, инсценировок.  Такие уроки предусмотрены  в учебники  литературное чтение по УМК «Начальная школа 21 века». Театрализация  способствует развитию читательского интереса и углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию творческой активности детей.                                                                                      

Приложение 2.

7. Конкурс проектов.

    Темы проектов я предлагаю учащимся  в начале учебного года.  В дальнейшем  во время внеурочных занятий  вместе с учеником обсуждается тема и план работы над проектом, выбор необходимой литературы, возможные варианты презентации проекта. Проектными работами обычно мы начинаем заниматься  со второго класса. Но ещё в 1 классе мои учащиеся с родителями захотели участвовать в школьном конкурсе проектных работ «Моя читающая семья». Данный конкурс проектов проходил во втором полугодие обучения, когда закончили  обучение грамоте и учащиеся самостоятельно могли вести процесс оформления. Т.к. одним из требований к оформлению работы  был не печатный текст, а рукописный. Из 30 обучающихся участвовали -27 человек. Родители были активными помощниками. Результатом проекта была книжка - малышка, сделанная самими детьми.

        Такая форма работы  очень увлекательна для учащихся.

                                                                                                          Приложение 3.

8.     Литературно -  музыкальные композиции обычно приурочены к разным событиям литературного характера. На такие мероприятия мы  приглашаем учителей, родителей  и учеников других классов.

       Сценарии мероприятия разрабатываются вместе с учащимися. Подготовка к мероприятию, наглядные материалы, выставки книг, разучивание стихов и песен – всё это проводится во внеурочное время.

Приложение 4.

9. Большая роль в приобщении детей к книге играет школьная и городская библиотеки. Мои учащиеся частые посетители городской библиотеки, где для них проводятся различные литературные викторины по прочитанным произведениям или в рамках Недели детской книги.                                                                        

Приложение 5.

10. Встречи с писателями и поэтами.

     Для учащихся подобные мероприятия имеют огромное значение. Вместе с учащимися 4-б класса  подготовили и провели литературно-музыкальный вечер «Поэты Ардатова», на который были  приглашены  поэт, писатель, журналист районной газеты «Маяк» Л. В. Кириллова, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Ардатовская ООШ» Святкина Л.А., родители. Сценарий этого мероприятия был разработан учеником Святкиным Кириллом.  А остальные учащиеся с большим удовольствием приняли участие в его организации и проведении.

Приложение 6.

11. Участие в конкурсах  чтецов, сочинений  в классе, школе, на муниципальном уровне, дистанционных мероприятиях. 

Приложение 7.

12. Литературные викторины и  мероприятия, проводимые в рамках Недели детской книги в школьной и городской библиотеках.

Приложение 8.

13. Конкурсы выразительного чтения.

Приложение 9.

Открытые мероприятия, проведённые в период с 2015г-2019г

Дата

класс

Место проведения

Название мероприятия

1

2015-2016

1

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Внеклассное мероприятие «До свидания, Букварь!»

2

2015-2016

1

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Проект семейного чтения «Войдем в мир книг вместе»

3

2015-2016

1

МБОУ «Ардатовская ООШ», библиотека

В мире замечательных книг

4

2016-2017

2

Детская городская библиотека

По страницам прочитанных книг

5

3

Детская городская библиотека

Творчество С.Я.Маршака

6

2018-2019

4

Детская городская библиотека

«Как здорово уметь читать!»

7

2018-2019

4

Библиотека им.Н.К.Крупской, музей

Знакомство с творчеством писателей – земляков.

8

2018-2019

4

Краеведческий музей

Знакомство с творчеством И.Арепиной, Л.К.Татьяничевой

9

2018-2019

4

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Литературно –музыкальный вечер     «Поэты Ардатова»

Результативность опыта

        Предлагаемый опыт имеет положительные результаты, позволяет достигать высокой эффективности развития у учащихся читательской компетенции. Об этом свидетельствуют результаты проведения внеурочных мероприятий и конкурсов.

         Результаты проверки универсальных учебных действий по литературному чтению показали, что учащиеся умеют:

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты внеурочных занятий  и конкурсов:

Дата

класс

Место проведения

Название мероприятия

Уровень

Результат

2

2015-2016

1

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Проект семейного чтения «Войдем в мир книг вместе»

Школьный

Победитель-1

Призёр-2

Участник - 24

3

2016-2017

2

Детская городская библиотека

По страницам прочитанных книг

Муниципальный

Участники -28

4

2017-2018

3

МБОУ «Ардатовская ООШ»

День пожилых людей

Поздравительная открытка

Муниципальный

Участники -28

5

2017-2018

3

Краеведческий музей

Письмо на фронт

Школьный

Участники-28

6

2018-2019

4

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Проектно -исследовательская работа «Край родной, навек любимый»

 

Муниципальный

  

победитель

7

2018-2019

4

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Проектно -исследовательская работа «Край родной, навек любимый»

 

Республиканский

  

призёр

8

2018-2019

4

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Письмо солдату

Всероссийский

Участники-2

9

2015-2019

1-4

МБОУ «Ардатовская ООШ»

Дистанционные конкурсы на Интернет –портале Учи.ру

Всероссийский

Победители, участники

   

      Но самым значимым результатом я считаю то, что по данным  детской городской библиотеки  в 2018- 2019 учебном году  мои учащиеся  были признаны  самым читающим классом.

Возможность тиражирования

   Своим педагогическим опытом по данной  теме  я  делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района. Участвую  в работе педагогических семинаров  и секций муниципального  уровня.

      Проведены открытые внеурочные мероприятия для учителей начальных классов и родителей.

Адресные рекомендации по использованию опыта

  Материалы опыта  выставлены:

на сайте образовательного учреждения: https://ardoosh.nubex.ru/14114/

на личном сайте: https://nsportal.ru/silanteva-irina-petrovna

Литературные источники

1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество//Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. - С.55-68

2. Астафьева Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. - [Электронный ресурс] // URL: http://strmggu.ru/doc/5.pdf

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - [Электронный ресурс] //URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html.

4.  Граник Г.Г. Дорога к книге. - М., 1996.

5.  Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2008. - №5.

7. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс]// URL: www.mcbs.ru

8.Светловская Н.Н. 21 век: Итоги и перспективы исследования проблемы  формирования читателя в России//Монографический очерк.- М.: Экон-Информ,2014.- 88с.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т 6. - М.- Л., 1949.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО http://fgos.ru

11.Методическое пособие. Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskoie-posobiie-formirovaniie-chitatiel-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...