М.Скребцова "Мамино Сердце"
план-конспект урока по чтению

Михеева Лилия Ивановна

Внеклассное занятие, посвящённое Дню матери в начальном звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kartiny.pptx_0.ppt1.27 МБ
Файл urok_skrebcova_mamino_serdce.docx29.55 КБ
Package icon mama_0.zip38.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этель Пеневиль. Мать и Дитя

Слайд 2

Леон Эмиль Кале. Мать и дитя

Слайд 3

Джон Хопнер. Мать и дитя

Слайд 4

Гарри Росселанд. Мать и дитя



Предварительный просмотр:

Тема урока: При солнышке тепло, при матери добро.

Цели урока:

- познакомить учащихся с произведением

- выделять главную мысль произведения, делать выводы

- развивать монологическую речь

- воспитывать уважение к матери

- воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Ход урока.

 1.Релаксация (звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

       (во время релаксации учитель открывает доску, на которой солнышко)
- Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось? (солнце)

2.Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов.


- А с чем у вас ассоциируется слово «солнце». (С мамой)

«Найти пословицу»

П

Р

И

Ю

Е

Т

Ц

Щ

Л

Э

Е

Р

И

Ё

Ц

Ч

Ф

А

Й

С

Ж

К

Е

Ф

Ш

Й

О

Т

Ч

Д

О

Б

Р

Х

Л

З

О

Я

Ш

П

Ё

Г

Н

О

А

Ц

К

Н

Ш

О

Ъ

Ь

Ъ

Л

Н

Ы

Л

О

П

Р

И

М

Щ

Х

Э

Щ

З

С

— Посмотрите, даже пословица согласна с вашими высказываниями.

— Чем же похожи мама и солнышко?


3.Сообщение темы урока.
— Кто догадался, какая тема нашего урока?
(При солнышке тепло, при матери добро.)


4.Мотивация  учебной деятельности.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Мама»

- Что вы узнали о маме из стихотворения?  (Мама нежно любит свое дитя; молитвой сохраняет, оберегает сон ребенка; обещает, что завтра снова будет солнце, любовь и ласка)  

5. Работа с картинами

-Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке.

О матерях писали не только поэты, писатели, но и художники. Мы сейчас рассмотрим репродукции картин разных художников мира и после просмотра ответим на мои вопросы.

Просмотр картин.

 - Вы рассмотрели репродукции картин разных художников мира.

-Что изображено на каждой картине? Понравились ли они вам?

- Какая из картин особенно понравилась? Почему?

- Какие чувства хотели выразить художники в своих картинах?

- Какие цветовые тона преобладают на картинах художников?

-Как вы думаете, что хотели сказать зрителям художники? Сформулируйте основную мысль всех картин.

- Что общего в этих картинах?

6.- Сегодня мы познакомимся со сказкой молодой художницы и поэтессы Марии Скребцовой, которая называется «Сердце матери», а в конце урока узнаем, какие чувства вызвала у вас эта сказка.

На доске слова:

Лес

Берёза

Дочки

Защищала

Гроза

Ствол

Сердце

Пень

- Составьте по опорным словам предположение  сказки.

-После прослушивания мы узнаем, сбылись ваши предположения или нет.

7.Чтение сказки хорошо подготовленным учеником.

8.Проверка первичного восприятия текста.

- Подумайте и скажите, кого вы представили в образе Березы - матери?

9.Анализ произведения.
- Сколько дочек было у берёзки?
- От чего мать-берёзка защищала своих дочерей?
- Что произошло в лесу?
- Как берёзка защитила своих дочерей?
- Куда ударила молния?
- Почему не загорелась берёза?
- Что произошло после грозы?
- Что так не удалось сделать молнии?
- Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
- Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.

10. Повторное чтение детьми.

- Прочитай те сказку ещё раз самостоятельно и нарисуйте , как вы представляете эту семью.

-Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

-Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

- А вы как можете защитить маму?

- Какие качества своих мам вы увидели в образе Березы-матери? На доске сердце подберите эпитеты к слову мамино сердце.

11. Физминутка .

Учитель: (вместе с детьми)

В этом слове солнца свет. Мама.

Лучше друга в мире нет. Мама.

Кто роднее, чем она? Мама.

У нее в глазах весна. Мама.

На земле добрее всех. Мама.

Дарит сказки, дарит смех. Мама.

Из-за нас порой грустит.

Пожалеет и простит. Мама!

12.Сравнение реальных результатов с ожидаемыми.

-Хотелось бы, чтобы вы прослушали  отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери»

-Что общего между сказкой Марии Скребцовой и рассказом Ю. Яковлева?

Чтение подготовленным учеником.

- Что общего между рассказом и сказкой?

- Какова же тема этих двух произведений?

- Подумайте о своём отношении к маме. Всегда ли бываете ли вы правы, не обижаете ли её?

- Если вы обидели маму, находите ли в себе мужество извиниться, попросить прощения?

13.Упражнение «Незаконченное предложение».

- А сейчас наша поляна зацветёт благодаря вашему отношению к прочитанной сказке. На цветочках напишите, какие чувства вызвала в каждом из вас сказка. Вам нужно продолжить предложение: «Прочитанная сказка вызвала во мне чувства …»

- Помогут вам в этом опорные слова:

жадности                зависти
порядочности         заботливости
страха                      щедрости 
доброты                   любви
гордости                  уважения
ответственности      опрятности
жалости                    злости

(Дети зачитывают предложения и прикрепляют цветочки на доску).

14.Оценивание.

- Наша поляна стала праздничной, красивой, светлой. Мне очень хочется, чтобы в ваших сердцах тоже осталась частичка праздника, радости от сегодняшнего урока.


15. Клип

16. -Дорогие мамы! Поздравляем Вас с наступающим Днём Матери! Желаем Вам терпения, сил, семейного благополучия! Пусть Ваши семьи будут Вашими крепостями, где Вы всегда найдёте мир, покой, счастье, уверенность! Мы с ребятами приготовили для Вас  небольшие подарки, примите их.

Используемая литература:

1. Основы духовно – нравственной культуры народов России.Основы светской этики ,авт. М. Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

2. Занимательное азбуковедение ,  авт.- составитель В.В. Волина. – М.: Про- свещение, 1994

3. Интернет  http://www.dobrieskazki.ru/books1.htm - сказка М. Скребцовой «Мамино сердце»



Предварительный просмотр:

Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери»

Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное - вроде утоления жажды.

Однажды в один из суровых дней я пришёл из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушёл. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери то, чего у неё нет, — последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя и тебе станет мучительно стыдно    от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискарёвского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья,  здоровьесбережения 3 класса  общеобразовательных учереждений....

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Презентация "От сердца к сердцу. Письмо ветерану"

В презентации показаны лучшие творческие работы учащихся МОУ "СОШ №3 им. С.В.Ишеева" г. Ясногорска Тульской области"Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/HyaL4WqEsS7We...

Разговор от сердца к сердцу "По ступеням красоты духа - к самосовершенствованию".

Мастер - класс для учителей начальных классов. Размышление о предназначении учителя....

Социально-значимый проект " От сердца к сердцу"

Актуальность данного проекта очевидна- обучающие проявляют чувство милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окуржающий мир....

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Тема беседы «От сердца к сердцу добро летит»

Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья......